Итоговое занятие по теме «Речевые жанры» проводится в форме фестиваля. Слово «фестиваль» означает праздник, на котором люди показывают свои достижения в каком-то виде искусства. На этом занятии воспитанники показывают свои достижения в риторике (Рито?рика—дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие), поэтому он назван «Риторический фестиваль».
Цели, которые приследую на заняти: обобщение и закрепление пройденного материала по темам "Речевые жанры"; развитие креативного мышления у воспитанников; обогащение эмоционального мира воспитанников кружка “Детская риторика”
В качестве дидактического материала используются плакаты со шпаргалками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Добрый день! Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме «Речевые жанры» и пройдет оно у нас в форме фестиваля. Слово «фестиваль» означает праздник, на котором люди показывают свои достижения в каком-то виде искусства. На этом занятии мы покажем наши достижения в риторике (Рито́рика—дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие ), поэтому мы назвали его «Риторический фестиваль».
И прежде чем мы начнем наш фестиваль — проведем традиционную разминку для разогрева голосового аппарата, разработки дыхания и дикции, так как речь должна быть не только грамотной, но и понятной для ваших будущих выступлений перед публикой.
Разминка:
I. Артикуляционная гимнастика
«Месим тесто» – размять язык зубами;
Укольчики. По 10 раз острым язычком в каждую щеку- чередуя;
«Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить повторять поочередно на счет раз, два;
«Трубочка-улыбка»- чередуя, на счет раз - губы трубочкой; два- улыбка.
II. Дыхательная гимнастика.
- «Хомка». На одном глубоком вдохе прочитать стихотворение:
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Хомка хочет сильным стать
(Вдох! И на выдохе)
1-2-3-4-5
III. Чтение скороговорок.
Любая скороговорка проговаривается три раза:
1. Шепотом;
2. Умеренно;
3. Громко.
Вы знаете что любое мероприятие требует тщательной подготовки, а особенно такое как фестиваль. С чего начинается организация мероприятия? Давайте подумаем (написание сценария, репетиции, отсмотр номеров). Главное в подготовке мероприятия - репетиции. И мы с вами, как участники фестиваля, должны повторить то, что мы уже знаем и с чем мы сюда пришли. Давайте вспомним, какие речевые жанры вы знаете.
Какие речевые жанры есть в художественной литературе? (Басня, стих, песня, рассказ, сказка).
А какие речевые жанры требуются для успешного общения? (похвала, скрытая просьба, афиша, экскурсионная речь, реклама).
Репетиция прошла удачно. И я объявляю фестиваль «Лучший оратор» открытым.
(аплодисменты)+(фанфары)
-Фестиваль — это не только участники, но и гости. Мы с вами, как участники и организаторы в одном лице, должны пригласить гостей. А для этого нужно придать публичной огласке информацию о нашем фестивале. И так первое задание — реклама. Что такое реклама? (информация о товарах, различных видах услуг и т.п.). А какие способы предъявления рекламы вы знаете? (печатная, видиореклама, радиореклама). Я предлагаю на ваш выбор сделать печатную рекламу или радиорекламу.
(муз.)Материал: 2 листа формата А4, карандаши, фломастеры, ручки, заготовки.
Реклама готова. Но какой же праздник без афиши. Ребята, кто знает что такое афиша? (особое объявление, которое приглашает нас на зрелище: выставку, концерт, спортивный матч и т.п.). И следующее задание, которое вам предстоит выполнить — создание афиши и ее представление. Но делать ее вы будите все вместе.
- Ну вот, афиши готовы. Журналы, газеты пестрят рекламой.Зал полон гостей. С первым этапом справились все. Ну а теперь пришло время показать себя. Вам нужно по очереди похвалить друг друга за умение говорить красиво. Но прежде давайте вспомним, что такое похвала? (добрые, приветливые и обязательно правдивые слова).
- Давайте вспомним о любом речевом жанре ?
- Что же такое рассказ?
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Задание проинсценировать рассказ Н.Носова “Телефон”(Ваши аплодисменты!)
- Давайте вспомним еще об одном жанре, с которым мы с вами уже знакомились.
