kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие компетенции учащихся в процессе обучения по темам «Спрос», «Предложение», «Взаимодействие спроса и предложения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российскому обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации альтернативного выбора, прогнозируя их возможные последствия, и способные к сотрудничеству.

 В условиях становления  развития рыночной экономической  системы требуются знания механизма функционирования рынка. Поскольку на второй (8-9 классы) ступени  программы экономического образования школьников предполагается подготовка социально-адаптированной  личности, то формирование у учащихся основ рационального мышления и поведения является главным на этом этапе. Основные знания, умения, навыки, получаемые учащимися на этом уровне, дают представление о том, что при открытии собственного дела необходимо анализировать затраты ресурсов на производство товаров или услуг, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.

 Третья ступень (10-11классы) экономического образования предполагает формирование личности, способной понимать и оценивать обширную социально-экономическую информацию и принимать адекватные решения в качестве производителя, гражданина, потребителя, имеющего право голоса при обсуждении важнейших политических, экономических и социальных проблем в демократическом обществе. Этому способствует использование активных методов и форм обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение, понимание себя и партнеров, оценивание экономических рисков, личное планирование. Главным в сфере социальной адаптации становятся: анализ и оценка конкретных жизненных ситуаций, первые шаги по реализации сформированных установок в экономическом мышлении и поведении, выстраивание, с учетом баланса, своего адаптивного экономического поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие компетенции учащихся в процессе обучения по темам «Спрос», «Предложение», «Взаимодействие спроса и предложения». »

Управление образования администрации Навашинского района Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение Большеокуловская средняя школа









ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА



Форма методическая разработка раздела образовательной программы




Тема: Развитие компетенции учащихся в процессе

обучения по темам «Спрос», «Предложение», «Взаимодействие спроса и предложения».



Выполнила:


учитель экономики МОУ Большеокуловская

средняя

общеобразовательная школа

Агафонова Ольга Геннадьевна

Квалификационная категория – 1

Стаж работы: 21 год


Ознакомлен_________________Курачева М.В.

Руководитель ОУ; дата _______________


2014г

Содержание



  1. Пояснительная записка.


    1. Актуальность.

    2. Принципы отбора содержания образования.

    3. Цели и задачи.

    4. Технология и формы организации деятельности.


  1. Структура содержания тематических модулей образовательной программы.


2.1. Проект урока по теме: «Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса». – 8 класс.


  1. Общий учебно-тематический план.


  1. Результат апробации содержания данной программы.


  1. Список литературы.


  1. Приложение.














1. Пояснительная записка



1.1. Актуальность темы.


Российскому обществу нужны образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации альтернативного выбора, прогнозируя их возможные последствия, и способные к сотрудничеству.

В условиях становления развития рыночной экономической системы требуются знания механизма функционирования рынка. Поскольку на второй (8-9 классы) ступени программы экономического образования школьников предполагается подготовка социально-адаптированной личности, то формирование у учащихся основ рационального мышления и поведения является главным на этом этапе. Основные знания, умения, навыки, получаемые учащимися на этом уровне, дают представление о том, что при открытии собственного дела необходимо анализировать затраты ресурсов на производство товаров или услуг, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.

Третья ступень (10-11классы) экономического образования предполагает формирование личности, способной понимать и оценивать обширную социально-экономическую информацию и принимать адекватные решения в качестве производителя, гражданина, потребителя, имеющего право голоса при обсуждении важнейших политических, экономических и социальных проблем в демократическом обществе. Этому способствует использование активных методов и форм обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение, понимание себя и партнеров, оценивание экономических рисков, личное планирование. Главным в сфере социальной адаптации становятся: анализ и оценка конкретных жизненных ситуаций, первые шаги по реализации сформированных установок в экономическом мышлении и поведении, выстраивание, с учетом баланса, своего адаптивного экономического поведения.












1.2. Принципы отбора содержания образования.



Психическое, физическое и социальное развитие ребенка в каждый возрастной период осуществляется своеобразно. В каждом классе можно заметить проявление индивидуальных различий: особенностей развития психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, устной и письменной речи; уровня развития способностей, своеобразие проявления темперамента и характера. Поэтому принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей является одним из важных в педагогике.

Возраст школьника от 10-11 до 14-15 лет принято считать подростковым. В этот период происходит наиболее интенсивное физическое и психическое развитие детей.

Костная система развивается очень быстро, часто опережая рост мышечной системы. Не так стремительно развивается и сердечнососудистая система, что в своей совокупности с отставанием мышечной системы приводит к быстрому утомлению подростков. Психологами доказано, что чередование различных видов деятельности на уроке повышает эффективность обучения. Поэтому на уроках экономики на трех ступенях экономического образования школьников при изучении теоретического материала необходимо использовать различные формы активного обучения. У учащихся 5-7 классов в поведении начинают проявляться устремление к «взрослости», самооценке, подчинению групповым нормам. Поэтому в своей практике работы использую следующие формы деятельности: игровая, связанная с личным опытом обучаемого.

На уровне второй ступени экономического образования дети переживают так называемый «подростковый кризис», который характеризуется тем, что в самосознании проявляются изменения, происходит интенсивное интеллектуальное развитие, стремление к личному самоопределению, впервые становится возможным самовоспитание. На данном возрастном этапе важной проблемой для меня становится формирование мотивации к изучению экономики.

