kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План открытого урока "История театра. Ярмарочный театр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока по теме "История театра. Ярмарочный театр" в рамках авторской прграммы Ю.В.Ладыгиной "Театр где играют дети". 2 год обучения, дети 5-ти лет. Данный урок был поведен в рамках городского конкурса открытых уроков педагогов дополнительного образования, где был признан лучшим. А конспект урока занял 2 место Всероссийского творческого конкурса "Рассударики".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока "История театра. Ярмарочный театр" »


План открытого урока по теме:

«История русского театра. Ярмарочный театр»

(Авторская программа Ю. Ладыгиной «Театр, где играют дети»,

2 год обучения , дети 5-ти лет)


Ладыгина Юлия Викторовна,

Педагог дополнительного образования ,

г.Альметьевск, Республика Татарстан.


Цели:


  • Общеобразовательная: познакомить студийцев с одной из форм народного творчества- ярмарочным театром;

  • Развивающая: обобщать знания учащихся о видах городских праздничных зрелищ;

  • Воспитательная: показать детям богатство русского фольклора, воспитать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.


Задачи:


1.Привить любовь к русскому народному творчеству,

2.Закрепить знания о разновидностях русского театра,

3.развивать творческие способности детей: музыкальный слух, темпо - ритмическое восприятие, навыки кукловождения.

4.Формирование желания учиться, с интересом постигать новое,

5. Развивать положительный эмоциональный настрой, используя прием совместной деятельности детей 2 года обучения и воспитанников старшей концертной группы «Скоморошек и Ко»


Тип урока: Актуализация знаний и умений.


Методы работы:


По источнику знаний:

Наглядные - наглядно-иллюстративный, показ;

Словесные- комментарии, объяснения(пояснения практического действия),беседа;

Практические- упражнения и практические задания.

По характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы театральной педагогики: Метод физических действий (включает в себя такие приемы, как театральные упражнения, этюды, театральные игры, способствуют активизации внимания, формированию умения одновременно действовать всем коллективом(например, в одно и то же время начинать песню, танец и т д.) Метод словесных действий (развитие голоса и слуха ребенка, учит интонационной выразительности)


Технологии: развивающего обучения, межпредметых связей, арттехнологии, здоровьесбережения;


Межпредметные связи: музыка. История, литература, азы арифметики.



Оборудование:

1.Магнитная «Карта времени» с цветными магнитами,

2. Декорации- оформление балагана,

3. Декорации «Машина времени»,

4.Ширма для театра Петрушки,

5. Куклы –перчатки: Петрушка, Царевна, ростовая кукла- медведь,

6.музыкальные инструменты: трещетки, бубен. Ложки.

7.Атрибуты и «товары» для коробейников.

8. Народные костюмы для детей и взрослых,

9. Иллюстрации к каждому эпизоду ярмарки,

10. Ярмарочные угощения- петушки на палочках,

11. Музыкальный центр с подбором фонограмм.


Литература:

Некрылова А.Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения, и зрелища. Конец ХVII- начало ХХ века». СПб. ,2004.

Терешина М. «История русского театра», «Эксмо» 2011.

Власова З.И. «Скоморохи в памятниках письменности», 2007

Цехновицер. О «Театр Петрушки» Госиздат 1927

«Русские скоморохи» http://dance-composition.ru/

Греф. А «Вертеп и Петрушка» http://www.booth.ru/


Ход занятия.


  1. Организационный момент: Традиционное приветствие студийцев.

  2. Объявление темы, цели и задачи урока.

Педагог: Волшебники (это традиционное обращение к студийцам нашей театральной студии), сегодня у нас на уроке гости. Им очень интересно, что же знают и умеют мои маленькие актеры. Я предлагаю взять их с сомой в путешествие по страничкам истории русского театра.

Ребята, в каком веке мы живем? (ответ детей, на магнитной карте времени появляется первая отметка). И рядом с нами существует богатый традициями русский театр. Но всегда ли театр был таким, каким знаем его мы? (ответ детей) Вы правы, и мы с вами чуть больше месяца совершаем удивительные путешествия в прошлое, и узнаем, каким наш российский театр был много, много лет назад.

Откройте свои тетрадки и вспомните, сколько путешествий мы уже совершили? (ответ детей ) Молодцы! И сегодня вместе с нашими гостями вспомним все, что знаем из истории театра. А что же помогает нам попадать в прошлое- машина времени! Скорее же- она ждет нас! (Дети заходят в «машину времени», шумовой эффект, и с другой стороны студийцы выходят в народных рубашках и сарафанах)


  1. Актуализация, обобщение и закрепление знаний и умений.

Педагог: Вот мы и оказались с Вами на Руси, ведь нашу Родину в 10 веке (на магнитной карте времени появляется вторая отметка) называли так. В то время люди много работали, редко отдыхали, но если отдыхали веселились от души: пели, плясали, но особенно любили водить …. (ответ детей- Хороводы, демонстрация картинки).. да, именно хороводы признаны первым театральным действием на Руси. Так давайте же встанем в хоровод.

А какие раньше были хороводы и когда их водили? (Военные, свадебные, весенние, летние и т. д.)… пусть у нас будет весенний хоровод.


Фрагмент русской народной песни «Во поле береза стояла».


Вот сейчас мы стоим в одном круге, в одном ряду, а какие еще могли быть хороводы? (однорядный, двухрядный, линейный)

Молодцы, ребята! Позже на Руси стали появляться и другие развлечения, но все они устраивались прямо на улице, по праздникам. А какая сейчас идет неделя? (Масленица) Так давайте же в честь масленицы заглянем на ярмарку! Эй, зазывалы, зовите гостей!


Страничка первая:


Звучит песня «Ах, ярмарка», появляются скоморохи, пляшут.


1скоморох: Здравствуйте, гости дорогие

Маленькие и большие!

2 скоморох: Здравствуйте, гости,

Милости просим!

1скоморох: Ярмарку открываем,

Веселье шумное начинаем!

2скоморох: Открывай скорей базар

Везут сказочный товар,

Разливайте квас и мед,

Веселись честной народ!

1скоморох: У нас есть все как в Греции:

Даже заморские специи.

Подходи, не робей,

Денег не жалей!

2 скоморох: Для ваших карманов

Сколько понастроено балаганов,

Каруселей и качелей

Для праздничных веселий!

ВМЕСТЕ: Приходите, приезжайте,

Все, что надо, покупайте !


Педагог: Яркой страницей русского быта были ярмарочные увеселения и гуляния в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленница, Пасха, Троица)(иллюстрации) Ярмарка и гуляние были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. (иллюстрации)


Звучит русская народная песня «Коробейники» (переложение Н.Некрасова)

Появляются коробейники.


1коробейник: Покупатель, заходи,

На товары погляди!

2 коробейник: Только рот не разевай,

А что мило, покупай!

1коробейник: Вот такой у нас базар,

Бери глиняный товар.

Все горшочки хороши,

Выбирай-ка для души!

2 коробейник: А у меня петушок! Чудо- птица!

Сидит на высокой спице

Охраняет границы.

Добрым – поможет,

А вредных в темечко клюнуть может!


Педагог: Атмосферу радости создавали яркие вывеска, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерились, ремеслом хвастались, подарки дарили. Обычно во время гуляний возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. (иллюстрации) С 11 века(на магнитной карте времени появляется третья отметка) публику веселили скоморохи. Вот они же сегодня и пригласили нас на ярмарку. Скоморохи пели, плясали, играли на разных музыкальных инструментах. А на каких? (ответы детей) Давайте послушаем, как звучит балалайка (музыкальный фрагмент)

Гусли…(музыкальный фрагмент)

Сопилка…(музыкальный фрагмент)

А на бубне и трещетке мы можем поиграть сами.(в руках у детей инструменты)

А кто же обычно ходил со скоморохами? (Медведь)


1скоморох: Здравствуй ярмарочный люд!

Что тут? Развлечений ждут?

2 скоморох: Мы на ярмарку пришли

и медведя привели.

Танец медведя.

1скоморох: Михайло Потапыч мишку зовут,

Ну-ка, скажи нам , мишка : «Я тут».

Медведь кланяется.

2 скоморох: А теперь , медведь, постой

Поборолся б ты с козой.

Игра медведя с «козой».


Педагог: Скоморохи уже были настоящими артистами, ведь не зря есть поговорка- «Всяк спляшет, да не как скоморох»! И наш маленький театр назван в честь скоморохов.



Страничка вторая:


Педагог: Но были на ярмарке и другие развлечения. Например, в 17 веке (на магнитной карте времени появляется четвертая отметка) появились на Руси вертепы. (иллюстрации)

Это были ящички, а во сколько этажей(два с башенкой). А кто обязательно был в башенке? (ангел). Какие истории разыгрывались на каждом этаже вертепа (на первом из жизни простого народа, а на втором из жизни царей и цариц) Вертеп можно назвать первым кукольным театром на Руси. Но больше всего публике на народных гуляниях нравился веселый озорной Петрушка(иллюстрации).


Действие развивается у круглой ширмы театра Петрушки.


Шарманщик:

А вот детская игрушка-

Живой Петрушка!

Такого молодца- оригинала

Москва еще не видала!

Ноги дубовые,

Кудри шелковые,

Кваса не пьет,

Стекла не бьет!


Петрушка:

Тра-ля-ля! А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Надел шапку на макушку

Знаете кто я? (Петрушка)

Угадали! Молодцы!

Словно в бочке огурцы!

Я по свету шел да шел,

К вам на ярмарку зашел.

Пришел я вас потешить , позабавить

И с праздником поздравить!


Шарманщик: А праздник-то какой?


Петрушка: я знал да забыл! (дети отвечают)


Педагог: Ребята, сколько кукол могло быть на ширме театра Петрушки? (две) А почему? (актер был только один) А кто сопровождал, помогал актеру(Шарманщик) Давайте послушаем, как звучит шарманка (музыкальный фрагмент)

А сам Петрушка - это какая кукла? (перчатка) мы умеем такими играть? А на сколько пальчиков надевается эта кукла? (на три, показывают на какие, одевают правильно кукол)

Скажем спасибо Петрушке, а нам пора на следующую страничку истории театра!


Страничка третья:


Педагог: В 18 веке почти не одна ярмарка не обходилась без балагана(иллюстрации). Иногда на одной маленькой площади балаганов было несколько- больших и маленьких.

Музыкальная заставка.

Зазывала:

Сюда! Сюда! Все приглашаются!

Представление начинается!

Стой, прохожий , остановись!

На наше чудо подивись!

С задних рядов протолкайтесь,

К кассе направляйтесь!

За гривенник билет купите

И в балаган входите!

Проходи народ!

Пять копеек – не большой расход!


Открывается занавес на маленькой сцене с декорацией балагана.


Педагог: Как назывался билет в балаган? (ярлык) А где он продавался? (в чулане) А что ели зрители в балагане? (щи) Ну что ж, пусть наш балаган начинает свое представление!


Зазывала:

Начинаем представление

Всей ярмарке на удивление.

Выступят сейчас талант

Акробаты –музыканты.

Номер «акробатов»

Все танцоры, все певцы,

Все красавцы, молодцы!

Танец-импровизация «Калинка»

А теперь сиди-молчи

Выступают лошкари.


Шумовой оркестр на русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени»


Педагог: В балагане выступали еще «диковинные люди»- силачи, факиры. Например, факир глотал голубей. А настоящие ли были голуби? (мешочки с кашей)


Зазывала:

Под веселый тарарам

Закрываем балаган.


1скоморох:

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

2 скоморох:

Все вы были молодцы

И за это получите

Расписные леденцы! (всем детям раздают леденцы- петушки на палочках)

ВМЕСТЕ: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


Педагог: Скажем и мы, ребята, спасибо нашим скоморохам.

Скоморохи закрывают занавес и скрываются за ним.


  1. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие , сегодня мы вспомнили странички истории русского театра. Очень важно знать с чего же все начиналось, ведь из скоморошьих потешек позже родился профессиональный театр, балаган превратился в цирк, ну а куклы театра Петрушки вот уже много веков радуют детей и взрослых. Нам пора возвращаться в наш 21 век! (все заходят в машину времени, и выходят из нее в современной одежде.) Наше занятие закончено.

Традиционное прощание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План открытого урока "История театра. Ярмарочный театр"

Автор: Ладыгина Юлия Викторовна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123782

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Художник в театре кукол. План-конспект урока ИЗО в 9 классе по программе Б.М.Неменского "
    ["seo_title"] => string(97) "khudozhnik-v-tieatrie-kukol-plan-konspiekt-uroka-izo-v-9-klassie-po-proghrammie-b-m-niemienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "131851"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416238946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства