Тематический классный час на тему: " Земля - наш дом родной!"
Тематический классный час на тему: " Земля - наш дом родной!"
Задачи:
формирование основ экологических знаний;
развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру;
воспитание любви к родной природе, бережного отношения к цветам, как части природы.
ХОД УРОКА
Выставка рисунков детей на тему: “Берегите природу!”; выставку художественной литературы на тему “Растения – это одно из пяти царств природы” (Б.Вовк “Цветы”, Н.Усова “Лепестки”.
Подготовить стихи и выступления учащихся с рассказами о цветах, о лесе, театральный эскиз “Ромашка и ведьма”.
Мультимедийная презентация «Земля - наш дом родной».
“Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением,
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства”
С.Я.Маршак
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Наша Земля удивительно прекрасна – это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле – явление уникальное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Наверно оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, наконец, и необходимы нам. Все мы – дети природы.
Воду человек берет из рек, озер, родников, пищу научился добывать сам, а вот воздух всему живому поставляют только растения (травы и деревья). И не стоит забывать о пользе фотосинтеза растений, не говоря уже о целебной пользе трав.
Трудно представить в денежном выражении животворную способность леса. Человечество привыкло без раздумья использовать дары природы. А ведь они имеют цену, и немалую. Польза леса нередко оценивается во много раз выше, чем стоимость древесины. В Японии лесной массив «Ашиями» оценили в 6 раз дороже стоимости его древесины.
В самом деле, можно ли недооценивать оздоровительную роль лесов? Они прекрасно защищают воздух от пыли и промышленных загрязнений, обогащают ароматами, целебными фитонцидами, которые убивают многие болезнетворные микробы.
Испокон веков человек обращался к лесу: он его кормил, обогревал, защищал, учил наблюдательности, влиял на душевное самочувствие. Человек, понимающий природу, благороднее и чище. Есть в жизни каждого человека такие моменты, когда общение с природой пробуждает в нем патриотические чувства, вызывает благородные стремления. Особенно остро сознает это человек, покидая родные места, — они становятся ему по-новому родными и близкими.
В России, по данным Минприроды, находится более 36 тыс. несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, которые занимают площадь 12,6 тыс. га. При этом Росприроднадзором за последний год возбуждено только 2,6 тыс. дел об административных правонарушениях в связи с несанкционированными свалками.
Стихийные свалки образуются в лесах, на побережьях рек и озёр. Как следствие, уменьшается число мест, пригодных для отдыха, возрастают риски пожаров, разложение мусора ухудшает экологическую обстановку.
Люди в цивилизованных странах, например в Канаде, заранее моют бутылки и разрезают на равные части картонные коробки. «Потому что им стыдно, а, может быть, и накладно, если захламление грозит штрафом, оставлять все это возле дома, когда на улице и у соседей идеальная чистота. Вероятно, когда-нибудь и мы придём к этому».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час на тему: " Земля - наш дом родной!" »
Тематический классный час на тему:
" Земля - наш дом родной!"
Задачи:
формирование основ экологических знаний;
развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру;
воспитание любви к родной природе, бережного отношения к цветам, как части природы.
ХОД УРОКА
Выставка рисунков детей на тему: “Берегите природу!”; выставку художественной литературы на тему “Растения – это одно из пяти царств природы” (Б.Вовк “Цветы”, Н.Усова “Лепестки”.
Подготовить стихи и выступления учащихся с рассказами о цветах, о лесе, театральный эскиз “Ромашка и ведьма”.
Мультимедийная презентация «Земля - наш дом родной».
“Человек, хоть будь он трижды гением, Остается мыслящим растением, С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства”
С.Я.Маршак
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Наша Земля удивительно прекрасна – это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле – явление уникальное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Наверно оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, наконец, и необходимы нам. Все мы – дети природы.
Воду человек берет из рек, озер, родников, пищу научился добывать сам, а вот воздух всему живому поставляют только растения (травы и деревья). И не стоит забывать о пользе фотосинтеза растений, не говоря уже о целебной пользе трав.
Трудно представить в денежном выражении животворную способность леса. Человечество привыкло без раздумья использовать дары природы. А ведь они имеют цену, и немалую. Польза леса нередко оценивается во много раз выше, чем стоимость древесины. В Японии лесной массив «Ашиями» оценили в 6 раз дороже стоимости его древесины.
В самом деле, можно ли недооценивать оздоровительную роль лесов? Они прекрасно защищают воздух от пыли и промышленных загрязнений, обогащают ароматами, целебными фитонцидами, которые убивают многие болезнетворные микробы.
Испокон веков человек обращался к лесу: он его кормил, обогревал, защищал, учил наблюдательности, влиял на душевное самочувствие. Человек, понимающий природу, благороднее и чище. Есть в жизни каждого человека такие моменты, когда общение с природой пробуждает в нем патриотические чувства, вызывает благородные стремления. Особенно остро сознает это человек, покидая родные места, — они становятся ему по-новому родными и близкими.
В России, по данным Минприроды, находится более 36 тыс. несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, которые занимают площадь 12,6 тыс. га. При этом Росприроднадзором за последний год возбуждено только 2,6 тыс. дел об административных правонарушениях в связи с несанкционированными свалками. Стихийные свалки образуются в лесах, на побережьях рек и озёр. Как следствие, уменьшается число мест, пригодных для отдыха, возрастают риски пожаров, разложение мусора ухудшает экологическую обстановку.
Люди в цивилизованных странах, например в Канаде, заранее моют бутылки и разрезают на равные части картонные коробки. «Потому что им стыдно, а, может быть, и накладно, если захламление грозит штрафом, оставлять все это возле дома, когда на улице и у соседей идеальная чистота. Вероятно, когда-нибудь и мы придём к этому».
Ученик 1:
Лес – это храм, а деревья – алтарь,
Молча преклоним колена, как встарь,
И опустившись у тёплых корней,
Воздух вдохнём полусонных полей.
В кроне колеблется тень облаков,
Солнечный луч, устремившись на зов,
Дарит спокойствие, силу и свет,
Дарит сознание краткости бед.
Лес – это храм, и в дыханье живом
Чувствуешь мудрость в созиданье любом,
Жизни священной ничьей не губя,
Чувствуешь частью природы себя.
В кроне колеблется тень облаков,
Примем в молчании щедрость богов,
И возвратимся не столько мудрей,
Сколько спокойней, светлей и сильней.
Ученик 2:
Как таинственен лес на рассвете – Полудремлет и полувздыхает. Листья плещутся в утреннем свете И ночное спокойствие тает.
Безмятежные ночью осины Ветви тонкие шумно качают, Гнут затёкшие крепкие спины, Горизонт не спеша изучают.
В травах рОсы-алмазы искрятся, А цветы удивляются небу, Сосны в чащах таёжных резвятся, Где никто, кроме них, точно не был…
Ученик 3: Все дети любят розу, А я другой цветок. Не астру, не мимозу – Обычный василёк. Он нежный и красивый Цветочек полевой, Лиловый, ярко-синий, Небесно-голубой. Сорвал цветок любимый, Восторженно гляжу, И вдруг среди ворсинок Я чудо нахожу. Ведь в серединке мягкой Шевелится жучок, Из всех цветочков ярких, Он выбрал василёк!
Учитель: Мне хочется, ребята, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг – глазами доброго человека. И не забывали никогда эти простые заповеди. (Дети читают по очереди):
Никогда не лазайте на деревья, не ломайте ветви, они живые!
Не рвите цветы, не лишайте Землю красоты!
Не разоряйте гнезд!
Не вредите никаким живым существам!
Будьте другом и защитником природы!
Учитель: Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Растения – это одно из пяти царств природы. Учеными установлено, что растения реагируют на отрицательные и положительные эмоции человека. Бывая в лесу, на даче, в деревне, вы можете увидеть много удивительных и красивых цветов, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир цветов.
(Театрализация эскиза “Ромашка и ведьма”. Выходит девочка-ромашка)
Девочка-ромашка: Здравствуйте дорогие друзья! Давайте с вами познакомимся поближе.
(В руках у девочки-ромашки букет лекарственных трав)
Девочка-ромашка:
Знакомые с детства родные ромашки Вот легкий “поповник” у нашей реки Вот белые звезды средь розовой кашки В букете сияют его лепестки. Он “любит – не любит” ответить нам может И глянет приветливо желтым глазком Вот эта ромашка знакома нам тоже – Ее мы “лекарственным другом” зовем (показывает цветок) И если случиться тебе простудиться Привяжется кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
Как вы уже догадались, меня зовут Ромашка. Скажите ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей: пижма, мята, зверобой, шалфей, одуванчик, мать-и-мачеха и т.д.).
Девушка-ромашка: Молодцы! Вы много знаете полезных растений.
Много трав растет полезных На земле страны родной, Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой.
(Показывает растения на выставке рисунков. В это время входит травяная ведьма)
Травяная ведьма:
Я хочу, тебе дружок, Дать в букет еще цветок. (Протягивает ей)
Девочка-ромашка: (Осматривает, показывая детям)
Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман – ядовитая трава. Разболится голова от подарка твоего, Забирай назад его!
(Бросает ей цветок и прогоняет ведьму)
Девочка-ромашка: Ох, уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись возвращается ведьма)
Травяная ведьма:
Я одумалась ребята, Лучше вместе в лес пойдем. Соберем шалфей и мяту, нежных ландышей нарвем. Дома их поставим в воду…
Девочка-ромашка: Поняла, я братцы, сразу, хитрый замысел ее. А ну-ка уходи отсюда, вредная!
(Загораживает детей от ведьмы. Грозит, и та убегает.)
Девочка-ромашка: Мы растения эти знаем, бережем и охраняем. От таких, как эта, собирательница букетов. В Красную Книгу они давно уже занесены.
Мы их рвем не на потеху, Отнесем мы их в аптеку – Из даров лесного царства, Люди делают лекарства.
(Уносит букет лекарственных трав в аптеку. Уходит.)
Учитель: Ребята, а кто скажет, что такое Красная Книга? (Ответы детей: Книга, в которую заносят редкие виды животных и растений. Представителей природы, охранять их нужно особенно бережно). А что вы знаете о цветах и растениях нашего Астраханского края? Где они растут? Может вы знаете какие-нибудь мифы или легенды? Есть ли у нас такие, которые занесены в Красную Книгу?
Ученик 1:
Подснежник
Я иду в лесу весною,
Надо мною – синева…
Подо мною плотным слоем
Прошлогодняя листва.
Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И на шаг не отступая,
Рядом с ним растет цветок.
Он под снегом пробирался,
Он искал себе пути,
Он нисколько не боялся
Слишком рано расцвести!
У него прохладный стебель,
Пять прозрачных лепестков…
Тихо тают в синем небе
Хлопья белых облаков.
Я несу цветок домой
Вместе с влажною землей,
Вместе с новенькой травой
И с букашкой полевой.
Ученик 2:
Распустился ландыш в мае В самый праздник – В первый день Май цветами провожая, Распускается сирень С. Маршак
Учитель: Немного прервемся и отгадаем загадки о цветах (показ отгадок на выставке в виде рисунков):
1. На лугу и в поле Мы его встречаем Лепесточки белые Мы на нем считаем Сердцевинка желтая У цветка того, Будто крошка солнышка Забралась в него.
(Ромашка)
2. Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь Хоть не красный он, а синий Все ж на звездочку похож.
(Василек)
3. То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречается с тобой Звонким названьем он наделен, Посмотришь – подходит название это, И никогда нам не слышится звон Из голубого лесного букета.
(Колокольчик)
4. Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка Был цветок и нет цветка!
(Одуванчик)
5. Четыре ярко-красных, Блестящих лепестка И зернышки в коробочке У этого цветка.
(Мак)
6. Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыши)
Учитель: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. А теперь послушаем рассказ о птицах и зверях занесенных в «Красную книгу».
Ученик 3:Чёрный аист - Обитает в лесной зоне Евразии, стараясь избегать людей. В России чёрный аист населяет территорию от Балтийского моря через Урал по 60-61 параллели и всю Южную Сибирь до Дальнего Востока. На Курилах, острове Сахалин и полуострове Камчатка не встречается. Отдельная популяция обитает на юге России, в лесах Чечни, Дагестана, Ставропольского края. Наибольшее количество птиц в России гнездится в районе Приморья. Зимует в южной Азии.
Ученик 4:Зелёный дя́тел — птица семейства дятловых, распространённая в западной части Евразии. На территории России встречается спорадично в европейской части западнее Поволжья и на Кавказе. Оседлая птица, селится в разнообразных лесистых ландшафтах с лиственными деревьями и открытыми пространствами поблизости. Питается преимущественно наземными муравьями, а также другими мелкими беспозвоночными — земляными червями, улитками, изредка ловит рептилий. Кроме того, употребляет в пищу опавшие плоды деревьев. В России зелёный дятел занесён в Красные книги ряда субъектов Федерации, в том числе Московской и Ленинградской областей..