Поэтому на уроках необходимо применять различные нестандартные ситуации, в которых учащиеся с помощью полученных знаний на первой ступени находят решения в нестандартных ситуациях. Например, можно использовать проблемные вопросы и творческие задания. Наиболее интересными являются проблемы экономики, связанные с повседневной жизнью. Такие, например, как: «Продавец овощей не удовлетворен рыночной ценой на картофель. Все торгуют по 5 рублей за 1 кг, а он решил торговать по 6 руб. К чему это приведет? Что произойдет, если этот человек будет торговать молоком?

Творческое задание: «Придумайте 5 советов начинающему предпринимателю на тему: «Как победить конкурентов?»

Наблюдения показывают, что выполнение таких заданий не вызывают затруднений даже у слабоуспевающих учеников. Тем самым создается ситуация успеха и развивается интерес школьников к изучению экономики.

Учащиеся 10-11 класса психологи характеризуют как раннею юность, которой свойственен поиск смысла жизни, определение своих профессиональных предподчтений и возможностей, особый интерес к общению со взрослыми. В этом возрасте продолжается интеллектуальное развитие. Поэтому на 3 уровне экономического образования школьников (10-11-е классы) также необходимо формировать творческие умения, но с преобладанием таких видов деятельности, как решение экономических проблем и задач с расчетом ближайших и отдаленных последствий для себя, семьи, страны; анализ и разрешение практических и проблемных ситуаций, имитирующих жизненные проблемы. Считаю, что это позволит ученикам выработать правильные ориентиры экономического поведения в обществе и занять активную жизненную позицию.

Например, в10 классе можно дать такую исследовательскую задачу:

Известно, что коэффициент эластичности спроса по цене равен:

а) Е=0,7 б) Е=1,2

Что может сделать фирма для увеличения своего дохода в случаях а) и б)? На каком предполагаемом товаре специализируется фирма в случаях а) и б).



















1.3. Цель: формирование ключевых компетенций учащихся.




Задачи:

- мотивация познавательной деятельности учащихся на уроках экономики;

- развитие их интеллектуальных способностей путем создания творческого продукта труда в виде нового знания;

-воспитание потребности самостоятельного поиска путей разрешения жизненных ситуаций.





Предполагаемые результаты:

- умение находить пути выхода из экономических жизненных проблем.

- повышение устойчивого интереса к изучаемому материалу;

- повышение уровня обученности;























1.4. Технология и формы организации деятельности.


Жизнь показывает, что желаемый эффект в процессе обучения может быть достигнут только в том случае, если школьники к своей работе относятся творчески, проявляют активность. В основе принципа активности лежит познавательная деятельность учащегося, которая неразрывно связана с принципом сознательности.

Активность обучаемых может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). По мнению И.Я. Лернера, в первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование указаниям учителя, а во втором случае главным становится личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личная инициатива, самостоятельность мышления.

Перед современным экономическим образованием школьников стоит ряд проблем: как сделать изучение экономики увлекательным? Как возбудить интерес и «вдохнуть жизнь» в теорию? Как научить ребят ориентироваться в постоянно усложняющемся мире?

Ответы на перечисленные вопросы пытается дать дидактика.

До недавнего времени обучение ставило своей целью применение знаний и умений по образцу, с помощью объяснительно-иллюстративного метода. С развитием науки и техники появилась необходимость в поисках новых методов, способных обеспечить развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся со школьных лет. Этой необходимости соответствует идея проблемного обучения.

Отечественные ученые В.А.Крутецкий, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер считают основными методами проблемного обучения: проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский. Метод проблемного изложения знаний позволяет учащимся активно работать над проблемой, поставленной и раскрываемой учителем, привлекаются к ее обоснованию, знакомятся с методами научного познания.

Например, по теме «Предложение» в 8 классе, с целью акцентировать внимание ребятам можно предложить такую проблему: «Что произойдет с предложением на рынке пшеницы при увеличении цен на минеральные удобрения?»

Частично-поисковый метод способствует овладению навыками поиска знаний. Учащиеся привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой либо проблемы. Например, в 10 классе можно сформулировать следующую задачу: правительство под давлением граждан России замораживает цены на товары. К чему это приведет? Учащиеся, основываясь на знания, полученные в 8 классе высказывают свои гипотезы по решению данной ситуации на рынке.

С помощью исследовательского метода учитель выступает как организатор самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся. Ученики самостоятельно решают новые для них познавательные задачи. Например, по теме «Взаимодействие спроса и предложения» (10класс) можно предложить следующую практическую ситуацию: « Доход от продажи товаров оказался больше, чем планировалось. Возможно ли такое? Почему? Плохо это или хорошо для фирмы?» После решения задачи можно расширить самостоятельность школьников путем разработки ситуаций самими учащимися. Это изменяет роль учащегося в педагогическом процессе: из объекта он превращается в активный и равноправный, наряду с учителем, субъект деятельности, использующий приобретенные знания, умения и способы действия для создания собственного творческого продукта. Учащиеся в процессе такой деятельности осознают важнейший принцип экономической науки, а именно неразрывную связь теории с практикой.

Развитию интеллектуальных способностей и творческого мышления учащихся способствует система так называемых эвристических, «открытых» учебных задач или ТРИЗов. В педагогической практике различают 4 типа задач: изобретательские, исследовательские, прогнозные и с достраиванием условий. Особенностью первых двух типов учебных задач является наличие противоречий, требующих разрешения. Поэтому на уроках экономики в старших классах можно использовать все четыре типа задач.

Изобретательский тип задач ставит учащихся перед вопросом: «Как быть, если дополнительные условия делают решения невозможными, поскольку применение уже освоенных знаний, умений и способов действия становится недостаточным?» Например, по теме «Эластичность спроса и ее виды» (10 класс) можно использовать следующую задачу: «Главный экономист новой авиакомпании предлагает снизить цены на авиабилеты как для бизнесменов, так и для любителей путешествовать по новым местам. Причем он считает, что для бизнесменов это снижение должно быть более существенным, так как они составляют большую часть пассажиров. К каким последствиям это приведет?»

Прогнозируемые ответы учащихся: Главный экономист авиакомпании прав только отчасти. Спрос на авиабилеты является эластичным и снижение цены приведет к более значительному увеличению объема спроса. Однако выбор между бизнесменами и любителями путешествий был сделан неверно. Степень эластичности спроса со стороны бизнесменов ниже, поскольку эта группа пассажиров будет предпочитать полет другому виду передвижения до пункта назначения в любом случае.

С помощью исследовательских задач можно объяснить произошедшее социально-экономическое явление, давая ответы на ключевые вопросы - как и почему?

Например, по теме «Эластичность спроса и ее виды» на этапе закрепления можно использовать следующую задачу: «Известно, что коэффициент эластичности спроса по цене равен: а) 0,7; б) 1,2. Что может сделать фирма для увеличения своего дохода? На каком предполагаемом товаре или услуге специализируется фирма?

На уроках экономики я сталкиваюсь с проблемами взаимодействия с учениками в подростковом возрасте, поэтому соединить обучение с интересами детей и развивать творческую личность помогает применение задач с достраиванием условий. Например, на уроках по теме «Спрос» (8 класс) возможно решение следующей задачи: «Практика показывает, что фирме иногда выгодно снизить цены на свою продукцию. Как такое возможно?»

Прогнозируемые ответы учащихся: У фирмы появился серьезный конкурент. Его необходимо срочно убрать с рынка. Фирма может, при отсутствии других способов, временно снизить цену. Добившись успеха, она возмещает потерю дохода и прибыли путем повышения цены.

Важным и эффективным средством активизации творческой самостоятельной работы учащихся в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков их применения в новых учебных ситуациях, служит анализ статистических данных, цифр и фактов.

На уроках экономики в 7классе по теме «Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма» я даю следующее аналитическое задание. В таблице приведены шкалы спроса и предложения мяса. Заполните графы «Избыточный спрос», «Избыточное предложение», «Объем продаж». Подчеркните строчку, соответствующую положению равновесия на рынке.


Цена Р,

руб.

Величина спроса Qd, кг

Величина

Предложения Qs, кг

Избыточный спрос

Qd избыт.,кг

Избыточное

Предложение

Qs избыт, кг

Объем продаж

Q прод, кг

10

160

10




15

130

30




20

110

55




25

80

80




30

60

100




35

40

130





Предложенный аналитический материал может быть использован на всех этапах урока. Такие задания направлены на развитие логического мышления учащихся, способствуют формированию самостоятельной работы с цифрами, а также развивают умения сопоставлять, обобщать, делать необходимые выводы.

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках экономики обеспечивается в ходе дидактических игр, которые могут использоваться на разных этапах урока: информационные, игры-обобщения, игры контроля, проблемных игр и т.д.

После проведения игр ребята проявляют большую заинтересованность в изучении экономики, задают много вопросов, дискутируют, самостоятельно составляют кроссворды и задачи.

Учащиеся с большой охотой участвуют в играх, гораздо лучше воспринимают сложный теоретический материал, лучше осознают идеи, с которыми они познакомились самостоятельно во время игры и затем совместно обсудили в классе, поскольку с экономическими проблемами сталкиваются каждый день в жизни.






















2. Структура содержания тематических модулей образовательной программы.


Областная программа экономического образования школьников построена на основе выделения трех модулей:

1.Изучение экономики в 5-7 классах основной школы.

2.Изучение экономики в 8-9 классах основной школы на основе знаний, полученных в 5-7 классах;

3.Изучение экономики в 10-11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5-9 классах.

Каждый модуль предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем: формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

В 7 классе на изучение темы «Спрос и предложение. Рынок» в программе отводится 6 часов. Данный модуль содержит следующие темы:

1.Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса и график спроса-2часа.

2.Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения-2часа.

3.Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма-1час.

На второй ступени областной программы экономического образования изучению механизмов функционирования законов рынка отводится 12 часов. В 8 классе тема «Спрос» рассматривается 4 часа, которая включает следующие уроки:

1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.-2часа;

2. Шкала, функция, график спроса.-2часа.

Тема «Предложение» изучается 4 часа и включает следующие уроки:

1.Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения- 2часа

2.Шкала, функция, график предложения-2часа.

