Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: Путешествие по городу прав»
Разработка
внеклассного мероприятия
на тему: «Путешествие по городу Прав»
Выполнила: Савина Т.В. – учитель начальных классов, Тюменская область.
Цель: закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
Задачи:
Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.
Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Возраст детей: 4 класс.
Оформление и оборудование:
Оформление доски: название классного часа, название станций, брошюры и понятия Конвенция, Конституция, Устав, ООН.
Маршрутный лист с названиями остановок.
Жетоны – «билеты» разных цветов для формирования команд.
Анкеты (по числу учащихся в классе).
Магнитофон и фонограмма песни «Чему учат в школе?»
Ход классного часа:
Организационный момент.
Ученик. Стихотворение « Что нужно для счастья?»
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер. Нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Слово учителя.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому мы одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Цель нашего часа общения – закрепить полученные Вами знания на уроках окружающего мира.
«Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. Но на чём мы отправимся в путешествие? (Дети предлагают свои варианты)
Хорошо, но нас много, поэтому нам надо приобрести билеты и разместиться в … (автобусе, самолёте, поезде и т.д.). Билеты трёх цветов, чтобы его приобрести надо назвать право ребёнка. Таким образом, по разным цветам билетов формируются три команды, объявляются остановки по маршрутному листу.
Остановка «Документальная».
Каждой команде задаётся вопрос и предлагается три варианта ответов на него. Цель команды – выбрать правильный ответ.
Вопросы.
Когда была принята Конвенция о правах ребёнка?
10 декабря 1948 года;
20 ноября 1989 года;
12 декабря 1993 года.
Кем была принята Конвенция о правах ребёнка?
Президентом страны;
Директором школы;
ООН.
Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?
Лицо до достижения 18 лет;
Лицо до достижения 14 лет;
Лицо до достижения 16 лет.
Что означает слово «демократия» в переводе с греческого языка?
Свободное общество;
Равная власть;
Власть народа.
Официальное название нашего Отечества:
Россия;
Российская республика;
Российская Федерация.
Парламент России называется:
Совет Федерации;
Федеральное Собрание;
Государственная Дума.
Президент РФ является:
Главой государства;
Главой правительства;
Главой парламента.
Остановка «Театральная».
Каждая команда выбирает карточку, на которой указано право ребёнка на что-либо. При помощи жестов и мимики команда должна изобразить указанное право. Другие команды должны угадать изображённое в пантомиме право.
Карточки .
Право на имя.
Право на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Право на ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка.
Остановка «Имею право!».
Каждой команде предлагается ситуация, описанная в карточке. Команда должна предложить грамотный вариант разрешения ситуации, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка.
Ситуация 1:
Квартира. В комнате мама и её сын. Мама собирается на работу и наказывает сыну: « Когда поешь, вымой посуду. Да, и не забудь навести порядок в своей комнате». Сын отвечает: « У меня завтра контрольная по математике. Я должен готовиться к ней, а не заниматься домашними делами. Ты нарушаешь моё право на образование».
Ситуация 2:
Девочка получила две «двойки» по литературному чтению за то, что не сдала тетрадь с сочинением и не выучила стихотворение. Учитель выставил «двойки» в дневник. Дома папа проверил записи в дневнике и наказал девочку ремнём.
Ситуация 3:
Идёт урок. Учитель говорит: « Впереди у вас каникулы. Вы целую неделю будете дома, вам нечем будет заняться, поэтому получите задание – выучить все определения из параграфов 51, 52, 53.»
Остановка «Я и права других людей»
Анкетирование.
Каждый участник получает анкету с пятью вопросами, для ответа на них выбирает один из трёх предложенных вариантов и подсчитать количество набранных баллов.
Анкета «Я и права других людей»
1. Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:
понять другую точку зрения – 10 баллов;
переубедить партнёра – 5 баллов.
любой ценой одержать верх – 3 балла;
2. Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю:
чувство зависти – 5 балла;
чувство раздражения – 3 балла;
желание учиться не хуже – 10 баллов.
3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:
мне всё равно – 5 баллов;
соглашаюсь с ними – 3 балла;
не согласен, т.к. голосовать необходимо – 10 баллов.
4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:
не соглашаюсь – 5 баллов;
мне всё равно – 10 баллов.
соглашаюсь – 3 балла;
5. Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:
согласился – 3 балла;
мне всё равно – 5 баллов;
не согласился, т.к. война только разрушает – 10 баллов.
Результаты анкеты.
30-50 баллов: Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей. Их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.
21-29 баллов: Вы относитесь к людям, для которых главное – собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.
15-20 баллов: Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.
Слово учителя.
Итак, мы завершили наше путешествие. Чему мы научились? Что узнали? Давайте проверим, разгадав кроссворд «Моя родина - Россия».
1
8
9
10
2
3
11
4
12
5
6
7
По горизонтали:
Всенародно избранный глава государства.
Интересы человека, записанные в декларации ООН и защищаемые государством.
Столица нашего государства.
Государственный символ России в виде двуглавого орла.
Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.
Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму.
Человек имеет право не только на труд, но и на …
По вертикали:
8. Общее право всех граждан.
9. Высший законодательный орган нашей страны.
10. Российский триколор.
11.Основной закон нашей страны.
12. Государство, в котором мы живем.
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. В заключение часа общения предлагаю исполнить песню на известный всем мотив школьной песни – «Чему учат в школе?»
Детям предлагается исполнить новую песню на известный мотив. Для этого каждому вручается текст песни.