Просмотр содержимого документа
«Программа мастер-класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального образования город-курорт Геленджик
Программа
проведения мастер-класса
« Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»
Составитель:
Томаева Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
Геленджик, 2017
Цель:
- обобщение и расширение знаний по использованию
здоровьесберегающих технологий на уроках;
- решение проблемы ухудшения здоровья младших школьников в
процессе применения здоровьесберегающих технологий в
урочной деятельности.
Задачи:
познакомить с применением интерактивных технологий при организации здоровьесберегающего компонента на уроке ;
раскрыть значение и виды здоровьесберегающих технологий;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся ;
Оборудование: презентация, плакат «Гимнастика для глаз», листы бумаги А-4 (25 шт.), 2 таблички для двух групп учителей, ножницы
(2 шт.), приложение №1 «Критерии современного урока с позиций здоровьесберегающих технологий» (2 экземпляра), приложение №2 «Массаж пальцев рук» (25 шт.), приложение №3 «Багаж полезных советов по сохранению здоровья учителя» (25 шт.), приложение №4 «Анкета» (25 шт.).
План проведения мастер - класса
Приветствие участников мастер – класса: ( 1 минута; слайд 1 - 2.)
Презентация педагогического опыта(демонстрация слайдовой презентации на 30 минут)
Обоснование проблемы здоровьесбережения школьников
( 5 минут; слайды 3 -9)
Задачи здоровьесберегающей деятельности
( 3 минуты; слайды 10-11)
Этапы здоровьесберегающего урока
( 5 минут; слайды 12-14)
Виды и особенности здоровьесберегающих технологий
( 4 минуты; слайды 15-18)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках.
( 5 минут; слайды 19- 21)
Подведение итогов. Рефлексия. Анкетирование участников
(8 минут; слайды 22-23)
Приветствие участников мастер-класса.
( 1 минута; слайд 1 - 2.)
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!
Я предлагаю вам сегодня вместе со мной обсудить заявленную тему мастер-класса, почувствовать себя учениками школы, ведь все учителя хоть иногда задумывались вернуться назад в своё школьное детство, ещё раз осознать свою роль – роль учителя, в вопросах здоровьесбережения школьников и своего личного здоровья.
Слайд 2.
Знакомство с темой мастер класса, представление себя аудитории.
Презентация педагогического опыта
•Обоснование проблемы здоровьесбережения школьников
( 5 минут; слайды 3 -9)
Слайд 3.
Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
- Представьте, что вы находитесь на уроке ИЗО. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)
Слайд 4.
Обсудить проблему
- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
(Варианты ответов).
Принятие решения
- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
Слайд 5
Совместное целеполагание
(Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске.)
Слайд 6
– О чём сегодня пойдёт речь? (Варианты ответов).
- Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?
Задание на ассоциации
- На каждую букву этого слова назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Слайд 7
З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е
Задор
Движение
Оптимизм, образ жизни
Радость
Образованность
Восторг
-----------
Единство души и тела
– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Слайд 8
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.).
Здоровье человека зависит:
На 50%-от образа жизни
На 25%-от состояния окружающей среды
На 15%-от наследственной программы
На10%- от возможностей медицины
Слайд 9.
- Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
• Задачи здоровьесберегающей деятельности
( 3 минуты; слайды 10-11)
Слайд 10
Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки. Цель мастер-класса – показать, что это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка, но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия. Так как психическое здоровье человека во многом определяет его физическое состояние.
Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи. В первую очередь, нужно научить ребенка развить его познание включая в урок много учебной информации. От этого дети утомляются.
Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.
Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха.
Перед вами на доске четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, он должен создавать условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые, в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.
Прийти к этому невозможно, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.
Слайд 11
Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?
- За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье.
Задача современного учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.
Этапы здоровьесберегающего урока
( 5 минут; слайды 12-14)
Слайд 12.
Специалисты предлагают в современный здоровьесберегающий урок включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся.
На 2 этапе - учащиеся задают вопросы.
На 3 этапе - учитель и дети находят на них ответы. Такой урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, большей удовлетворенностью от урока, как у учителя, так и у учеников.
Давайте попробуем вместе ответить на вопрос, «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?»
Слайд 13. 6. Работа педагогов в группах и обмен опытом по теме:
« Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?»
(Учитель делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа - «Структура современного здоровьесберегающего урока».
Каждая группа обсуждает, выбирает карточку с нужным тезисом ( для облечегчения работы групп – критерии уже прописаны, нужно только правильно выбрать карточку).
Слайд 14
Ответы педагогов 1 группы:
«Условия здоровьесбережения на уроке».
Соблюдение этапов урока.
Использование методов групповой работы.