Освоение материала каждого модуля предполагает достижение конечного результата обучения- основных критериев подготовки социально адаптированной личности.

Тема «Взаимодействие спроса и предложения» по программе изучается 4 часа.

Она включает следующие уроки:


  1. Рыночное равновесие-2 часа.

  2. Рынок покупателя и рынок продавца. Рыночный механизм-2часа.

В 10 классе на изучение законов функционирования рынка программой отводится-7 часов.

Тема «Спрос» рассматривается 3часа и включает уроки:

  1. Спрос-1час.

  2. Закон убывания предельной полезности-1час.

  3. Эластичность спроса и ее виды-1час.

Тема «Предложение» рассматривается 2 часа и содержит уроки:

  1. Предложение-1 час.

  2. Эластичность предложения-1 час.

Тема «Взаимодействие спроса и предложения» изучается 1 час.

В качестве текущего контроля знаний я использую следующие формы контроля знаний:

1.теоретические, практические, проблемные вопросы и ситуации ( проект урока )

2.решение задач и выполнение упражнений (проект урока).

3.экономические тесты (приложение).

Формы промежуточного и итогового контроля используемые мною на уроках:

  1. опросы

  2. самостоятельные работы.

  3. тестирование.



















2.1. Проект урока.


Тема урока: Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.

Цель:

Обучающая: Способствовать формированию знаний об экономическом понятии “спрос” и определяющих его факторов. Создать условия для познавательной активности через решение проблемных вопросов и построения графиков.

Воспитательная: Продолжить формирование коммуникативных навыков через парную форму работы.

Развивающая: Анализировать влияние цены на величину спроса и неценовых факторов на спрос.

Оборудование: проектор, рабочая тетрадь, дидактический материал (приложение1)

Форма урока- изучение нового материала.

ЗУН:

  • необходимо знать, что такое “спрос” и “величина спроса”, ценовые и неценовые факторы спроса;

  • необходимо уметь строить графики спроса;

  • необходимо научиться определять значение закона спроса для потребителя.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Разгадайте шараду, в которой зашифрована тема урока. (активизация учащихся)

-Это хлебный знак, и о нем надо знать,

Что из зерен его варят вкусную кашу.

Если в слове последнюю букву

Сделать первой и на с поменять,

То он удовлетворит любую потребность нашу. (Спрос)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с экономическим понятием “спрос” и с факторами, которые его определяют.

- Познакомимся с важными понятиями для экономической теории – это

“спрос”,

“величина спроса”,

“закон спроса”,

“неценовые факторы спроса”,

“взаимозаменяемые” товары,

“взаимодополняемые” товары.

(Приготовьте рабочую тетрадь).

3. СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА.

- Изучая экономику в 5,6,7 классе вы уже знакомились с понятием “спрос”. Что такое спрос? -Количество товара, которые покупатели захотят приобрести при разных ценах

Демонстрация слайда (приложение 2).

- Чем спрос отличается от простого интереса к товару? (Тем, что спрос требует финансового обеспечения).

- Откройте рабочую тетрадь и прочитайте определение спроса (Спрос – это сложившаяся в определённый период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже).

- Какой, главный признак спроса мы можем выделить? (Спрос зависит от цены).

- Какое экономическое понятие в этом определении вам неизвестно? (Величина спроса).

- Чем же величина спроса отличается от спроса, мы сейчас с вами узнаем с помощью практического примера из жизни учащихся 8а класса.

Практический пример про булочки. ( Обсуждение проблемной ситуации)

Ф.И.О.

Количество денег

Цена 1 булочки

2 руб.

5 руб.

10 руб.

Элла

30 руб.

15

6

3

Юна

20 руб.

10

4

2

Коля

10 руб.

5

2

1

- Сколько булочек сможет купить Элла по цене 2 руб., 5 руб, 10 руб. Юна, Коля?

- От чего зависит их спрос на булочки?

- Чем же отличается спрос и величина спроса?

- Прочитайте определение величины спроса на слайде. Выделите главный признак (Определённый уровень цен).

Вывод учителя:

- С помощью этого примера мы смогли показать зависимость величин спроса на булочки от цен на них.

РАБОТА В ПАРАХ. (Самопроверка)

- А теперь, повернувшись, друг к другу ответьте ещё раз, чем “величина спроса” отличается от “спроса”?

4. ЗАКОН СПРОСА.

Решение эвристической задачи.

- С помощью примера про булочки, мы можем вывести и закон спроса.

- Какую закономерность вы увидели с помощью нашего примера?

Чем выше цена, тем меньше величина спроса и чем ниже цена, тем больше величина спроса”.

РАБОТА В ПАРАХ.

(Учащиеся ещё раз проговаривают этот закон в парах).

5. ГРАФИК СПРОСА.

- Спрос можно выразить с помощью графика (демонстрация слайда).

- Что показывают точки на кривой спроса? (Величину спроса).

- Что показывает вся кривая спроса? (Спрос на различные товары при разных ценах).

Построение графиков величины спроса на булочки 8-а класса.

- Сейчас, я предлагаю построить графики своего спроса учащимся Элле, Юнее и Коле.




- У кого из ребят самый большой спрос на булочки? самый маленький?