Ученик 5:Глухарь — самая крупная птица подсемейства тетеревиных. От других представителей подсемейства отличается сильно округлённым хвостом и удлинёнными перьями на горле. Обитает в хвойных, смешанных и лиственных лесах Евразии. Глухарь держится преимущественно в сплошных высокоствольных хвойных, а также в смешанных лесах, редко в лиственных. Очень любит моховые болота в лесу, богатые ягодами. Ведёт в целом оседлый образ жизни, но иногда предпринимает перекочёвки с гор в долины и обратно; иногда совершает сезонные кочёвки. Летает тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями, и не делает больших перелётов.
Ученик 6: Аму́рский тигр (уссурийский или дальневосточный) — один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Занесён в Красную книгу.
Амурский тигр по современным данным относится к наиболее крупным подвидам, шерсть гуще, чем у тигров, живущих в тёплых районах, а его окрас светлее. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый.
Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.
Амурский тигр занесён в Красную книгу России. В апреле 2007 года эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) объявили, что популяция амурских тигров достигла столетнего максимума и что тигр больше не находится на грани вымирания
Учитель: Есть еще одна проблема отношение человека к лесу - лесные пожары.
Главнейшим врагом леса является лесной пожар. Огонь беспощадно сметает все на своем пути, оставляя после себя только выжженную землю и тлеющие головешки. Охрана лесов от пожаров – одна из основных обязанностей работников лесной охраны лесничества. Своевременно обнаружить лесной пожар, точно определить местонахождение, быстро вызвать пожарно-производственную команду арендатора, умело руководить тушением пожара является важным фактором, определяющим успешность борьбы с огнем. Для быстрого выявления и определения местонахождения лесного пожара у арендатора есть пожарно-наблюдательные вышки, находящиеся в разных участковых лесничествах и расположенные на преобладающих высотах.
(Дети читают по очереди):
БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА:
При разведении костров используйте места вдали от кустарников и скошенной травы, хвойного молодняка и низко свисающих крон деревьев.
Для разжигания костров нельзя применять бензин и другие горючие смеси.
Не поджигайте камыш, не выжигайте сухую траву под деревьями, на лесных полянах
Не бросайте горящие спички, окурки, тлеющие тряпки и ветошь.
Не оставляйте костёр без присмотра, особенно в ветреную погоду.
Уходя из леса, потушите костёр: залейте водой, присыпьте землей.
Ученик 1:
Белая черёмуха
Расцвела черёмуха под моим окном, Словно снег укутал ветки белым серебром. Аромат черёмухи голову кружит, И к себе зовёт меня ,манит и пьянит.
Как невеста в белом ,тихо ты стоишь, С солнышком и ветром ,вновь ты говоришь. Ветерок разносит аромат кругом, Солнце согревает ласковым теплом.
Белая черёмуха ,ты так хороша. Людям от красы своей бередишь сердца. Белая черёмуха ,аромат весны. Видно наступило время ,для большой любви.
К холоду цветёшь ты ,люди говорят. Принесут букетик белый ,парни для девчат. Не губите люди ,эту красоту, Не ломайте веток тонких ,очень всех прошу.
Белая черёмуха ,белые цветы. Сохрани мои все тайны ,и мои мечты. Расцвела черёмуха под моим окном, Словно снег укутал ветки белым серебром.
Ученик 2:
Ах, осень, эта рыжая девица! Каких же красок только нет в тебе: По небу голубому мчатся птицы И сизый дым клубится по трубе… Осенний лист кружит багрово-красный, Чернеют пред зимой уже поля, И лес вдали виднеется прекрасный - От буйства красок пьяная земля… И только если сердится, бывало, Всплакнет немного проливным дождем… Пока зима природу не сковала Она шутя играется с ручьем… Шалунья-осень с яркими глазами, Заботливо проводит журавлей… И растворится дымкой над полями, Когда зима придет на смену ей.
Учитель: А мне бы хотелось закончить наш разговор стихотворением Б. Заходера Все-все, все на свете, На свете нужны, На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!
И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-все, Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
Источники
Плешаков А.А. “Зеленые страницы” М: Просвещение 1994 г.