Интерактивные методы групповой работы по профориентации
Интерактивные методы групповой работы по профориентации
Игра изначально связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. Групповое обучение позволяет реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к. приобщает детей к важным навыкам жизни: умение слушать, умение работать сообща, умение понимать другого человека, принимать его точку зрения, умение избегать конфликтов или решать их мирным путем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы групповой работы по профориентации»
Интерактивные методы групповой работы по профориентации
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Плутарх
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы. Понятие «интерактивные методы» переводится как методы взаимодействия участников между собой. Обучение строится на взаимодействии учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы позволяют решить следующие задачи:
1. Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
2. Повышение познавательной мотивации.
3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
4. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.
5. Воспитание лидерских качеств.
6. Умение работать с командой и в команде.
7. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Групповое обучение позволяет реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к. приобщает детей к важным навыкам жизни: умение слушать, умение работать сообща, умение понимать другого человека, принимать его точку зрения, умение избегать конфликтов или решать их мирным путем.
Работа в группах позволяет повысить успеваемость учащихся и уровень самоуважения, укрепить дружеские отношения между детьми, показать ценность взаимопомощи.
Для решения профориентационных задач учителями могут быть использованы следующие интерактивные формы:
профориентационные деловые игры,
профориентационные тренинги,
мозговой штурм (мозговая атака)
кейс-технологии (анализ конкретных ситуаций)
интерактивная экскурсия и др.
Принципы работы на интерактивном занятии:
занятие – не лекция, а общая работа.
все участники равны
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Профориентационный тренинг один из эффективных методов профориентационной работы с молодежью и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др. Профориентационный тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для полного самопознания и самоопределения.
Деловая игра - педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучения отдельных личностей и групп принятию решения. Использование деловых игр, как одного из методов профориентационной работы, вызывает все более возрастающий интерес. Игра изначально связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Игра «Не пропусти профессию»
Дети делятся на 2, 3 или 4 команды. Им выдается список слов, из которых нужно выбрать и выписать на отдельные листы – стики только профессии.
Потом по очереди представители каждой команды будут выходить к доске, и приклеивать стик с профессией.
Дети делятся на 2, 3 или 4 команды. Каждой команде выдается несколько листов с 3 словами на каждом. Надо подписать подходящую профессию.
1.Весы, прилавок, товар – (Продавец)
2.Каска, шланг, вода – (Пожарный)
3.Сцена, роль, грим – (Артист)
4.Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
5.Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
6.Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
7.Доска, мел, учебник – (Учитель)
8.Руль, колеса, дорога – (Водитель)
9.Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
10.Топор, пила, гвозди – (Плотник)
11.Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
12.Краска, кисти, побелка – (Маляр)
13.Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
14.Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
15.Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
16.Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
Игра «Угадай, кто я?».
Взрослый по очереди бросает детям мяч каждой команде, называя действия. Дети называют профессию.
Я делаю прически (кто я?) … парикмахер. Я стираю, глажу… прачка. Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец. Я готовлю пищу … повар. Я подметаю двор … дворник. Я делаю прививки … медсестра. Я пишу картины … художник. Я учу детей в школе … учитель. Я лечу больных людей … врач. Я делаю мебель … столяр, плотник. Я крашу стены … маляр. Я пеку торты … кондитер. Я строю дома … строитель. Я лечу зверей … ветеринар. Я добываю уголь … шахтер. Я кую железо … кузнец. Я выращиваю деревья … садовод. Я пишу книги … писатель. Я сочиняю стихи … поэт. Я управляю оркестром … дирижер. Я ставлю пьесы … режиссер. Я разношу газеты … почтальон. Я шью одежду … портной, швея. Я летаю в космосе … космонавт. Я ремонтирую сапоги … сапожник. Я вожу машину … шофер, водитель. Я пою песни … певец. Я проектирую дома … архитектор. Я управляю самолетом … пилот. Я управляю поездом … машинист. Я варю сталь … сталевар. Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.
Игра «У кого какой инструмент?»
На доске картинки с инструментами. Представители каждой команды выходят и подписывают профессию к каждой картинке. Мел – это эстафетная палочка.
Молоток – (у столяра) Кисть – (у маляра, у художника) Шприц – (у медсестры, ветеринара) Рубанок – (у плотника) Мел – (у учителя) Ножницы – (у парикмахера, у портного) Расческа – (у парикмахера) Иголка – (у портного) Палитра – (у художника) Указка – (у учителя)
Гитара – (у музыканта)
Метла – (у дворника)
Ружьё – (у охотника)
Скальпель – (у врача) Кастрюля – (у повара)
Игра «Кто так говорит?»
У каждой команды картинки с изображением разных профессий. После вопроса надо первым поднять правильную картинку.
Кому добавки? (Повар) Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон) Большое спасибо за покупку. ( Продавец) Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач) Как вас постричь? (Парикмахер) Приятного полета! (Стюардесса) Урок окончен. (Учитель)
Игра «Подбери признак».
Каждой команде надо придумать больше характеристик на предложенную профессию. Считаем, кто больше подберет слов.
На столе разложены буквы алфавита. Каждый участник команды подходит к столу, выбирает букву и называет на нее профессию. Чем больше профессий на данную букву назовет ребенок, тем больше баллов он принесет своей команде.
А - аптекарь, архитектор, артист, агроном,
Б - библиотекарь, бухгалтер,
В - ветеринар, водитель, врач,.
Г – грузчик, геолог, гримёр,
Д - дирижёр, дрессировщик, доярка,.
Е - егерь,.
Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,.
З - закройщик, зоолог,.
И - инженер, инкассатор, искусствовед,.
К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар,
Л - лётчик, лектор
М - маляр, машинист, менеджер, механик,
Н - нотариус, навигатор,.
О - официант, оптик,.
П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,.
Р - радист, разведчик, рыбовод,.
С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь,
Т - телеграфист, токарь, технолог, товаровед,.
У - учитель, укладчик, укротитель
Ф - фармацевт, фотограф,.
Х - художник, хореограф, хлебороб
Ч - часовщик,.
Ш - швея, шофер, штукатур,.
Э - электрик, экономист, эксперт,
Ю - юрист, ювелир,.
Я - языковед,.
Игра «Назови мамину профессию»
Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического слуха.
Ход: Игра проводится с перекидыванием мяча. Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняются условия игры: «Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете такую же мамину профессию».
Например, повар – повариха, певец – певица, учитель – учительница, актёр – актриса, художник – художница и т. п.