5
Введение.
Двигательная активность складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее'/. суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки.
Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Надо помнить, что только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. У ребенка формируется синдром гиподинамии, являющийся одним из условий многих недугов взрослых людей, а тем более подростков. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению.
Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры. Но при одних формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся реализует: около 27% суточной потребности в физической нагрузке (уроки волейбола, баскетбола, других подвижных игр,); около 40% при занятиях легкой атлетикой; 57% на уроках лыжной подготовки. Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.
| | Культурно-оздоровительные мероприятия |
| | | | | Спортив- |
| Ежедневный вный | Гимнастика | Физкульт- | Подвижные | ный час |
Классы | объем | до учебных | минутки на | перемены, | в группах |
| времени,ч. | занятий, мин. | уроках, мин. | мин. | продлен- |
| | | | | ного дня, ч. |
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
I-H | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
V | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 |
VI | 2 | 5-7 | 5 | 35-45 | 1 |
VII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 |
VIII | 2 | 6-8 | 5 | 35-45 | 1 |
IX | 2 | 6-8 | — | 35-45 | 1 |
X | 2 | 6-8 | — | 15-20 | — |
XI | 2 | 6-8 | — | 15-20 | — |
| | Внеклассные | Общешкольные | |
| | формы заня- | мероприятия | Самостоя- |
| Уроки | тий в неде- | | | тельные |
| физкуль- | лю: спорт- | | | занятия |
Классы | туры | секции, | Участие | | физкульту- |
| в неделю, | кружки | в соревнова- | Дни здоровья | рой не |
| ч. | физкуль- | ниях в учеб- | и спорта | менее, мин. |
| | туры, группы | ном году, раз | | |
| | ОФП, ч. | | | |
I | 2 | 1,1 | 6-8 | Е | 10-15 |
II | 2 | 1,3 | 6-8 | Ж | 15-20 |
III | 2 | 1,3 | 6-8 | Е | 15-20 |
IV | 2 | 1,3 | 6-8 | М | 15-20 |
V | 2 | 1,3 | 8-9 | Е | 20-25 |
VI | 2 | 1,3 | 8-9 | 20-25 |
VII | 2 | 2 | 8-9 | С | 20-25 |
VIII | 2 | 2 | 8-9 | Я | 20-25 |
IX | 2 | 2 | 8-9 | ч | 25-30 |
X | 2 | 2 | 10 | н | 25-30 |
XI | 2 | 2 | 10 | о | 30-35 |
Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников — отдельная проблема, представляющая интерес для учителей физкультуры.
Обратим внимание на принцип, которым должен руководствоваться и учитель физкультуры, и администрация образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!». Парадокс, когда ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 минут без активного движения.
Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые осуществляются в водной сфере, а вторые — на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет положительный следовой эффект. В результате реализации внеурочных форм ребенок может удовлетворить до 40% потребности в двигательной активности.
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий) и 2) «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К «малым» формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.
* относительно узкая направленность деятельности: в рамках таких форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это могут быть задачи по умеренной тонизации и ускорению «врабатывания », по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.п.;
* незначительная продолжительность: «малые» формы как бы сжаты во времени — выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
* невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными (особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности);
* уровень функциональных нагрузок во время выполнения «малых» форм относительно невысок.
Хотя «малые» формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важными факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.
Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после 2-3-го урока продолжительностью 20-40 минут.
Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин.) или урока труда (5-7 мин.). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1—2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее — наоборот.
Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение одного учебного дня, организатору (куратору) их проведения в школе — обычно учителю физкультуры — необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.
Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6-7-го класса). Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» и проводится под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить, что может быть включено в программу уроков физкультуры.