Использование интерактивных методов.
Создание положительной психологической атмосферы.
Активность каждого участника.
Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Упражнения для глаз.
Дозировка объема учебного материала.
Ответы педагогов 2 группы:
«Структура современного здоровьесберегающего урока».
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.
Виды и особенности здоровьесберегающих технологий
( 4 минуты; слайды 15-18)
- Сегодня очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. А какие именно упражнения можно отнести к здоровьесберегающим технологиям? (ответы педагогов).
Слайд 15-16
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
- Хочу объяснить Вам незнакомое, но красивое слово «стретчинг».
Название стретчинг происходит от английского слова «stretching» - растягивание. Стретчинг - это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения применяют в утренней зарядке, разминке и как средство специальной подготовки во многих видах спорта.
-Лично я применяю эти упражнения на уроках физической культуры.
Существует три типа упражнений, при выполнении которых происходит растягивание или удлинение мышц: статические, динамические, баллистические.
Статические - это очень медленные движения, при помощи которых принимается определенная поза и занимающийся удерживает ее в течение тридцати секунд-одной минуты. При этом он может напрягать растянутые мышечные группы, периодически или постоянно.
Динамический стретчинг - это медленные пружинящие движения, завершающиеся удержанием статических положений в конечной точке амплитуды движений.
Баллистический стретчинг - это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью.
Слайд17:
« Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»
отсутствие назидательности и авторитарности,
воспитание, а не изучение культуры здоровья,
элементы индивидуализации обучения,
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
интерес к учебе, желание идти в школу,
наличие физкультминуток,
наличие гигиенического контроля.
Слайд 18 .
Вывод:
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках.
( 5 минут; слайды 19- 21)
- Сейчас мы и будем ,как ученики, применять к себе эти технологии.
Слайд 19.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Гимнастика для глаз.
Эти упражнения относятся к технологиям сохранения и стимулирования здоровья. Как правило, использую их в начале урока, что ещё способствует и настраиванию на работу на уроке, организации поведения. Как видите, используется специальный плакат с упражнениями.(Он прикреплён к доске) Ученики уже за первые месяцы выучили упражнения наизусть и выполняют их с удовольствием.
Слайд 20.
Дыхательная гимнастика.
Это упражнение можно использовать и на уроках физической культуры, и на обычных уроках (как в начале урока, так и в середине, либо в конце), таким образом, его можно отнести сразу к двум технологиям: сохранение и стимулирование здоровья и обучение здоровому образу жизни. Называется оно «Шарик»: представьте, что вы шарики. На счёт 1-4 сделайте четыре глубоких вздоха и задержите дыхание. На счёт1-8 медленно выдохните и плавно сдуйтесь, как воздушный шарик.. Но иногда детям хочется более активного выдоха и я придумала для них «взрыв – бух!». Этот момент им очень нравится, и выполняют это упражнение учащиеся с огромным удовольствием.
Слайд 21.
Технология обучения здоровому образу жизни
Массаж пальцев рук
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга.
Массаж указательного пальца улучшает работу желудка;
среднего пальца - кишечника и позвоночника;
безымянного – печени;
массаж мизинца помогает работе сердца;
Например, на контрольной работе тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет вам быстрее найти правильное решение.
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.
(Раздаю учителям памятки по массажу, приложение №2)
- Хочется сказать, что упражнений я провожу гораздо больше, но на Ваше обозрение я представила именно те, которые по моему наблюдению легки в использовании, нравятся детям и действительно приносят пользу.
Подведение итогов. Рефлексия. Анкетирование участников
( 8 минут, слайды22-23)
1. Упражнение “Чемодан пожеланий”
- Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. У каждого из вас, наверняка, есть свои секреты эмоционального восстановления, снятия утомления, благополучного выхода из стрессовой ситуации и т.д. мне хочется, чтобы мы поделились друг с другом этими секретами. И каждый унес сегодня багаж с полезными советами от коллег по сохранению своего здоровья.
2.Работа в группах по составлению памяток «Багаж полезных советов по сохранению здоровья учителя» ( учителя составляют свои советы и зачитывают их затем).
- Я тоже подготовилась и хочу вам подарить Вам памятки с методическими рекомендациями по сбережению своего личного здоровья.
(Приложение 3)
(Вручение памяток и методических рекомендаций педагогам.)
Рефлексия (анкетирование)
-Мне бы хотелось узнать Ваше мнение по проведённому мною мастер-классу. Для этого я прошу вас ответить на вопросы анкеты. (Приложение №4).
Слайд 22.
Народная мудрость
Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости Хочешь быть счастлив неделю – женись Хочешь быть счастлив месяц – купи себе машину Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}