Программа «Скалолазание»
Раздел: Альпинистская подготовка
Тема: «Узлы».
Возраст: 10-18 лет
педагог: Суздальцева Полина Сергеевна
цель: изучение узлов-проводников (простой узел, восьмерка, австрийский, двойной проводник (заячьи ушки)) и узлов для привязки (булинь, двойной булинь)
тип урока: формирование практических умений и навыков
задачи: обучающие – изучить и освоить на практике узлы-проводники (простой, восьмерка, двойной булинь)
развивающие – продолжить развивать познавательные психические процессы –внимание, память, мышление, а также мелкую моторику пальцев, координацию.
воспитательные – воспитывать активность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, работать в новых условиях, мобилизуя имеющийся опыт.
Методы и приемы:
общепедагогические – описание, наглядный, инструктирование, беседа, комментарии и замечания, указания.
специфические – метод прогрессивного повторения.
Материалы оборудование:
веревка, репики, стенд с узлами, доска, карточки с узлами
Литература:
1. Балабанов И. В. Узлы. Справочное издание. Москва, 1988 г.
2. Мартынов А. И. Промальп (промышленный альпинизм). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 16 с.
3. Скрягин Л. Н. Морские узлы. – 3-е изд., доп. – М.: Транспорт, 1994. – 128 с.
ход занятия:
Подготовительная часть
- Организационный момент.
Цель: настроить и организовать учащихся на дальнейшую совместную работу, создать благоприятный психологический климат.
педагог: Приветствие. Сообщение темы занятия.
- Актуализация и мотивация знаний.
Цель: актуализация уже имеющихся знаний, активизация учащихся и формирование интереса к новой теме.
педагог: ранее мы уже начали изучение большой темы узлы, изучили с вами узлы для связывания веревок одинакового диаметра. Кто помнит какие?
предполагаемый ответ: прямой, встречный, встречная восьмерка, грейпвайн.
- Целеполагание.
Цель: постановка целей и задач занятия.
педагог: Верно. Сегодня мы продолжим изучать узлы и освоим способы вязания такой группы узлов – проводники.
Основная часть
4. Изучение и закрепление нового материала.
Цель: изучение новых узлов, области их применения, плюсы и минусы, овладение способами вязания проводников.
Материал по теме:
Проводник (I – петлёй, II – одним концом)
Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки.
Восьмёрка (I – петлёй, II – одним концом)
Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.
Примечания Аналитика: 1) На этом эскизе правый нижний рисунок не соответствует левому верхнему. 2) После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать – догадаетесь сами.
Австрийский проводник
Надежный узел, который вяжется как на конце веревки, так и в середине. Под нагрузкой не затягивается. В альпинизме применяется для организации связок; для вязания веревочной лестницы, прочной петли.
Меньше ослабляет прочность веревки, чем «проводник» и «восьмерка»;
Узел Двойной проводник или «заячьи ушки»
Большим преимуществом данного узла является то, что он образует двойную петлю. Это увеличивает ее надежность на разрыв. К тому же данный узел «не ползёт».
Однако под нагрузкой сильно затягивается;
Может использоваться везде, где нужна прочная петля;
В альпинизме применяется для организации связок, для транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (в этом случае длина петель — 40 см).
Заключительная часть
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: обобщающие вопросы по изученной теме, подведение итога занятия.
педагог: Чтобы оценить насколько вы освоили узлы – поработаем в парах. Попробуйте оценить свои знания и знания вашего партнера по заданию.
Задание: Ребятам выдаются карточки с изученными узлами. Работа происходит в парах, один выступает в роли инструктора и просит второго завязать тот или иной узел, осуществляя самоконтроль по карточке, на которой изображен данный узел, схема его вязания и описано функциональное предназначение. Затем обучающиеся меняются ролями.
Вопросы: - Какова тема нашего занятия?
- Какие узлы мы изучили, к каким группам они относятся?
- Какой узел вызвал наибольшее затруднение?
Домашнее задание – повторять узлы, учиться вязать их с закрытыми глазами и за спиной.