- От чего зависит спрос Эллы, Юны и Коли? (От цены).

- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается? уменьшается? (Работа по таблицам на парте).

- На изменение спроса влияет не только цена, существуют ещё и неценовые факторы изменения спроса.

6. РАБОТА ПО ГРУППАМ.

Вид изменения спроса.

График изменения спроса.

Неценовые факторы изменения спроса.

1. Увеличение спроса (сдвиг кривой спроса вправо).

 

1. Новая информация о полезности или вредности блага.

2. Повышение или понижение уровня жизни.

3. Увеличение или уменьшение дохода.

4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

5. Число покупателей на рынке.

6. Ожидание будущего изменения цен и доходов.

2. Уменьшение спроса

(сдвиг кривой спроса влево).

 

- Почему факторы, которые перечислены в третьей колонке, называются неценовыми?

Ф

И

З

К

У

Л

Ь

Т

М

И

Н

У

Т

К

А



- Я сейчас буду приводить примеры изменений спроса, если спрос увеличивается и кривая спроса должна сдвинуться вправо, вы опускаете голову на правое плечо и наоборот.

  1. Вошли в моду новые резиновые сапоги красного цвета (вправо).

  2. Ребята в возрасте 10-12 лет перестали читать журнал “Мурзилка” (влево).

  3. Татьяне понравились блестящие заколки и она стала покупать их больше (вправо).

  4. Саша разлюбил чипсы и перестал их покупать (влево).

  5. Вадим каждый день покупает новую жевательную резинку (вправо).

  6. Джинсы зелёного цвета вошли в моду (вправо).

  7. Учащиеся 8а класса не едят манную кашу (влево).

  8. Пирожки с брусникой раскупаются 8а классом за одну перемену (вправо).

  9. Ткаченко Евгений не покупает кока-колу и пепси (влево).

  10. Сергей очень любит с утра съесть кусок колбасы (вправо).

8. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ.

- Ребята, спрос на товары и услуги ещё зависит от наличия товаров-заменителей и товаров, дополняющих друг друга.

- Что такое взаимозаменяемые товары? (Товары, которые удовлетворяют ту же потребность, что и данный товар). Демонстрация слайда.

- Что такое взаимодополняемые товары? (Товары необходимы вместе с данным товаром для удовлетворения потребности в нём).

- Приведите примеры.

Ф

и

з

к

у

л

ь

т

м

и

н

у

т

к

а



- Я сейчас буду приводить примеры взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых.

Если вы услышите пример взаимозаменяемых товаров – вы приседаете, а если взаимодополняемых - встаёте.

  1. Букет роз и букет лилий.

  2. Теннисный мяч и теннисные ракетки.

  3. “Вольво” и “Мерседес”.

  4. Кеды и шнурки.

  5. Мандарины и апельсины.

  6. Проигрыватель и пластинки.

  7. Пепси-кола и кока-кола.

  8. Штора и карниз.

  9. Масло и маргарин.

  10. Черный и белый хлеб.



- Ярким примером правильной оценки спроса и извлечения из этого выгоды является история с американским менеджером в автомобильной промышленности Ли Якокка.

  1. Учащиеся слушают опережающие творческое задание, выполненное одноклассником.

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ

- Что такое спрос?

- Чем спрос отличается от величины спроса?

- Как звучит закон спроса?

- С помощью чего ещё можно выразить спрос? (Графика).

- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается?

- Что происходит с кривой спроса, если спрос уменьшается?

- От каких факторов ещё зависит спрос?

- Чем отличаются взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары?

- Как звали известного американского менеджера, который сумел “ухватить спрос за ворот”?

10. ПРОВЕРОЧНЫЙ МИНИ-ТЕСТ.

1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

а) ожидание наступления сезона дождей;
б) приближение летних каникул;
в) подорожание апельсинового сока.

2. Выберите пару товаров-заменителей:

а) перьевые ручки и чернила;
б) джинсы и футболки;
в) масло и маргарин.

3. Спрос можно выразить с помощью:

а) графика;
б) рисунка;
в) SMS.

4. Выберите верное высказывание:

а) Кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается;
б) Спрос изменяется только из-за цены.
в) На изменение спроса влияют также и неценовые факторы спроса.

5. Закон спроса гласит - чем выше цена, тем

а) меньше продавцов на рынке;
б) меньше величина спроса;
в) больше продавцов на рынке.

6. Если в результате рекламной компании население стало покупать больше фруктов, то

а) цена на фрукты уменьшилась;
б) спрос на фрукты увеличился;
в) фруктов стало больше.

7. Ценовые факторы спроса зависят от

а) вкусов покупателей;о
б) цены на данный товар;
в) от времени года.

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Рабочая тетрадь стр.69-72; индивидуальное творческое задание: “Изучить спрос на компьютеры в классе и построить график спроса”.

12. ИТОГ УРОКА.



















3

лассе в течение обучения учащ. Общий учебно-тематический план.


7 класс

Тема,урок

Часы

Форма урока

1. Банки и их роль в экономике.

6


1.1. Банки. Виды банков.

1


1.2. Ц.Б. Р.Ф. и его функции. Коммерческие банки и их функции.


1


1.3. Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли.



1


1.4. Вклады и кредиты.

1


1.5. Расчет простого процента по вкладам и кредитам.


1


1.6. Практикум по теме «Расчет простого процента по вкладам и кредитам».



1


2. Инфляция

4


2.1. Понятие инфляции. Инфляция и измерение покупательной способности денег.



1


2.2. Экономические и социальные последствия инфляции.


1


2.3. Практикум по теме «Экономические и социальные последствия инфляции».



1


2.4. Измерение инфляции: индекс потребительских цен.


1


3. Безработица.

4


3.1. Структура населения.

1


3.2. Безработица и ее виды. Последствия безработицы.


1


3.3. Практикум по теме « Безработица и ее виды. Последствия безработицы».



1


3.4. Меры социальной защиты безработных.


1


4. Производство товаров и услуг. Производительность труда.


6


4.1 Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса в Р .Ф.



1


4.2. Практикум по теме» Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса в Р.Ф. «




1


4.3. Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост.


1


4.4. Практикум по теме « Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост «.



1


4.5. Расчет производительности труда.

1


4.6. Роль повышения производительности труда в экономике страны.



1


5. Издержки производства и прибыль.


4


5.1. Издержки производства.

1


5.2. Практикум по теме « Издержки производства».


1


5.3. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции.


1


5.4. Практикум по теме « Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции».



1


6. Спрос и предложение. Рынок.

6


6.1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса и график спроса.



1

Изучение нового материала

6.2. Практикум по теме « Спрос. Величина спроса. Шкала спроса и график спроса «.



1

Урок-практикум

6.3. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения.



1

Изучение нового материала

6.4. Практикум по теме « Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения «.




1

Урок-практикум

6.5. Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма.



1

Изучение нового материала

6.6. Конкуренция.

1

Урок-практикум

Контрольный тест.

1






















8 класс

Тема,урок.

Часы

Форма урока

1. Что изучает экономика.

2


1.1. Экономика: наука и хозяйство. Потребности. Классификация потребностей по Маслоу.



1


1.2. Ресурсы. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.



1


2. Типы экономических систем.

3


2.1. Главные вопросы экономики. Экономическая система: понятие и виды.



1


2.2. Преимущества и недостатки типов экономических систем. Смешанная экономика.



1


2.3. Российская экономика на современном этапе.


1


3. Факторы производства.

2


3.1. Факторы производства и их классификация.


1


3.2. Доходы на факторы производства


1


4. Производительность факторов производства.


3


4.1 Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства.



1


4.2. Факторы, влияющие на производительность. Практикум по теме « Факторы, влияющие на производительность».




2


5. Спрос.

4


5.1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.


1

Изучение нового материала

5.2. Практикум по теме « Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.



1

Урок-практикум

5.3. Шкала, функция, график спроса.


1

Изучение нового материала

5.4. Практикум по теме « Шкала, функция, график спроса».


1

Урок-практикум

6. Предложение.

4


6.1. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.



1

Изучение нового материала

6.2. Урок практикум « Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.

1

Урок-практикум

6.3. Шкала, функция, график предложения. Урок практикум « Шкала, функция, график предложения».




1

Изучение нового материала

7. Взаимодействие спроса и предложения.


4


7.1. Рыночное равновесие.

1

Изучение нового материала

7.2. Урок практикум « Рыночное равновесие .»


1

Урок-практикум

7.3. Рынок покупателя и рынок продавца. Рыночный механизм.


1

Изучение нового материала

7.4. Урок практикум « Рынок покупателя и рынок продавца. Рыночный механизм».



1

Урок-практикум

8. Производитель.

4


8.1. Собственность. Экономические формы собственности частная и общественная.



1


8.2.Суверенитет производителя и частная собственность


1


8.3. Отрасль, фирма и предприятие.

1


8.4. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Амортизация.



1


9. Фирма и конкуренция.

4


9.1. Конкуренция, структура рынка. Влияние конкуренции на деятельность фирмы.



1


9.2. Издержки производства.

1


9.3. Практикум « Издержки производства.»


1


9.4. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование.


1


Контрольный тест за 2 полугодие.

1














10класс

Название темы, урока.

Часы

Форма урока

1. Экономика и экономическая наука.

1


1.1. Экономика и экономическая наука.

1


2. Ограниченность и выбор. Альтернативная стоимость.


2


2.1. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.


1


2.2. Кривая производственных возможностей.


1


3. Право собственности и ее роль в хозяйственной деятельности.


2


3.1. Собственность и ее виды: частная и общественная.


1


3.2. Переход собственности. Приватизация.


1


4. Экономические системы.

1


4.1. Основные проблемы экономики. Типы экономических систем.


1


5. Российская экономика в современных условиях.


1


5.1. Российская экономика в современных условиях.


1


6. Спрос.

3


6.1. Спрос.

1

Урок-исследование

6.2. Закон убывания предельной полезности.


1

Изучение нового материала

6.3. Эластичность спроса и ее виды.

1

Изучение нового материала

7. Предложение.

2


7.1. Предложение.

1

Урок-исследование

7.2. Эластичность предложения.

1

Изучение нового материала

8. Взаимодействие спроса и предложения.


1


8.1. Взаимодействие спроса и предложения


1

Урок-прктикум

9. Потребитель в экономике.

