kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал «КРАЙ РОДНОЙ – ОТЕЧЕСТВО МОЁ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание исторической памяти, знакомство в красотой родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал «КРАЙ РОДНОЙ – ОТЕЧЕСТВО МОЁ»»



ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»

















Устный журнал

«КРАЙ РОДНОЙ – ОТЕЧЕСТВО МОЁ»















Авторская разработка воспитателя: Ларионова Л.Н.







г. Колпашева 2014г.




Пояснительная записка


КРАЙ РОДНОЙ – ОТЕЧЕСТВО МОЁ

Устный журнал


Цели: воспитание исторической памяти, знакомство с красотой родного края, расширение кругозора кадет, формирование эстетического вкуса, воспитание патриота и гражданина.

Задачи:

1.Расширение и углубление знаний о своем крае в прошлом и настоящем у обучающихся.

2. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

3. Воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию.


Патриотизм – это не значит только любовь к своей Родине.

Это гораздо большее.

Это - сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое

переживание вместе с ней счастливых и несчастных дней.

Л. Толстой

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным краям.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, неповторимость природы и т. п. Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими словами, это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия, и начинается оно с чувства любви и уважения к своей «малой родине», к дому, где ты вырос и родился, к родному краю. Народная пословица гласит: « Где родился, там и пригодился».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действующих средств воспитания гражданина, патриота своей Родины. Именно на таких внеклассных занятиях ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет.


Авторский медиапродукт: Windows XP; Редактор Microsoft PowerPoint; Microsoft Word.

Оформление зала: выставка книг краеведческой тематики.

Оборудование: медийное оборудование.












Ход мероприятия

  1. Организационный момент


(слайд №1) Добрый день, господа кадеты и гости! Сегодня мы пролистаем устный журнал под названием «Край родной – отечество моё».

(слайд №2) И первая наша страничка – «Родной земли нетленная краса». (Демонстрация презентации с одноимённым названием.)

С чего начинается Родина? Для меня малая родина – это «затерянный среди тайги дремучей, среди болот и вековых лесов вдали от всех столичных городов» уютный городок Колпашево. Визитной карточкой нашего города по праву считается прекрасное стихотворение нашего земляка – поэта А. Луговского «Колпашево».

Чтец 1.

Что мне дорого, пожалуйста, не спрашивай.

Не пристало говорить об этом вслух.

По асфальту улочек Колпашева

Ветер гонит тополиный пух.

В наши дни из лет минувших тянется

Памяти серебряная нить.

В час, когда он только просыпается,

Я люблю по городу бродить.

И мне хочется приметы и обычаи

Записать, запечатлеть – на память, впрок:

Яра неприступное величие

И скупой кержацкий говорок…

А мгновения проносятся, гонимые

Колыханием седой обской волны,

И сквозит печаль невыразимая

В ликах уходящей старины.


  1. Основная часть

(слайд №3) Вторая страничка нашего журнала – «Из глубины веков седых…».

Предания приписывают основание Колпашева бунтарю Колпашу и его товарищам, бежавшим за Урал в поисках вольной жизни. По другим источникам, основателем деревни был Первуша Колпашник.

(слайд №4) Как же выглядело Колпашево в прошлом? Остроги (крепости) были окружены топкими болотами. Неудачное их местоположение стало особенно очевидным, когда в 1611 г. из Москвы пришёл приказ о возведении в нарымском остроге храма Покрова Богородицы. По этому поводу нарымский воевода ответил, что для храма здесь удобного места нет, и сам острог постоянно подмывает берег, кругом подступают болота…

И тогда Петруша Колпашников находит пригодное место для поселения. Можно предположить, что место, выбранное им, понравилось первопроходцам, и оно получило название в честь основателя.

(слайд №5) Перелистнём третью страницу… «Историческая память».

Чтец 2 . Я расстрелян. Судили меня налегке.

Исполнители казни тупы и безлики.

В темноте, в глубине, на кровавом песке

Задохнулись последние крики.

Мы расстреляны. Боже, хоть ты помоги!

Мы к тебе обращались не часто.

Донеси до живых – мы совсем не враги,

Нам с позорным клеймом не венчаться!

Мы расстреляны. Слёзы людей велики.

Кто же выживет, злобу осиля?

В нас остался вопрос от предсмертной тоски:

«Неужели всё это – Россия?»

Мы расстреляны. Наша беда улеглась –

Мы глухие, слепые, немые...

Будь ты проклята, нас погубившая власть,

В годы страшные тридцать седьмые!

(слайд №6) Колпашевский яр… Высокий обрывистый берег реки Обь в черте города известен старожилам как место массовых захоронений людей, расстрелянных, умерших в тюрьме НКВД в 1930-40-е годы прошлого столетия. Число похороненных в Колпашевском яре составляет около 4000 невинно осуждённых. Захоронения были случайно открыты в мае 1979 г., когда весенний паводок реки Обь подмыл берега и обнаружил одно из них, но вскоре и останки, и признаки захоронений были ликвидированы. В настоящее время на месте захоронений установлены памятные знаки.

(слайд №7) В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны, но в каждом парке обелиски.

В Сибири не было войны, но славилась Сибирь полками.

И лучших воинов страны с тех пор зовут сибиряками.

Каждый год, в День Победы, жители Колпашева отдают дань памяти землякам, отдавшим свои жизни за независимость нашей Родины. Поток людей несёт и несёт цветы к стелам у подножия Неизвестного солдата, на которых выбиты фамилии не вернувшихся с войны. Погиб каждый второй, ушедший на фронт.

Пятерым колпашевцам присвоена высшая награда государства – звание Героя Советского союза, а четыре колпашевца стали Кавалерами Ордена славы.

(слайд №8) Мне хочется сказать ещё об одном памятнике – символе советской эпохи – памятнике В.И. Ленину. Его именем названа и главная улица, и площадь нашего города. Это скульптурное произведение – неотъемлемая часть советской традиции.

(слайд №9) Следующая, четвертая страничка, называется «Озёра да леса – родного края краса».

У нас есть несколько уникальных природных памятников, которые необходимо сберечь для потомков.

(слайд №10) Во-первых, это два чистых озера (Светлое-1 и Светлое-2), первое является любимым местом отдыха горожан, а второе известно «плавающим островом», находящимся прямо в центре озера. Славятся водоёмы не только своими живописными местами, но и обилием разнообразной рыбы.

(слайд №11) А близ села Озерного находятся приречные ивняки, состоящие из 7 видов различных ив, с включением высокоствольных белого и черного тополей…

(слайд №12) На минеральном источнике Чажемто поправили своё здоровье многие колпашевцы. Санаторий «Чажемто», открытый 4 июля 1994 года, располагает богатой лечебной базой. В ее состав входят водо- и грязелечебницы, галерея питьевой минеральной воды, циркулярный и восходящий души, зал лечебной физкультуры, душ Шарко.

(слайд №13) В июне 1962 года состоялось замечательное событие для всего города – открытие парка. До этого здесь была заболоченная местность. Поэтому в процессе застройки и освоения этой местности было решено оставить участок леса площадью 20 га. Парку присвоен статус памятника природы. Люди шли сюда действительно отдыхать, и это нравилось и детям и взрослым. Сколько аттракционов на радость детворе находилось здесь, был кинотеатр, библиотека… Парк создаёт благоприятный климат, гасит шум города, фильтрует вредные газы, поглощает углекислый газ, формирует запасы воды, выделяет кислород… Из подземного источника здесь можно испить вкусной водицы.

(слайд №14) Откроем пятую страничку нашего устного журнала «Мой деревянный город».

(слайд №15-27) Вашему взору сейчас предстанут виды старого и нового Колпашева.

(Демонстрация презентации видов старого и нового Колпашева на фоне чтения стихотворения о городе.)

ЗДРАВСТВУЙ!


1 чтец. Я брожу по улицам

В пору угасающей зари…

Хочется рассказывать и спрашивать,

Хочется молчать и говорить.


Чудится – черёмуха цветущая

Под ноги роняет лепестки.

Радость, радость, за сердце берущая,

Ждёт у вод проснувшейся реки.


Здравствуй, Обь, красавица суровая,

Здравствуйте, родные тополя,

Здравствуй, вся – и древняя, и новая,

Светлая нарымская земля.


2 чтец. «Всё и вся познается в сравнении»…

Я сравнил и утверждаю – да!

Опыт жизни, силы и умение –

Всё тебе, любимая, отдам.


Есть края, где не проходит лето,

Где земля сама идёт под плуг,

Но источник твоего расцвета

Лишь в тепле живых рабочих рук.


Я брожу по улицам Колпашева

В пору догорающей зари…

Дома ль я? Зачем об этом спрашивать,

Всё вокруг об этом говорит.

Роман Шутов

(слайд №28) Следующая, шестая страничка, - «Библиографическая».

Слово нашему библиотекарю Нине Дмитриевне (обзор выставки книг о Колпашеве).

(слайд №29) И завершает наш устный журнал последняя, седьмая страничка. Викторина «История родного края»

(слайд №30) 1 раунд «История основания»

1. В каком веке основали г. Колпашево? (В 17 веке)

2. Почему город назвали Колпашево? (Служивые люди Колпашниковы)

3.Какие населенные пункты основаны рядом с Колпашево? (Тогур, Матьянга)

4.По какой реке проходила дорога на восток в Китай? (Кеть)

5.Как переводится с селькупского языка Чажемто? («Лягушачье озеро»)

6.В каком году Колпашеву присвоен статус города? (1938 году)

7.С какой легендой связано название реки Матьянга? (Жила мать с сыном Янгой)

2 раунд «Назовите лишнее»

1. В Томской области находятся города: Северск, Стрежевой, Асино, Каргасок.

2. В Томской области обитают: белка, соболь, песец, лось, рысь.

3.Ценные промысловые рыбы Томской области: стерлядь, семга, нельма, муксун.

4.На севере Томской области проживают селькупы, ханты, кеты, эвенки.

3 раунд «Правда ли, что..»

1.Томская область расположена почти в самом центре России? ДА

2. По запасам пресной воды в открытых и подземных водоемах Томской области лидирует в России? ДА

3. В Томской области идет добыча золота? НЕТ

4. Васюганское болото - самое крупное в мире? ДА, 53 тыс. кв. км.

4 раунд «Вопросный калейдоскоп»

1.Что означает название «Сибирь»? Снежная земля, Спящая земля, Холодная земля?

Спящая земля

2. Что такое курганы? Захоронения древних людей

3. Название самой крупной реки Томской области: Томь, Басандайка, Обь.

Обь

4. Природным материалом для изготовления посуды и утвари служила кора: осины, березы, ели. Береза

(Демонстрируются вопросы на слайдах.)

Мы побывали в краеведческом музее, совершили по городу, вы узнали много интересных сведений о нашем городе и крае. Давайте выявим лучших знатоков истории нашей малой родины.

(Следует награждение знатоков.)

  1. ИТОГ.

(слайд №27) Многое может родная земля. Может накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она сама не может. Поэтому защита Отечества, малой родины – долг тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Это должны делать мы. Что мы можем?

Не быть равнодушным

Хорошо учиться

Любить своих родителей

 Тепло относиться к близким и окружающим

Оказывать помощь тем. Кто в этом нуждается

Быть честным

Вести здоровый образ жизни

Помогать друг другу

А главное: не говори слова, а совершай поступки.


И завершить наше занятие я хочу на позитивной ноте.


Звучит песня «Мой город» Н. Ситниковой .(медиапрезентация)




ИСТОЧНИКИ:

http://towiki.ru/view/%D0%

http://kolplib.tomsk.ru/pamitniki%20prirodi.html

http://kolplib.tomsk.ru/literaturnoe_kolpashevo.html

Былин В. Колпашевский район. Прошлое и настоящее. – Колпашево-Томск, 2005.

Воспитываем патриота и гражданина. 5-11 кл. / Авт.-сост. Н. Кадашникова. – Волгоград, 2009.

Земля Колпашевская / Под ред. Я. Яковлева. – Томск, 2000.

Стихотворения колпашевских поэтов из разных сборников.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устный журнал «КРАЙ РОДНОЙ – ОТЕЧЕСТВО МОЁ»

Автор: Ларионова Лариса Николаевна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Устный журнал «Первый Президент Республики Казахстан» "
    ["seo_title"] => string(57) "ustnyi-zhurnal-piervyi-priezidient-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "135992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417014668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Устный журнал на тему: "Моя Родина-Крым" "
    ["seo_title"] => string(40) "ustnyi-zhurnal-na-tiemu-moia-rodina-krym"
    ["file_id"] => string(6) "164365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422630634"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства