Цель: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.
Задачи:
познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы.
1. Организационный момент
Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.
Как вы понимаете эти слова?
Пусть эти слова станут девизом нашего классного часа!
2. Постановка проблемы.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И не губи его святынь.
Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?
– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
– Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?
– Почему эта тема так важна для нас сегодня?
– А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?
–Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.
– Сегодня на уроке мы обсудим современные проблемы окружающей среды, предложим свои варианты помощи, покажем, чтокаждый ребёнок может внести свой вклад в защиту природы.
На нашем уроке присутствуют эксперты по защите окружающей среды (по защите лесов, воздуха, животных и растений). Все наши предложения мы будем согласовывать с ними.
3. Знакомство с новым материалом
Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры?
– Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно - технического прогресса.
Ответьте на вопросы:
1. О каких «маленьких» и «больших ранах» идет речь?
2. Почему природе трудно залечивать даже самые «маленькие раны»?
3. Назовите «большие раны», которые наносит человек природе.
.
Физкультминутка (для глаз)
О животных и растениях
Тревожные факты.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.
Обеспокоенные состоянием природы на Земле люди стали составлять списки исчезающих и исчезнувших растений и животных.
Об этом нам расскажет эксперт по защите растений и животных:
Эти списки внесены в Красную и Черную книги. В Красную книгу занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.
Почему она красного цвета? Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать.
Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Чёрная –напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
Ребята, вы знаете, какие животные внесены в Красную книгу.
Рисунки на доске
Приведите примеры (бобр, краснозобая казарка, белый тигр, белый журавль). Приведите примеры растений (подснежник, венерин башмачок, кувшинка).
О поведениях в лесу
Какие же правила поведения в природе следует соблюдать, чтобы не навредить животным и растениям?
Давайте послушаем эксперта.
О защите воздуха.
Скажите, почему леса называют легкими планеты?
Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента. Леса быстрее вырубаются, чем вырастают. За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за время существования на планете.
Острой стала проблема чистого воздуха. Вспомните состав воздуха. Какие газы в него входят?
Кислород, углекислый газ, азот.
Но в городах и близлежащих территориях очень много и других примесей, которые являются вредными. Это угарный газ, сероводород, соединения свинца. Скажите, с чем это связано?
Беседа об автотранспорте, выбросах завода.
Слово эксперту по защите воздуха.
Мы посетили самый чистый объект, расположенный неподалёку от нашего города. Это Воронежский заповедник. И взяли пробу воздуха. Вот, в этой пробирке, образец, эталон воздуха, которым должен дышать человек. В нём нет вредных примесей, он полезен и незаменим всем людям на планете.
Действительно, чистый воздух необходим всем.
Так уж получилось, что большая часть людей на планете живет в городах. Что бы вы посоветовали жителям городов?
4. Закрепление .
Проектная работа
Молодцы! Вы многое знаете! В ваши руки можно передать будущее нашей родины! Готовы к такому ответственному поручению? Вы будете работать в парах. Перед вами иллюстрация города. Нравится она вам?
Нет!
Почему?
Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев и людей.
Выполните проект города, в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах.
Презентация проекта.
5. Рефлексия.
Молодцы, ребята. А теперь оцените каждый свою работу.
Красный смайлик – если у вас возникли затруднения. Зеленый смайлик – если вы на занятии смогли достичь поставленных перед собой целей, было вам интересно.
6. Итог.
И мы снова обращаемся к словам писателя Антуана Экзюпери. Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.Я уверена, что вы можете не только разбираться в проблемах окружающей среды, но и сможете внести свой вклад в защиту природы.