Оборудование: песня “Если с другом вышел в путь”, костюмы, шанырак, индивидуальные цветочки.
“В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу все равно,
что лишить мир солнечного света”
Цицерон.
Ход урока
I. Организационный момент
С детства мы любим играть и смеяться. С детства мы учимся добрыми быть. Вот бы такими всегда оставаться, Чтоб улыбаться и крепко дружить!
II. Сообщение темы.
( связать со знаменательными датами)
Звучит песня “Если с другом вышел в путь” (дети подпевают.)
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить и почему надо беречь дружбу.
III. Речевая разминка
На доске написано предложение:
Друг – это тот, кто …
Ребята по цепочке говорят о том, кто называется друзьями.
IV. Беседа.
На доске слова:
Друг Товарищ
- Ребята, как вы понимаете эти слова? Чем они отличаются?
Учащиеся высказывают свое мнение.
В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:
Друг – человек, связанный с кем-то дружбой.
Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- А у кого из вас есть такие друзья? Расскажите нам о них (по желанию).
Песня «Настоящий друг»
V. Притча о дружбе Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: – Кто там? За дверью ему ответили: – Это твоё богатство. Но старец ответил: – Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь. – Кто там? – спросил он. – Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал: – Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали. – Кто там? – спросил старик. – Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь: – Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал: – Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: – Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
О чем говорит последнее предложение? О чем эта притча?
VI. Давайте сделаем “Поляну Дружбы”. У вас на партах лежат цветочки, напишите на них то, что, по-вашему мнению, связано со словом – дружба.
Затем на стене класса оформляется “Поляна Дружбы”.
VII.Нарисуйте этот мир (дети дома выполняют рисунки)
Хотели бы вы жить в мире, где все люди дружат друг с другом?
VIII. Игра «Найди конец пословицы» Не имей сто рублей, а имей… (друзьями). Человек без друзей, что дерево… (не найдешь). Друга ищи, а найдешь… (новое). Дерево живет корнями, а человек… (сто друзей). Дружба не гриб, в лесу… (без корней). Друг лучше старый, а платье… (береги).
Задание «Подбери пословицу к ситуации» Пословицы 1.Друга иметь - себя не жалеть. 2.Друг познается в беде. 3.Друга на деньги не купишь.
Ситуации
1.Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую монитор.
2.Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
3.Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
IX. Казахстан – одна из многонациональных республик. Здесь живут представители более 130 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга.
Слайды.
X. Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья : казахи, русские, татары, поляки, украинцы, азербайджанцы и другие народы. И мы единая семья!
Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые частушки, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерывается зажигательной лязгинкой. А самое главное, что всех нас объединяет-великое чувство любви и благодарности родной земле.
(Кушвара)
Эта Земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют,
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
И вот не одно поколенье
Мы вместе все дружно живем
С думой о хлебе едином
Да общие песни поем.
(выступление учащихся- танцы народов)
XI. Итог
И в заключении мне хотелось бы прочесть следующие строки:
У всех народов общий путь.
Путь дружбы- и снего нельзя свернуть!
Народы вместе
Сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.
Так пусть и на вашем пути встречаются надежные для вас друзья.
Мы с вам, все те, кто родились и выросли на казахстанской земле, не можем не радоваться тому, что в нашей многонациональной стране сохраняется мир, согласие и спокойствие.
( ученики выходят к шаныраку и поют песню «Пусть всегда будет солнце на трех языках»)