-Стихотворение. Молодцы. Стихотворение– это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Послушайте стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо”
- Является ли сказка речевым жанром? Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы. Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощённые бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец) , Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское) . Сказка, как правило, имела счастливый конец. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!
-Дорогие участники! Все ли мы речевые жанры вспомнили?
- Да, басня, о ней нельзя забыть! Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Причем действующими лицами в баснях чаще всего выступают не люди, а животные. И свойственны этим животным вполне человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость.
О том, что высмеивают басни, можно говорить очень долго. В первую очередь, басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя.
Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек способен перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его.
Кроме этого, за счет сатирических, иронических ноток басни читатель не только учится понимать свои пороки и исправлять их, но и смеяться над самим собой. Такое чувство юмора, безусловно, крайне полезно для психологического здоровья человека. Одна еврейская пословица гласит: «Умеющие смеяться над собой блаженны, ибо источник их услады не иссякнет до конца дней их».
Мораль сей басни такова: читайте басни, смейтесь над собой и становитесь мудрее, человечнее, дальновиднее. И пусть ваш воз всегда достигает цели назначения. Удачи!
Представляем вашему вниманию теневой театр. Басня “Ворона и лиса”
На этом наш риторический фестиваль подошел к концу. Это был интересный и волнующий праздник. Мы подарили друг другу радость общения, тепло дружбы, взаимопонимания. Сегодня мы поняли, что мы многое узнали и многому научились на занятиях по речевым жанрам.
Я поздравляю всех участников нашего маленького праздника, а особенно тех ребят, которые себя активно проявили. Они получают орден богини красноречия — Пейто. Давайте поаплодируем им. И в заключении хочу прочесть четверостишье:
Слова красивые писать,
выразительно читать.
Слушать, мыслить, рассуждать,
верно все слова сказать.
Как составить кластер
1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
Слова красивые писать,
выразительно читать.
Слушать, мыслить, рассуждать,
верно все слова сказать.
У нас в гостях Риторический Треугольник.
- Назовите главные вопросы РТ (ритор.Δ)
(кто? кому? зачем?)
- Вспомогательные вопросы? (как? когда? где?)
- Центральный вопрос? (Что будем изучать)
Зачем?
Как? Где?
Что?
Кто? Кому?
Когда?
С какого вопроса Риторического треугольника начнём?
(план записать на доске)
- что такое запрет?
- кто запрещает?
- кому запрещают?
- зачем запреты нужны?
- как надо запрещать?
- когда следует запрещать?
- где запрещать?
Помните ли вы строки: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука…» Начинается так одна из басен самого знаменитого баснописца России Ивана Андреевича Крылова. И рассказывается в ней о том, как абсолютно разные животные пытались сделать одно дело, при этом даже не пытаясь договориться. А что такое басня? Ответ на этот вопрос знает, пожалуй, каждый школьник начальных классов. Вспомним его и мы с вами.
Что такое басня: определение
Басней называется стихотворное или прозаическое литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Причем действующими лицами в баснях чаще всего выступают не люди, а животные. И свойственны этим животным вполне человеческие качества: лисе - хитрость, сове - мудрость, ракам - упрямство, а обезьяне - глупость.
Басни и их польза
О том, что высмеивают басни, можно говорить очень долго. В первую очередь, басни высмеивают людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. В героях басен каждый человек находит животного, похожего на себя.
Ситуации, описываемые авторами в баснях, всегда очень жизненны, и потому любой человек способен перенести их на свою собственную жизнь, а значит, найти у себя один из пороков и исправить его.
Кроме этого, за счет сатирических, иронических ноток басни читатель не только учится понимать свои пороки и исправлять их, но и смеяться над самим собой. Такое чувство юмора, безусловно, крайне полезно для психологического здоровья человека. Одна еврейская пословица гласит: «Умеющие смеяться над собой блаженны, ибо источник их услады не иссякнет до конца дней их».
Мораль сей басни такова: читайте басни, смейтесь над собой и становитесь мудрее, человечнее, дальновиднее. И пусть ваш воз всегда достигает цели назначения. Удачи!
Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы. Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощённые бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец) , Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское) . Сказка, как правило, имела счастливый конец.
Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.
Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!