2


9.1. Доходы потребителя. Проблемы бедности. Кривая Лоренца.


1


9.2. Потребитель в рыночной экономике.


1


10.Производственные ресурсы ( факторы производства) и их производительность.



2


10.1. Производственные ресурсы и факторы производства. Производительность и эффективность.



1


10.2. Закон убывания предельной (маржинальной отдачи ).


1


11. Производство.

3


11.1.Мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности.


1


11.2. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ.


1


11.3. Прибыль. Амортизация.

1


12. Конкуренция и структура рынка.

1


12.1. Конкуренция и структура рынка.

1


13. Издержки производства и прибыль.


4


13.1. Издержки производства.

1


13.2. Кривые издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.



1


13.3. Практикум « Кривые издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.»



1


13.4. Выручка и доход. Максимизация прибыли.


1


14. Предпринимательство.

1


14.1. Предпринимательство. Предпринимательский доход.


1


15. Деловая среда бизнеса .

2


15.1. Деловая среда бизнеса и ее составляющие.


1


15.2. Биржа и ее виды. Биржевые сделки.


1


16. Управление предприятием (фирмой) в современных условиях.


2


16.1. Цели и функции менеджмента.

1


16.2. Стили управления. Деловая этика.

1


17. Управление деловой активностью.


2


17.1. Маркетинг: понятие и функции.

1


17.2. Маркетинговые исследования.

1


Итоговый тест .

1













4. Результаты апробации содержания данной программы.


Перед учителем всегда стоит задача - хорошо знать ученика: его особенности, склонности, интересы. Поэтому приходиться работать в тесном контакте с психологом, совместно подбирать различные методики обучения, диагностики. С целью анализа «Какой интерес проявляют учащиеся к данному предмету?» мне необходимо определить основные признаки познавательного интереса: внимание на уроке, систематичность записей, активность во время беседы, содержание вопросов учителю, пути поиска дополнительной информации.

Поэтому наиболее доступным методом психолого-педагогической диагностики является наблюдение. Оно проводится в естественной обстановке и не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Данные наблюдения по этим параметрам можно помещаю в таблицу, в которой с помощью шкалы оценок фиксируются разные уровни проявления интереса к данной теме на каждом этапе экономического образования школьников, на конкретном классе. Недостатком метода является его значительная трудоемкость.


















Мною проведена исследовательская работа в одном к ихся с 7 по 10 класс. Были получены следующие результаты, представленные диаграммой.


Зафиксированный в ходе уроков материал дает объективную информацию для анализа; можно определить группы учащихся с разным уровнем интереса к предмету; причины разного уровня проявления интереса у учеников. Это дает возможность подобрать необходимые приемы, которыми можно пользоваться для активизации познавательного интереса. По истечении времени мною повторно проведена исследовательская работа по выявлению уровня интереса учащихся в этом же классе.

На диаграмме можно проследить результат изменения интереса учащихся к предмету при использовании активных методов и форм обучения.













В конце каждой темы проводятся контрольные срезы, которые дают информацию о обученности детей в классе. ( приложение «Тесты»). На диаграмме представлены полученные результаты тестирования учащихся 7 класса по теме «Спрос».


В 8 классе по данной теме были получены следующие результаты:


Результаты теста по теме «Спрос» в 10 классе:




Знание особенностей развития учащихся и применение активных методов и форм обучения в практике работы помогает получить следующие результаты обученности в конце учебного года в период обучения с 7 по 10 класс.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



    1. Лукьянова, Р.С.Экономика в задачах, проблемных вопросах и практических заданиях: пособие для учителей по курсу «Экономика» : (1-11 классы) –Р.С.Лукьянова, Л.Н. Корнева.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1996.

    2. Лукьянова Р.С. Проблемное обучение на уроках экономики- Р.С.Лукьянова-Педагогическое обозрение.-2оо6.-№4.-С.171-175.

    3. Лукьянова, Р.С. Преподавание экономики в современной школе:теория и практика: из опыта работы педагогов Нижегородской области-Р.С.Лукьянова, И.А.Симонов, О.В.Плетнева.-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2004.

    4. Махмутов, М.И. Проблемное обучение:основные вопросы теории-М.И.Махмутов.-М.: Педагогика,1975.

    5. Сборник программ по экономике для средней школы.-Н.Новгород:Нижегородский гуманитарный центр,2002.

    6. Сластенин, В.А. Общая педагогика.Ч.1,2-В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.-М.:Владос,2003

    7. Экскакут Т.В., О.Н.Истратова Справочник психолога средней школы-Ростов-

на-Дону,2003.















Приложение 1



1. Контрольный срез по теме «Спрос» в 10 классе:

Тема « Спрос».

Вариант 1.

1.Кривая спроса – это:

а) таблица данных о цене и качестве товара;

б) график, отражающий зависимость между ценой и количеством товара, которое готовы купить покупатели;

в) диаграмма, на которой отражены данные об объеме купленного товара;

г) график, показывающий связь между ценой товара и его предложением.

2. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

а) нужда

б) потребность

в) спрос

г) необходимость.

3. Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

4. Если цена на товар снизилась на 1%, а объем спроса увеличился на 2%,то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный:

в) единичной эластичности;

г) абсолютно эластичный.

5. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) горизонтальную линию;

в) кривую линию;

г) прямую линию с положительным наклоном.




Вариант 2

1.Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателей;

б) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок;

в) что потребители склонны покупать больше товаров по более высоким, чем по низким;

г) какое количество блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при различных ценах.

2. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что – либо:

а) потребность

б) спрос

в) необходимость

г) желание

3.Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

4. Кривая абсолютно эластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) горизонтальную линию;

в) кривую линию;

г) кривую линию с отрицательным наклоном.


5. Если увеличение цены товара на 3% привело к уменьшению объема спроса на 3%, то это спрос:

а) абсолютно эластичный;

б) неэластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный.




Контрольный срез по теме «Спрос» в 8 классе.

В-1

  1. Если товары взаимозаменяемые, то рост цен на первый товар вызывает…

А) падение спроса на второй товар;

Б) неменяющийся спрос на второй товар;

в) рост спроса на второй товар;

Г) рост величины спроса на второй товар.

2. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

А) вкусы потребителей;

Б) размер доходов;

В) цена товара;

Г) потребительские ожидания.

3. При росте цен на товар на графике происходит…

а) движение кривой вправо-вверх;

б) движение кривой влево-вниз;

в) движение по кривой вверх;

г) движение по кривой вниз.

4. Снижение спроса на компьютеры, скорее всего…

а) увеличит объем продаж дискет;

б) увеличит цены на дискеты;

в) понизит цены на дискеты;

г) уменьшит объем продаж дискет.

5. Смещение кривой спроса на мороженное влево-вниз может быть вызвано…

а) повышением цены на мороженное;

б) ростом доходов населения;

в) наступлением зимы;

г) нет правильного ответа.

6.Экономическое понятие «величина спроса» можно трактовать как количество товаров, которое…

а) потребитель хотел бы иметь по доступным ценам;

б) государство заказывает по определенным ценам;

в) потребители хотят и могут купить;

г) нет правильного ответа.

7. Согласно закону спроса при увеличении цены…

а) увеличивается количество продавцов;

б) увеличивается количество покупателей;

в) снижается количество товара, которое хотели бы приобрести покупатели;

г) снижается количество товара, которое хотели бы продавать производители.

8.Какие из перечисленных товаров являются товарами-заменителями?

а) кроссовки и футболки;

б) учебники и тетради;

в) спички и зажигалка;

г) кухонные комбайны и стиральные машины.

9. Изменение величины спроса на товар произойдет в случае, если…

а) изменятся цены на другие товары;

б) изменятся технология производства;

в) изменится качество товара;

г) изменится цена на товар.

10.Цены на нижеуказанные товары выросли на 100 рублей. На какой товар спрос должен измениться в меньшей степени?

а) шоколадка;

б) жвачка

в) мороженное;

г) джинсы.
















В-2

1. Величина спроса показывает…

а) количество покупателей на рынке;

б) максимальную сумму денег, которую согласен заплатить потребитель;

в) количество товара, которое согласен купить потребитель по конкретной цене;

г) расходы покупателя при приобретении товаров.

2. Спрос на товар-это…

а) количество проданных товаров;

б) желание и возможность потребителей приобрести товар или услугу;

в) потребность покупателей в каком-либо товаре;

г) желание человека приобрести товар.

3. Если повысится цена на натуральные соки, как изменится спрос на газированные напитки?

а) спрос сократится;

б) спрос не изменится;

в) увеличивается величина спроса на газированные напитки;

г) увеличивается спрос на газированные напитки.

4. Цена спроса на товар-это…

а) та цена, по которой можно приобрести товар;

б) самая низкая цена, по которой можно приобрести товар;

в) максимальная цена за товар, которую покупатель готов заплатить;

г) средняя цена, по которой продается товар.

5. В каком случае произойдет увеличении спроса на программное обеспечение компьютеров?

а) правительство введет налог для производителей компьютеров;

б) снизятся цены на компьютеры;

в) повысятся цены на процессоры;

г) сократится предложение компьютеров.

6. В каком случае изменится величина спроса на квас?

а) изменились цены на другие прохладительные напитки;

б) изменились цены на колу;

в) повысились доходы населения;

г) производитель кваса увеличил расходы на рекламу.

7. В каком случае увеличится спрос на услуги нижегородского транспорта?

а) увеличились доходы населения;

б) повысились цены на услуги городского транспорта;

в) повысились цены на автомобили;

г) все вышеперечисленные причины.

8. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть…

а) ожидание наступления сезона дождей;

б) снижение цен на подшипники;

в) приближение летних каникул;

г) подорожание апельсинового сока.

9. Уменьшение спроса на товар приведет к уменьшению…

а) цены и увеличению количества товара;

б) его цены и количества;

в) его количества;

г) его цены.

10. Увеличение спроса на товар приведет к увеличению…

а) его цены и количества;

б) цены и уменьшению количества товар;

в) его количества;

г) его цены.

















Приложение 2









27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агафонова Ольга Геннадьевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Доклад "Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка""
    ["seo_title"] => string(75) "doklad_rechevoe_vzaimodeistvie_uchashchikhsia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "604456"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649442027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства