Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в работе с родителями»
Роль классного руководителя в работе с родителями.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Посещение семьи— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьикак форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания.
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации
(если они заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться.
Посещение семьи, как форма работы с родителями на сегодня в педагогике спорная.
С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, и значит сможет по возможности влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что ведет к осложнению взаимоотношений педагога с семьей.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
Если в своей практике классный руководитель/воспитатель использует эту форму работы с семьей, желательно соблюдать следующие условия:
- Не приходить в семью без предупреждения!
- Не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным)!
- Не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»)!
- Нельзя вести беседу в агрессивном тоне!
- Не поучайте родителей, а советуйте!
- Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание
(если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу)!
Основными направлениямив деятельности классного руководителя в работе с родителями следует считать: - педагогическое просвещение родителей; - коррекцию семейного воспитания; - совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей; - защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Задачи классного руководителя в работе с семьей:
- изучение семьи; - выработка единых требований к школьнику семьи и школы; - определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; - организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала.
В работе с родителями классным руководителем используются разнообразные формы: - массовые (родительские собрания, конференции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, праздники, дни коллективного отдыха, совместные посещения театров и музеев, походы, экскурсии и др.); - групповые (родительский комитет, совет класса, консультация, беседа и др.); - индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.). Самой распространенной в практике и эффективной формой признаетсяродительское собрание. Родительские собрания могут быть: - организационными (в начале учебного года); - тематическими (диспут, практикум, обмен опытом по педагогической проблематике ); - итоговыми (в конце учебного года); - совместными собраниями родителей и учащихся; - комбинированными (включают элементы всех форм собраний). Примерная структура комбинированной формы родительского собрания 1. Вступительное слово классного руководителя по теме. 2. Выступления отдельных родителей и членов родительского коми¬тета по теме собрания. 3. Анализ анкетирования учащихся и родителей по обсуждаемой проблеме. 4. Анализ педагогических задач и ситуаций в семье. 5. Дискуссия (обмен опытом) по теме собрания. 6. Ответы классного руководителя на вопросы родителей. 7. Обзор психолого-педагогической литературы по теме. 8. Подведение итогов собрания (выводы, советы, рекомендации). 9. Принятие решения. 10. Сообщение о теме следующего собрания, обсуждение плана его подготовки.