kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок –проект по ОБЖ на тему «Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок –проект по ОБЖ на тему

«Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов»

Цели:

 

объяснить значение туристических узлов;

объяснить практическое применение туристических узлов;

довести последовательность техники вязания туристических узлов.

Учебные вопросы:

 

Назначение и свойства туристических узлов.

Порядок вязания туристических узлов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

 

Материальное обеспечение: интерактивная доска (мультимедийный проектор), 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов и плоских лент (строп).

 

Учебно-наглядный комплекс:

 

презентация (Приложение 1);

карточки- схемы (Приложение 2);

инструктивный материал по технике вязания узлов (Приложение 3);

набор связанных туристических узлов.

При обучении вязке узлов применяю следующий порядок:

 

назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;

зарисовать приемы вязки узла по элементам;

предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;

проверить вязку узла у каждого воспитанника.

Преподаватель называет узел и его применение. У учащихся должна быть возможность записывать это или делать пометки. После этого преподаватель красиво, медленно, поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его преподавателю, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается пять групп узлов, но техника вязания показывается на одном узле из группы.

 

Процесс обучения вязке узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки-схемы вязки узлов по элементам или инструктивный материал по технике вязания узлов. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязку узлов.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point).

 

Вступительное слово учителя.

 

Слайд №1. Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности. "Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" Сейчас мы поговорим об узлах.

 

II. Сообщение учащихся: "Гордиев Узел" Слайд №.2,3

 

Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Он сказал: "Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу". Выйдя из города, граждане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий. Гордий оказался энергичным, деятельным правителем. Царство его разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя - Гордион. В главном храме - храме Зевса - Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его упряжи и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия. Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший к Гордию, не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел паря Гордия, станет властелином мира. Шло время. Минуло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий завязал свой узел. Все так же стояла в храме повозка, и нетронут, оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. В 334 году до нашей эры в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему исполнилось 22 года, впервые был в Азии. До шестнадцати лет воспитывавшийся самим Аристотелем, Александр знал о знаменитой колеснице и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф:

 

"Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев; первые напряжено ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни видеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: "Безразлично, каким способом будут они развязаны", и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его". Люди сохранили в памяти находчивость Александра. Древним писателям казалось важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло во все языки мира, означая решительные, не терпящие промедления действия.

 

Слайд №3 "Разнообразные узлы в жизни человека"

 

Но был ли забыт сам узел? В это можно было поверить, если бы в то время узлы были ненужной или необязательной для жизни редкостью. Но дело обстояло как раз наоборот. В повседневной жизни без узлов никто не мог обойтись. То была эпоха стремительного развития торговли и мореходства, а в мореходном деле - переход от весла к парусу.

 

С тех времен до нас дошло немало узлов. Доказательством того, что ни один узел не забыт, служат факты. При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, оснастки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а в месте с ними - всего несколько десятков разных узлов.

 

III. Объяснение нового материала. Слайд №4 Техника вязания туристических узлов.

 

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях.

 

Слайд №5 Эпиграф: Хороший узел - это: когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

 

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

 

Слайд№6 Туристические узлы по их назначению.

 

Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий", "встречный", "грейпвайн".

Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брамшкотовый".

Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): "простой проводник", "восьмерка", "серединный австрийский проводник", "двойной проводник".

Узлы для привязывания веревок к опоре: "удавка", "булинь", "стремя".

Вспомогательные узлы: "схватывающий", "стремя". Узел "стремя" может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Слайд №7,8 "Прямой" узел можно вязать двумя способами. 1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу. 2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается "бабий узел" (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

 

Слайд №9,10 "Ткацкий" узел. Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).

 

"Встречный" узел. Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок –проект по ОБЖ на тему «Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов» »

Урок –проект по ОБЖ на тему

«Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов»

Цели:


объяснить значение туристических узлов;

объяснить практическое применение туристических узлов;

довести последовательность техники вязания туристических узлов.

Учебные вопросы:


Назначение и свойства туристических узлов.

Порядок вязания туристических узлов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.


Материальное обеспечение: интерактивная доска (мультимедийный проектор), 2 круглые веревки разного диаметра на каждого занимающегося, несколько карабинов и плоских лент (строп).


Учебно-наглядный комплекс:


презентация (Приложение 1);

карточки- схемы (Приложение 2);

инструктивный материал по технике вязания узлов (Приложение 3);

набор связанных туристических узлов.

При обучении вязке узлов применяю следующий порядок:


назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;

зарисовать приемы вязки узла по элементам;

предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;

проверить вязку узла у каждого воспитанника.

Преподаватель называет узел и его применение. У учащихся должна быть возможность записывать это или делать пометки. После этого преподаватель красиво, медленно, поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его преподавателю, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается пять групп узлов, но техника вязания показывается на одном узле из группы.


Процесс обучения вязке узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки-схемы вязки узлов по элементам или инструктивный материал по технике вязания узлов. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязку узлов.


Ход урока


I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point).


Вступительное слово учителя.


Слайд №1. Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности. "Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" Сейчас мы поговорим об узлах.


II. Сообщение учащихся: "Гордиев Узел" Слайд №.2,3


Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Он сказал: "Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу". Выйдя из города, граждане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий. Гордий оказался энергичным, деятельным правителем. Царство его разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя - Гордион. В главном храме - храме Зевса - Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его упряжи и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия. Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший к Гордию, не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел паря Гордия, станет властелином мира. Шло время. Минуло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий завязал свой узел. Все так же стояла в храме повозка, и нетронут, оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. В 334 году до нашей эры в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему исполнилось 22 года, впервые был в Азии. До шестнадцати лет воспитывавшийся самим Аристотелем, Александр знал о знаменитой колеснице и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф:


"Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев; первые напряжено ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни видеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: "Безразлично, каким способом будут они развязаны", и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его". Люди сохранили в памяти находчивость Александра. Древним писателям казалось важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло во все языки мира, означая решительные, не терпящие промедления действия.


Слайд №3 "Разнообразные узлы в жизни человека"


Но был ли забыт сам узел? В это можно было поверить, если бы в то время узлы были ненужной или необязательной для жизни редкостью. Но дело обстояло как раз наоборот. В повседневной жизни без узлов никто не мог обойтись. То была эпоха стремительного развития торговли и мореходства, а в мореходном деле - переход от весла к парусу.


С тех времен до нас дошло немало узлов. Доказательством того, что ни один узел не забыт, служат факты. При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, оснастки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а в месте с ними - всего несколько десятков разных узлов.


III. Объяснение нового материала. Слайд №4 Техника вязания туристических узлов.


Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях.


Слайд №5 Эпиграф: Хороший узел - это: когда его легко развязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.


Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.


Слайд№6 Туристические узлы по их назначению.


Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий", "встречный", "грейпвайн".

Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брамшкотовый".

Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): "простой проводник", "восьмерка", "серединный австрийский проводник", "двойной проводник".

Узлы для привязывания веревок к опоре: "удавка", "булинь", "стремя".

Вспомогательные узлы: "схватывающий", "стремя". Узел "стремя" может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Слайд №7,8 "Прямой" узел можно вязать двумя способами. 1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу. 2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается "бабий узел" (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).


Слайд №9,10 "Ткацкий" узел. Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 55, а), потом с другой (рис. 55, 6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 55, в).


"Встречный" узел. Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).


Узел "грейпвайн". Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 57, г.


Слайд №11,12,13. Узлы для связывания веревок разного диаметра. "Брамшкотовый" узел. Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).


"Академический" узел. Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).


Слайд №14,15. Узлы для страховки. Узел "простой проводник". Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).


Узел "восьмерка". Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).


Узел "срединный австрийский проводник". Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 62, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.


Узел "двойной проводник", или "заячьи уши". Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется "пустышка" (рис. 63, а), затягивается (рис. 63, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда "пустышка" будет завязана наоборот, узел "двойной проводник" не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли. Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 63, в). Правильно завязанный узел показан на рисунке 63, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. "Двойной проводник" не имеет контрольных узлов.


Слайд №16,17. Узлы для привязывания к опоре. Узел "удавка". Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 64, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца не менее трех и завязывается контрольный узел (рис. 64, б). Затем узел затягивается.


Узел "стремя". Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел "стремя" используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел "стремя" может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее "проводника" и "восьмерки", потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).


Узел "булинь". Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 67, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 67, в).


Слайд №18,19. Вспомогательные узлы. "Схватывающий" узел. Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 69, а, б). Затем операция повторяется (рис. 69, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 69, д.). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом "встречный" или "грейпвайн". Иногда "схватывающий" узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 70, г).


IV. Закрепление. На следующем этапе обучения вязки узлов я предлагаю детям игру: "Назови узел"


1 вариант: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем преподаватель раздает им эти узлы. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.


2 вариант: Все участники игры разбиваются на пары (каждый выбирает себе партнера). Затем все завязывают на своих веревках узлы и обмениваются ими. После этого участники определяют название узла, завязанного напарником, и сообщают руководителю игры.


V. Итог урока. Слайд №20. Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.


VI. Домашнее задание. Дома необходимо зарисовать узлы с карточки - схемы. Повторить технику вязания изученных узлов. Самостоятельно выучить три новых узла. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь узлы. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми узлами, которые узнаете у своих родителей.


Список использованной литературы.


Автономное существование в природных условиях. Библиотечка "ВЗ", ж. Военные знания, №1, 1992.

Голдобин В. Новые узлы.// "Мир путешествий" - 1993 - № 7 - 8.

Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно - Уральское книжное издательство, 1996.

Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. Изд. 2-е, перераб. - М.: "Профиздат", 1975.

Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Издательство АСТ, 19965. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997.

Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М. И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Дрофа". "Издательство ДИК", 2000.

Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Просвещение", 2005.

Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. - М.: Транспорт, 1994.

"Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.

Узлы. Техника вязания и применение. Сост. Кальман Г.В. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997.

Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. Сост. Захаров П.П., Степанко Т.В. - М.: Физкультура и спорт, 1989.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Земляков Павел Борисович

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства