Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, в семье, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"»
МКОУС (К)Ш №62
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
Педагог- психолог: Белан О. В.
2019-2020 учебный год
Распознавание суицида: профилактика
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, в семье, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.
ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным. Сопровождается переживаниями и размышлениями о смысле жизни, которым предшествуют угнетенное настроение или депрессивное состояние.
2. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, призывом о помощи или попыткой своеобразного шантажа.
3.Скрытый суицид (косвенное самоубийство) ориентировано на риск, на игру со смертью (экстремальные виды спорта, самоизоляция, употребление сильных наркотиков и т.д.).
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что "надоела такая жизнь", "вот бы уснуть и не проснуться", возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. По данным исследований среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75% случаев попыток самоубийств. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.
Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).
Острый пресуицид провоцирует моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении 3 месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, так как считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию, не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как раз и совершаются повторные попытки. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.
ПРИЧИНЫ СУИЦИДА
Существует несколько классификаций причин суицидов. По одной из них основными причинами самоубийств являются:
1) изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
2) безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
3) чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства);
4) низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя.
В детском и подростковом возрасте причины суицидов следующие:
несформированное понимание смерти.
В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет;
отсутствие идеологии в обществе.
Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии;
ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения;
дисгармония в семье;
саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества);
в подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения;
депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
Много шутить на тему самоубийства.
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия;
- замкнуться от семьи и друзей и т.д.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
Предпринимаемая раньше попытка суицида.
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
• будьте внимательным слушателем;
• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
● помогите осознать его личностные ресурсы;
● окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
● внимательно выслушайте его!
●уделяйте как можно больше внимания ребенку!
Вам необходимо услышать то, что они хотят сказать, услышать их боль и отреагировать, мягко и доброжелательно показать выход. Человек с такой проблемой не видит адекватно свою ситуацию, реальность воспринимается им искаженно.
Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте
бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь
разобраться с его состоянием, ведь речь может идти о его здоровье и
даже жизни.
Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что
конкретно делать в сложившейся ситуации, вам может помочь данная
памятка.
Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида:
Необходимо:
Подобрать ключи к разгадке суицида. Профилактика суицида состоит не только в заботе и участии друзей и родственников, педагогов, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь.
• Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что
авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже
опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут
спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть,
агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной
формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если
ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его
целесообразности.
• Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в
классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и
сотрудничество.
• Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников
становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками
конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь
нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
• Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога
• Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в
жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего,
они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте,
что хотят ученики, как намерены, добиваться поставленных целей, помогите
им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно
поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы
при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной
• Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач — такой же важный опыт,
как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста.
Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.
Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика.
Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
• Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток
отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
• Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-
то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
Рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Определить причину психотравмирующей ситуации, выявить внутренний конфликт.
Создать благоприятный психологический климат, учитывая социальный статус каждого ребенка.
Учителям знать возрастные особенности учащихся.
Избегать психотравмирующих ситуаций, проводить уроки с положительно-эмоциональным настроением.
Помочь учащимся в определении приоритетов, учить отказываться от завышенных требований и сверх ожиданий, поощрять личные достижения и успехи ребенка.
Культивировать уверенность ребенка в себе.
Не сравнивать успехи и достижения ребенка с достижениями других ребят.
Быть для ребенка внимательным слушателем.
Задавать вопросы учащимся, чтобы помочь разобраться им в своих мыслях.
Проявлять толерантность к действиям детей, не допускать вседозволенности.
Устанавливать заботливые взаимоотношения. Чаще использовать фразы: «Мы с тобой», «Мы тебя любим» и т.д.
Формировать у детей понятия о том, что жизнь – это главная ценность для человека.
Помогать ребенку сформировать жизненные принципы, свое кредо.
Включать ребенка в общественную жизнь класса, школы и т.д.
Как можно чаще использовать тактильные прикосновения.
Не запрещать детям выражать свои эмоции.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Что делать педагогу:
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно "внушить" ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в "вечно недовольном виде" и "брюзгливости", лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.