Просмотр содержимого документа
«Знаешь ли ты правила дорожного движения?»
Классный час на тему:
«Знаешь ли ты…правила дорожного движения?»
Цель классного часа :
познакомить ребят с ПДД, тем самым, обеспечить их максимальную безопасность на дорогах города.
Задачи:
Рассказать об истории появления и развития правил дорожного движения.
Учить правилам дорожного движения, ориентированию на дорогах города и села.
Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят на дороге, воспитывать чувство ответственности.
План:
Путешествие в историю появления и развития правил дорожного движения.
Беседа по общим правилам движения пешеходов.
Выводы.
Ход классного часа
1. Путешествие в историю появления и развития правил дорожного движения
История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек перестал ходить и пересел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, скорости и количество транспорта несравнимы с нынешними, но нужно помнить, что дороги и улицы тогда были гораздо более узкие, извилистые и ухабистые.
Самые первые правила дорожного движения были введены ещё указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. При всём своём несовершенстве они включали в себя ряд положений, которые позволили несколько упорядочить «транспортный поток» в Риме и сохранили актуальность до наших дней. Эти правила вводили улицы с одностороннем движением, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или на «такси» - наемном паланкине (крытых носилках).
В период гужевого (конного) транспорта необходимость упорядочения движения возросла ещё больше. Во времена царствования Ивана III известны правила пользования почтовыми трактами с их ямской гоньбой, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния..
Пётр I в 1683г. издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить в санях и на возжах с бичами большими , едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях и возжах не ездить».
С созданием в 1718г. полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил в Санкт - Петербурге был возложен на них. Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Так, Анна Иоанновна 9 января 1730 г. приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же бить «кнутом и ссылать на каторгу».
Особенно доставалось от законников прекрасному полу. Вот какой курьёз произошёл во времена правления «Короля – Солнце» Людовика XIV во Франции. В те времена женщины очень любили управлять конными экипажами. И если это была молодая и красивая дама, тут же сбегались её поклонники, что, естественно не способствовало нормальному движению на узких улицах Парижа. Дело дошло до короля. Он приказал одному из министров деликатно и быстро разрешить эту проблему. Министр Аргенон не решился издать строгий указ и тем самым восстановить против себя парижских красавиц. Он прекрасно знал, что многие из них имеют влияние при дворе и лучше не портить с ними отношения.
Много времени ушло на размышления, прежде чем пришла спасительная мысль: «Запрет на управление средствами перевозки для всех уважаемых дам до 30 лет». После указа управлять конными экипажами могли только самые смелые женщины – ну кто из них мог позволить признать свой истинный возраст.
Этот случай постоянно используется в практике в настоящее время при обучении женщин езде на автомобиле: «Запомните, если Вы совершите ДТП, то в газетах напечатают и год вашего рождения».
Со временем правила дорожного движения уточнялись. Появление паровых автомобилей вызвало сопротивление у ретроградов (противников прогресса). Клеветой и насмешкой стремились они остановить прогресс. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов. Так, правительство Англии приняло ряд правил для движения паровых автомобилей:
Правило первое. Впереди каждого парового дилижанса на расстоянии 55м. должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он должен предупреждать о том, что за ним следует паровик.
Правило второе. Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.
Правило третье. Скорость движения паровика не должна превышать в деревне 6км/ч, а в городе – 3км.
Вот такие правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Скорость движения автомобиля ограничивалась в разных странах от 6 до 30км/ч. Правда, в отдельных городах, наоборот, разрешалось ездить очень быстро, чтобы не отравлять население выхлопными газами. По этой же причине автомобилям запрещалась остановка около общественных учреждений и садов.
В России гонения на автомобиль носили сравнительно скромный характер и ограничивали главным образом скорость движения. В провинции же на автомобиль смотрели как на исчадие ада. Губернатор города Уральска вовсе запретил езду на автомобилях. Он писал полицмейстеру: «Логашкин нарушил умышленно распоряжение моё, как губернатора, касающееся к воспрещению езды по городу в автомобиле в видах общественной безопасности … из этого я усматриваю нарушение, явно направленное к соблазну других, а потому, при дальнейшей попытке его к тому же, автомобиль будет задержан и отобран, а он опять привлечён к ответу…»
Эти гонения особенно усилились с появлением бензиновых автомобилей. Враги автомобиля искали всякий повод, чтобы ущемить новую машину. Пока они были тихоходны, утверждали, что у них нет преимущества перед лошадьми. Пока автомобиль был шумным, они жаловались на то, что он нарушает их покой. Обвиняли первые автомобили в уродстве. Но стоило появиться изящно отделанным кузовам, как автомобилистов упрекнули в стремлении к излишней роскоши. Смирившись с быстроходностью, бесшумностью и внешним видом автомобиля, противники напали на резиновые шины, на те самые «пневматики», которые устраняли тряску автомобиля ( а сколько нападок до этого было на тряску). Оказывается, не грязь на улицах, а шины забрызгивают грязью горожан.
