Просмотр содержимого документа
«Роль наставничества в становлении молодого учителя»
Роль наставничества в становлении молодого учителя-педагога и вожатого.
Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.
Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей, что называется «старой закалки». Да, они имеют крепкие знания, огромный опыт. А готовы ли они передать этот опыт молодёжи? Оказалось, не всегда. Большой разрыв в возрасте может в отдельных случаях являться определённой преградой в организации наставничества. Да и формы наставнической работы требуют обновления. Классические виды и формы изжили себя. Мы все свидетели того, как последние годы снизился интерес к наставничеству. Я считаю, что основной причиной является несоблюдение принципа добровольности, когда обучаемого “прикрепляют” к наставнику и молодой педагог принужден таким образом перенимать опыт старшего коллеги. Но такая формальная организация педагогического наставничества снижает его эффективность.
Школа – вечно живой механизм многовековыми традициями, методиками. И, как бы ни говорили об учителе – роботе, вряд ли они будут в современной школе. Живого учителя не заменит никто! Учитель – это ключевая фигура в системе образования. Мы стали – учителями, стали главной фигурой образования. Образование жило всегда, даже когда не было плакатов, учебников, пособий, жило, потому что был Учитель, Личность, Специалист, Человек, дающий знания. Поэтому крылатая фраза «Кадры решают всё» никогда не теряет своей актуальности в образовании!
Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. В образование пришло много молодых, энергичных, но не всегда готовых к сложностям педагогики людей. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, это – не методика ведения урока, а эмоциональное общение. Как ни странно, большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста; межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе.
Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов.
Уходят молодые, перспективные молодые люди не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные учителя. (Пример с Интернета)…………………..
Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения в школе. (Коучинг (профессия): учить выживать, быть впереди. Наставничество – глубоко личные отношения. Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения).
Интерес к теме наглядно виден на Интернет-форумах и электронной периодике, где обсуждаются не только вопросы организации работы наставников, но и, более широко, возможности наставничества как механизма передачи знаний и создания особой корпоративной культуры. Предназначение учительства определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Обращали ли вы внимание, что педагог “от Бога” всегда пунктуален, собран, излучает интеллигентность и образованность и культуру.
А ведь сегодня (правда, иногда) смотришь на молодого учителя и думаешь: “Где твоя внутренняя интеллигентность? Где образованность и культура?”.
Понятно, что случайные люди (а они есть!) в образовании – это зло! От них нужно немедленно отстраняться и избавляться…Случайный человек –просто приходит заработать, отбыть формально часы, поучить деньги и тихо уйти домой, ни за что ни перед кем не отвечая. Есть среди них те, кто проработал всю жизнь в школе. От них веет пессимизмом, недовольством всегда. Виноваты все – от государства до коллеги… От таких учителей – и ученики – последователи….пессимизма, унылости, безынтересной жизни. Бегите от них, не оглядываясь!
Есть ли у Вас в учебном заведении люди звания “Золотые руки” и “Золотые мозги”, «Золотая душа»? Есть ли у вас ведущие специалисты по каждому образовательному направлению, способные вести за собой? Сколько им лет? Какой у них стаж? Это – не важно! Важно - щедры ли они душой или “чахнут” над своими пособиями и материалами, готовы ли они на равных поделиться с наработанным своим опытом!
В нашей школе 509 мы отошли от «классического наставничества». Причина: школа новая, по-своему – уникальная: больше половины учителей со всей России. И – столько идей, щедрости души! Поэтому у нас наставничество – тоже в уникальных формах. Нам приемлемый вид наставничества – «желательный наставник» – предполагает, прежде всего, учет интересов молодого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Этот вид наставничества является неформальной, неофициальной поддержкой молодого учителя со стороны симпатизирующего ему более опытного коллеги. (Много молодых. Нет опытных членов МО. Ведение часов в классе наставника. Другой пример удачного наставничества - это сотрудничество учителя географии и учителя математики. Этот творческий союз сложился на основе работы в одном классе). «Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.
И, самое главное, наставников можно выбирать ни один раз! Так как еще одна форма - объединения в творческие группы для совместной творческой деятельности (разные мероприятия) позволяют создать новые союзы «Учитель-ученик»: единство интереса к какой-то проблеме, компенсаторные возможности (один педагог-выдумщик, фантазёр, другой владеет искусством технологизировать, инструментировать идею, или обладает огромным опытом структурирования, анализа, описания методических разработок), взаимная симпатия, психологическая совместимость.
Мы также пропагандируем коллективную форму наставнической работы. Считаем, что реально помочь молодому учителю можно не только в индивидуальной работе с ним.
Молодым у нас в школе-«Предоставляется кредит доверия», т.е. свобода на творческие уроки, мероприятия.
Наши молодые, и не очень молодые вместе играют с детьми в настольный теннис, волейбол, футбол. И это – здорово!
Какие бы формы ни были, мы следуем основным задачам школьного наставничества:
-привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
-ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности (Не игра в доброго всезнающего современного учителя);
-адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Если следовать этим 3 задачам, безусловно, «получим» специалиста, творческого учителя, вожатого - т.е. руководителя - ведущего детей, учителей за собой.
Результаты моего наставничества:
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:
– во-первых, наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности (Молодежь- вдохновитель моих идей);
– во-вторых, я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моей коллеги («Сею зерно мудрости»);
– в-третьих, это стимул к самосовершенствованию (Учитель должен «соответствовать» возрасту своих подопечных);
– в-четвертых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, сама учусь у них расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности, т.е. – быть открытой для современных педагогических инноваций! (Ох, как много слов новых, современных, а профессий – и подавно. Чтобы быть детям интересными – мы должны все это знать!!!)
– в-пятых, это - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным. (Пост: Кроме высшего образования нужно иметь среднее соображение, и, как минимум, начальное воспитание).
Поэтому я считаю, что сотрудничество «наставник-ученик» должно развиваться именно по принципу партнёрства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большей энергией.
Заключение
Вряд ли одних этих шагов достаточно для решения наших больших проблем в образовании…….
Во все времена культура сохранялась, транслировалась и возрождалась в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный "стержень" которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми я считаю учителей - наставников. Поэтому призываю моих молодых коллег прислушаться к словам опытного поколения, следовать их примеру – служению Детству!
России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Поэтому именно с молодыми учителями мы и сегодня связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира.