№ | Тема занятия | «Выявление и сопровождение одаренных и талантливых учеников». |
1 | Общие цели | Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей. Формирование психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными и талантливыми детьми. Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей. Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе. |
2 | Ожидаемые результаты | Учителя будут принимать во внимание результаты исследований, касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над определением понятий талантливых и одаренных учащихся. Учителя будут использовать новые подходы для постановки задач перед талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на принципы инклюзивной практики. |
3 | Ключевые идеи | Поиск талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок". Структура детской одаренности. Специфика детской одаренности. Классификации детской одарённости. Психофизиологическая основа одаренности. Проблемы одаренных детей. |
4 | Материалы и оборудование | Флипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик. |
Ход занятия |
Этапы занятия | Время оценку | Действия преподавателя и действия участников коучинга |
Приветствие | 5 мин | Упражнение «Ладошки» (рисуют ладошки свои, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке. Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением? |
Постановка проблемы | 10 мин | Модуль который мы сегодня рассмотрим «Одаренные и талантливые дети». Просмотр видео. Вопросы для дискуссии: -Какая из произнесенных фраз вас удивила, обратила на себя внимание? -Почему эта проблема актуальна для нас? -Какого ребёнка можно назвать одарённым? - Какой корень в слове одаренный( дар)? - Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе? |
Задание №1. | 10 мин | Распределение по группам (считалочка: царь, царевич, король) Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие: ____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. ___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. ___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант. Осуждаем, заполняем на слайде. |
Задание №2. | 15 мин | Распределение по группам (умный, добрый, активный) Оформление флипчарта или презентации ( на выбор): Эмоциональная характеристика одар. или тал. ученика Социальная характеристика Когнитивная характеристика Представление и обсуждение работ. 2 звезды и одно предложение относительно работы другой группы |
Задание №3. | 15 мин | Подвести итог первой части поможет следующее задание: «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях». Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей. Мифы и реальность об одаренных учениках Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют. Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне. Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что. Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие). Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно. Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание. Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением. Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы. |
Теоретическая часть. Пезентация | 10 мин | Видеоролик о детской одаренности. Обсуждение. Презентация «Признаки и структура детской одаренности». Беседа. |
Задание №4. | 10 мин | Анализ анкеты, которая была дана перед коучингом. Зачитать ответы вопрос: Как вы выявляете одаренных детей? Распределение по группам (осень, зима, весна) Достоинства и недостатки различных критериев определения одаренности Обсуждение в группе достоинств и недостатков каждого критерия, свои мысли заносят в таблицу. Выступление групп. Каждая представляет по 2 критерия. Дискуссия. Предоставить учителям писок сайтов, где можно найти большое количество различных тестов и методик по выявлению детской одаренности: http://cptd.ippk.arkh-edu.ru http://www.effecton.ru/762.html http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html http://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1-1-0-5 http://www.приреченскаяшкола.рф/index.php/shkolnyj-olimp http://www.liga1199.ru/ http://www.pms.ru/ http://edu.tatar.ru/buinsk/lic-int/sch |
Анкетирование | 5мин | "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми".Анализ результатов. Просмотр слайда «Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися» |
Тренинг | 10мин | Тренинг «Рисунок». Стимулирование креативного мышления через искусство Изучите свою картину (созданную вами) и ответьте на следующие вопросы. Вас также могут попросить поделиться своей созданной картиной и подходу к этому заданию. Сделайте список того, что вы видите на вашей картине. Какие идеи ваша картина передает? Какие чувства ваша картина вызывает у вас? Какого ваше отношение к этим чувствам? Если бы могли идентифицировать себя с объектом на картине, каким бы вы хотели быть объектом? Придумайте стихотворение, утверждение или визуальную модель вашей картины, которая бы имела такую же тематику и чувства. |
Рефлексия | 7 мин | Прием «Рюкзак». -Отправляясь в путь по выявлению и поддержке одаренных детей, что возьмете с собой? Закончит занятие замечательными словами В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Видеоролик Притча. |