В Москве была создана даже специальная комиссия по этому поводу, которая пришла к выводу, что дело не в шинах, а в грязи. Комиссия постановила: «Дабы обиженные шинниками обыватели, платье которых может быть забрызгано грязью, летящей из-под шин, могли заметить своих обидчиков, чтобы затем привлечь их к законной ответственности, экипажи на резиновом ходу должны снабжаться номерными знаками особого цвета».
Каких только правил не устанавливали для автомобилистов:
не ездить после 9 часов вечера по улицам (Рим);
не подавать сигналы на людных перекрёстках, чтобы не отвлекать внимания других возниц (Шотландия);
уступать дорогу любому другому экипажу, так как он более важен для хозяйства страны (Швеция);
при встречах с лошадьми останавливать не только автомобиль, но и двигатель, чтобы не пугать несчастных животных (Германия);
а в штате Техас (США) был принят закон, который предписывал водителям автомобиля при приближении табунов лошадей останавливаться на обочине и прикрывать машину брезентом под цвет местности.
Баварские медики в начале XX в. выступили с заявлением, что быстрая езда на автомобилях может вызвать заболевание мозга – своего рода буйное помешательство. Первыми встали на сторону автомобиля провинциальные и сельские врачи: автомобиль сокращал время прибытия к пациентам.
Таким образом, становилось понятно, что передвижение людей, на чём бы оно не осуществлялось, нуждается в определённых правилах. И чем интенсивнее движение, тем чётче, строже и обширней должны быть правила. И только 14 августа 1893г. во Франции вводятся первые правила дорожного движения только для автомобилистов. В 1957г. создаются новые типовые правила движения, которые имели принципиальные отличия. В 1961г. введены первые единые Правила движения на всей территории СССР. Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090. Правила постоянно уточняются. Это связано со многими факторами: усложнились условия дорожного движения, изменилось количество и качество транспортных средств, интенсивность движения транспортных потоков.
2. Беседа с ребятами по общим правилам движения пешеходов
Учитель: Где разрешается ходить пешеходам?
Ребята: Пешеходы могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине.
Учитель: Какой стороны дороги должны придерживаться пешеходы в городе и за городом?
Ребята: В городе нужно придерживаться правой стороны, а за городом идти навстречу движущемуся транспорту.
Учитель: Почему за городом мы должны идти навстречу транспорту?
Ребята: Это потому, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону.
Учитель: Как должны двигаться лица, которые находятся в инвалидных колясках или ведут мопед, мотоцикл?
Ребята: Они должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Учитель: Что должен иметь пешеход в тёмное время?
Ребята: Для того, чтобы быть заметным на дороге, нужно иметь фонарик, чтобы светом обратить на себя внимание водителя, верным помощником является зеркальце или любой светоотражающий предмет.
Учитель: Где можно переходить улицу?
Ребята: Дорогу можно переходить в трёх местах:
по пешеходному переходу (надземному, наземному и подземному);
на перекрёстках по линии тротуаров и обочин;
при отсутствии пешеходных переходов и перекрёстков – на участках без разделительной полосы и ограждений, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Учитель: Где можно водить группы детей?
Ребята: Только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а если их нет, то по обочинам и только в светлое время суток в сопровождении не менее двух взрослых.
Учитель: Как можно перейти дорогу, если она регулируется светофором?
Ребята: Дорогу можно переходить только на зелёный свет светофора. Если пешеход не успевает закончить переход на зелёный сигнал светофора, он должен остановиться на «островке» безопасности (линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений).
Учитель: Что должны делать пешеходы при приближении транспортных средств с включённым синим проблесковым маячком?
Ребята: Воздержаться от перехода проезжей части, а движущиеся по проезжей части должны – уступить дорогу.
Учитель: Как положено переходить дорогу на нерегулируемом перекрёстке?
Ребята: Прежде чем начать переход, необходимо посмотреть налево и убедиться в безопасности, дойти до середины, посмотреть направо и закончить переход.
Учитель: Где разрешается ожидать трамвай?
Ребята: На специально оборудованных посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
Учитель: Как велосипедист должен переходить дорогу?
Ребята: Велосипедист обязательно должен сойти с велосипеда и пешком перейти дорогу, ведя велосипед рядом за руль.
Итак, ребята, мы сегодня говорили с вами о том, как появились правила дорожного движения, как развивались, прежде чем стали общепринятыми, вы многое узнали нового о правилах и о том, как надо вести себя в нашем современном мире на дорогах города. Так будьте же предельно осторожны на дорогах , помните, что многое зависит от вас! Напоминайте о ПДД своим родителям, братишкам, сестрёнкам, бабушкам, дедушкам и просто своим попутчикам!