Просмотр содержимого документа
«Мой путь к здоровому питанию»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Уфимский колледж отраслевых технологий
Методическая разработка открытого урока
по теме
«Мой путь к здоровому питанию»
Разработчик: А.А. Слинкин ________
2018
Содержание
Аннотация 3
Методическое обоснование 4
Содержание мероприятия 6
I Вступление 6
II Основная часть 8
III Заключительная часть 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Приложения 15
Аннотация
Данная методическая разработка может быть использована для проведения открытого урока на тему «Мой путь к здоровому питанию». Она является частью социального проекта ГБПОУ УКОТ по теме «Мы выбираем жизнь!», реализуемого в рамках возрастающей потребности к повышению культуры питания.
Мероприятие проводится для расширения кругозора обучающихся, пропаганды ценностей здорового образа жизни и сплочения группы. Данное занятие выполняет следующие функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую. Просветительская функция направлена на получение новой информации. Направляющая функция призвана переводить обсуждение конкретного явления в практический опыт обучающегося.Ориентирующаяфункция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений. Формирующая направлена на тренировку навыков самооценки, выработке умений вести диалог, аргументированно отстаивать свое мнение.
Актуальность данной разработки не вызывает сомнений, поскольку одним из приоритетных направлений государственной политики была и остается забота о здоровье подрастающего поколения. Специфика нашего колледжа также предполагает пропаганду здорового питания, как неотъемлемой части здорового образа жизни.
Мероприятие сопровождается презентацией в программе MS Power Point. Презентация несет часть информационной нагрузки и играет роль наглядного пособия. Использование интернет-технологий в сочетании с традиционными методами позволяет создать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость студента.
Методическое обоснование
Тема: Мой путь к здоровому питанию
Форма мероприятия: эвристическая беседа
Цели мероприятия:
Дидактические:
- формировать понятие о роли сбалансированного питания в жизни человека;
- закреплять полученные знания и применять их на практике.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;
развивать коммуникативные навыки;
развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
прививать интерес к качеству потребляемой продукции;
прививать способность мыслить самостоятельно;
создавать условия для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;
- развивать кругозор обучающихся.
Обеспечение занятия:
компьютер;
мультимедийный проектор;
дидактические материалы для КТД.
В результате проведения мероприятия формируются следующие ключевые компетенции:
ценностно-смысловые;
информационные;
коммуникативные.
Основные методы и средства, применяемые на мероприятии:
метод наглядности;
метод проблемного обучения;
метод коллективного творческого дела;
метод игры-дискуссии;
визуальные, аудиальные, кинетические средства.
Межпредметные связи:
- химия;
- биология;
- история;
- литература.
План урока
I Вступление
II Основная часть
III Заключение
Ход внеклассного мероприятия
Минуты
5
35
5
Время
5
40
45
№ элемента
I
II
III
Содержание
I Вступление
1. Организационный момент (Погружение).
2. Актуализация знаний.
Игра в пословицы. Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем пойдет наша беседа? Помогут нам в этом крылатые выражения, или по-другому, пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них! На интерактивной доске вы будете видеть первую половину изречения, а ваша задача – постараться ее продолжить. (Приложение А).
Наверное, вы догадались, о чем пойдет речь? (Ответ: о питании, о еде).
А теперь взгляните на данное изречение!
Изречение. Студентам предлагается фраза: «Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться» Брилья-Саварена.
Как вы понимаете эти слова?
Существует ли связь между питанием и здоровьем?
Постановка проблемы (целеполагание мероприятия) Давайте постараемся вместе обозначить проблему (иными словами определить, о чем пойдет сегодня речь), которую постараемся решить за это время.
Итак, ребята, кто из вас считает, что питается правильно?
А правильно это как? (Развертывание дискуссии)
А что такое «здоровое питание»? (Обобщение ответов студентов с промежуточным резюмированием).
Мы – это то, что мы едим. Так говорил в давние времена Гиппократ.
Среди всего объема информации о питании, представленной сегодня, есть огромное количество противоречивой, неверной, иными словами, ложной информации, которая откладывается в нашем подсознании, передается из поколения в поколение, становится мифом.
И отсюда идет неверное решение проблемы. Люди, руководствуясь ложными сведениями, становятся на неправильный путь, позволяя себе не питаться, как уже было сказано выше, а не уметь питаться.
Итак, о чем сегодня пойдет речь?
Совершенно верно, сегодня мы вместе с Вами узнаем, откуда произошли самые распространённые мифы о питании, развеем некоторые из них и закрепим информацию с помощью применения метода кейсов.
II Основная часть
Давайте посмотрим на экран.
Демонстрация ролика.
Миф 1. Нельзя есть после 18:00
Дается разъяснение
Итак, ребята, суть данного вопроса кроется не в конкретном времени суток, а в активности нашей пищеварительной системы. Активность нашей пищеварительной системы зависит от времени суток и наибольшая приходится на утро, поэтому завтрак пропускать крайне не рекомендуется, это может привести к «зверскому» аппетиту в вечерние часы. К вечеру пищеварительного сока вырабатывается меньше, перистальтика понижается, пища, попадая в организм, переваривается медленнее, а жиры и вовсе начинают откладываться на нашей талии, потому что для их расщепления нет нужной активности. Поэтому рекомендуемый разрыв между сном и ужином должен составлять не менее трех часов.
Демонстрация ролика
Миф 2 Углеводы вредны (или почему вредное – такое вкусное?)
Дается разъяснение
Отказ от сахара, выпечки и прочих высокоуглеводных продуктов помогает худеть: заменяя большую часть углеводов на белок и овощи, вы автоматом едите больше по объему и меньше - по калориям. Это помогает придерживаться диеты и худеть. Но если сокращение углеводов делает вас несчастным и вечно голодным, стоит рассмотреть другие варианты - например, снизить количество жиров и освободившиеся калории отдать углеводам.
На самом деле: углеводы виноваты в лишнем весе, когда с ними человек ест больше калорий, чем нужно. С переработанными продуктами, выпечкой и шоколадом это, и правда, легко. Но бояться углеводов на диете, пока у вас дефицит калорий, не стоит.
Демонстрация ролика
Миф 3 От жиров нужно отказаться
Дается разъяснение
При избытке калорий вес увеличивается, даже если вообще не есть жиры. При дефиците калорий жиры худеть не мешают.
То, что насыщенные жиры однозначно вызывают сердечно-сосудистые заболевания, тоже не совсем верно. Прямой связи между насыщенными жирами в еде и заболеваниями сосудов пока не найдено. Нужно рассматривать все питание целиком.
Единственный вид жира, который безоговорочно вреден для здоровья, искусственно полученные транс-жиры. Это растительные жиры, которые отвердили химическим путём - маргарины, спреды и тому подобное. Их стоит есть как можно меньше.
На самом деле: толстеют не от жиров, а от избытка калорий. Организму нужны жиры, в том числе и насыщенные.
Резюмируя вышеизложенное, хочется подчеркнуть, что наиболее правильным в питании является соотношение между белками, жирами и углеводами 1:1:4. То есть, необходим Баланс питательных веществ!
Самостоятельная работа с использованием метода кейсов
После дискуссионной части группа делится на четыре команды,
Каждой из которых дается конкретное задание.
Обсуждение ситуаций
Итак, ребята, теперь вы осведомлены о том, что не вся информация о правильном питании является истиной.
III Заключительная часть
Рефлексия
Ребята, наше мероприятие подходит к концу.
- О чем мы сейчас говорили? (ответ: о мифах о питании)
- Как вы считаете: что в питании для вас полезно, а что вредно? (ответ: полезно все, но в меру, то есть нужен баланс)
- Ответьте, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего?
- Что из нашей беседы пригодится вам в жизни?
Проблема, которую мы затронули на мероприятии, подразумевает, что пища, которую мы употребляем, влияет не только на наше утоление голода, но и на наше здоровье в целом, характер наших болезней и, главное, на сознание. При выборе здорового питания нужно учитывать несколько ключевых моментов: что есть, как, когда и сколько. То есть оно должно быть сбалансированным.
Я благодарю вас за активное участие в уроке, мне было интересно с вами работать.
Заключение
Урок ставит перед педагогом и студентом несколько целей. Одна из них – умение находить и анализировать информацию по заданной теме. Обучающиеся должны сами понять, что правильное питание – это, прежде всего, сбалансированное питание.
Во время проведения данного мероприятия была определена проблематика, представлены пути ее решения, сформированы задачи на будущее.
Через мифы мы старались формировать у студентов умение находить информацию в первоисточниках и критически её оценивать.
В процессе диалога были заданы вопросы, побуждающие к рефлексивной деятельности. Например: «Как вы об этом догадались?», «Как у вас это получилось?».
При обсуждении и анализе материала предпочтительно:
избегать вопросов, подразумевающих только один правильный ответ (закрытых вопросов) и соответственно - больше открытых;
формулировать вопросы так, чтобы они заставляли студентов делиться мыслями, чувствами, а не давать заученных ответов.
использовать вопросы типа «А кто думает иначе?»;
не унижать достоинства студентов, признать их право на ошибку, непонимание;
стремиться привлекать к участию в обсуждении и анализе всех студентов группы;
подбадривать студентов, ориентируя их на успешность.
Учет подобных пожеланий помогает сделать урок эффективным и интересным.
Мартинчик, А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена : Учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образ. / А.Н. Мартинчик, А.А. Королёв, Л.С. Трофименко. - М.: Высшая школа, 2016. - 192 с.
Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов : Учеб. пособие для сред. проф. образования / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с.
Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза пищевых продуктов : Учебник / В.М. Позняковский. - 3-е изд., испр. и доп.. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2015. - 556 с.
Интернет- источники
http://builderbody.ru/poleznye-i-vrednye-zhiry/
Гигиена питания [Электронный ресурс] : Руководство для врачей / А.А. Королев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970437063.html
Клиническая диетология [Электронный ресурс] / Шевченко В.П. / Под ред. В.Т. Ивашкина - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://mos03.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970418000.html
Приложения
Приложение А
Пословицы и поговорки русского языка, связанные с питанием
Когда я ем, я глух и нем
Щи да каша — пища наша
Кто долго жует – тот сто лет живет
Что есть в печи, все на стол мечи
Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу