kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему: «Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

помочь учащимся осознать истоки нашей Победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины-писатели;

учить анализировать текст, выделять главную мысль текста, самостоятельно давать правильную оценку;

воспитывать любовь к малой родине, к России; воспитание патриотизма, чувства долга и ответственности за все происходящее на Земле;

развивать речь, логическое мышление, развитие умения правильно давать осознанные, осмысленные ответы.

Оборудование

  1. Выставка книг.
  2. Записи на диске.
  3. Списки произведений о войне.
  4. Венок.
  5. Подсвечник, свечи.
  6. Фотографии участников войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки»»

Ф МОУ СОШ с.Поима, Белинского района, Пензенской области, имени П.П.Липачева в с.Пичевка











Открытый урок на тему: «Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки»
















Разработала учитель русского языка и литературы Балаева Наталья Викторовна

Цели и задачи урока:

помочь учащимся осознать истоки нашей Победы в Великой Отечественной войне, помнить об ужасах войны и не дать им повториться, любить и беречь Родину, как любили и защищали её наши воины-писатели;

учить анализировать текст, выделять главную мысль текста, самостоятельно давать правильную оценку;

воспитывать любовь к малой родине, к России; воспитание патриотизма, чувства долга и ответственности за все происходящее на Земле;

развивать речь, логическое мышление, развитие умения правильно давать осознанные, осмысленные ответы.



Оборудование

  1. Выставка книг.

  2. Записи на диске.

  3. Списки произведений о войне.

  4. Венок.

  5. Подсвечник, свечи.

  6. Фотографии участников войны.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей! А теперь успокойтесь, садитесь и не отвлекайтесь. Начинаем наш урок. Я в вас верю и думаю, что вы справитесь со своим волнением и общение с вами должно получиться приятным.


Свист пуль, взрывы бомб.∕.


Год 1941-ый, 22 июня. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали.


Голос Ю. Левитана. Фотография. Слушатели∕.


От Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города.


∕Звучит «Священная война» ( 2 строчки). Музыка стихает и на фоне музыки говорят.

Фотография А. Фадеева∕.


Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А.Фадеев, А. Жаров, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач. «Писатели Советской страны,- заявил Фадеев,- знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться с пером» Перо приравняли к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.⁄


На экране высвечивается тема урока, эпиграфы∕.


«Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки».

Наша память-это душевный и жизненный опыт,

оплаченный дорогой ценой.

Ю. Бондарев.


И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Н.Майоров.


Учитель говорит о целях и задачах урока. Кадр..⁄


9 Мая будем отмечать 70-летие Победы. И чем дальше мы уходим от той войны, тем дороже для нас становится военная летопись. Говоря о величии нашей Победы, мы попытаемся сегодня прикоснуться сердцем к её живым истокам, « примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.


Писатели этих лет, по словам Твардовского «выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили» и « видели пот и кровь войны на своих гимнастерках». Общее, что объединяет эту плеяду писателей - это « память сердца, » страстное желание поведать правду о той войне.


⁄Список литературы с портретами писателей, с их книгами.⁄


Многих писателей сегодня уже нет среди нас, они ушли из жизни, но остались их книги, а значит, остались они сами, со страниц продолжает звучать их живой голос. На этих страницах живет сама история. Мы должны знать свою Историю. Без знания прошлого у человека нет настоящего и будущего.


∕Список литературы с портретами писателей, с их книгами.


К. Д. Воробьев. Фотография, список книг.∕.


На уроке мы познакомимся с книгой К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой».

∕Сообщение ученика∕.


Русский советский писатель К.Д.Воробьев родился 24сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курской области. Детство его пришлось на годы становления Советской власти, на время коллективизации. Здесь окончил школу, затем учился в Москве. Будучи кремлевским курсантом, К. Воробьев осенью 1941 года попадает на фронт, защищает Москву в самые трагические дни, в самом тяжелом месяце 1941 года, попадает в плен. Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу в литовских лесах. 24 года было К. Воробьеву, когда, вынужденный идти в подполье, он стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.


Итак, не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих, еще никто так не писал. К.Воробьев и хотел, чтоб о них узнали, спешил написать, боялся не успеть, ведь в любую минуту могли убить. За что? Да за то, что с позиций тогдашней морали был виновен в том, что вынес нечеловеческие страдания и остался жив, в том, что говорил правду о войне, беспощадную, страшную, горькую правду первых месяцев войны. Повести его выходили, печатались, но имя его и книги не были в ходу, слишком была уж горькой в них правда. Повесть « Убиты под Москвой» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1963 году. Проза Воробьева саднит и жжет, как открытая рана, и жжение её не утихает с годами, хотя ужасы прошлого отступают в вечность.


- Как вы думаете, а какую мысль несет заглавие?

⁄Примерные ответы учащихся..⁄


В заглавии как бы слышится голос-стон. Ведь мы уже знаем о том страшном, о чем не догадываются сами курсанты, знаем по названию произведения, начинающегося с такого жуткого слова - убиты∕.


С самого начала повесть трагична: еще идут строем курсанты, еще война не началась для них по-настоящему, а над ними, как тень, уже нависло: «Убиты! Убиты!» Нет ничего страшнее войны, где люди убивают людей. И коли Воробьев, все испытавший на войне, не умеет иначе, значит, в том его сила∕.


Мысль: чтобы никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими под Москвой∕.


Кадр. Война. Память о войне⁄.


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же…


У Воробьева речь именно о том. О том, сколько курсантов полегло в битве за Москву?


- Давайте посмотрим, какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт.


I глава.


- Двести сорок человек? И все одного роста?

- Рост 183, - сказал капитан.


- Кого они вам напоминают?


Они богатыри и внешне похожи на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них, «маленький, измученный подполковник, который» за чем-то привстал на носки сапог∕.


-Что мы узнали из I главы повести?


Кадр.⁄


« Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт. В ту пору с утра до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, как будто тут сразу не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь от сгибших там «населенных пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось о том каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественной напряженной, как на параде».⁄

Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов…»⁄


⁄Сообщение ученика⁄

( Кадр в атаку)


От отступающих солдат Рюмин узнает, что они окружены, значит, обречены на гибель. Он никому об этом не говорит и решает вступить в бой с врагом. На пути отступления роты лежало небольшое село. И чтобы добраться до леса, курсантам пришлось вступить в бой с врагом. Изображая эту сцену, Воробьев дает нам почувствовать ту раскаленную атмосферу сражения, в которую попали молодые ребята « Алексей все еще пытался командовать или хотя бы собрать вокруг себя нескольких человек, но его никто не слушал: взводы перемешались, все что- то кричали, прыгали через плетни и изгороди, стреляли, подали и снова вставали. Он тоже бежал, стрелял, падал и поднимался, и каждая секунда времени разрасталось для него огромный период, вслед за которым вот- вот должна наступить что- то небывало страшное и таинственное, непосильное разуму человека. Он уже не кричал, а выл, и единственное, чего хотел, - это видеть капитана Рюмина, чтобы быть с ним рядом». Тот бой курсантам удалось выиграть, дорога к лесу была свободна. Рота медленно продвигалась вперед. И каждый курсант точно знал, что он утратил и что приобрел на этом трудном пути. « Это было нужно не им, здоровым и живым, а семнадцати раненым и тем еще одиннадцати, что навсегда остались в горящем селе, кому уже никогда не придется носить ни кубарей на петлицах, ни орденов на груди». Солдатом удалось войти в « свой» лес, но он не смог заметить их от вражеских самолетов и танков⁄.

- Давайте посмотрим, чем вооружены курсанты?

Курсанты вооружены только самозарядными винтовками образца 1893 года пригодными только для парадов. Гранатами и бутылками с зажигательной смесью ∕.



Да, ребята, курсантам очень хотелось не только остановить врага, но и разгромить напомнить, что мы от побед не отвыкли! Но нет еще танков, почти нет транспорта. Бойцы часто не знали превосходства врага. Не знали еще и сомнений в своем оружии. Ключевая сцена поединка русского штыка и всесильного немецкого автомата.


∕Глава 7.( ведет немца) ∕.

(Ответы учащихся.)


Один из курсантов «кольнул» и «ведя на винтовке, как на привязи, озаренного ответом пожара немца в резиновом плаще и с автоматом на шее», даже не понял, как смертельно опасен, для него игрушечный ладный автомат! Смешно, пожалуй, что курсант этот боится не столько за свою жизнь, сколько за потерю оружия, кричит врагу: « Отдай!»⁄.


⁄Кадр о жестокости..⁄

- Назовите страшные, но правдивые картины войны? ( Эпизод с немецким солдатам, смертельно раненным самим Алексеем.)⁄


Страшен сапог, вернее оторванная нога, с раструбом голенища, который не падает на снегу… противна Алексею рвота на шинели∕.


⁄Кадр. .⁄


- Все ли соответствовало тем законам, по которым учили воевать в училище?


Эта уже была другая война. Впечатления были непарадные. Первая победа одержана по каким-то новым законам, «неудобным для врага, но и непривычным для самих курсантов⁄.


- От разведчиков Рюмин узнает, что рота попала в окружение, что ее ждет неминуемый разгром. Зачем он принимает такое решение, вступает в бой с вражеским мехбатальоном?


Чтобы встретить и вынести это неизбежно-страшное с мужественным достоинством, чтобы «зарядить» бойцов верой в собственные силы⁄.


Он был уже до конца убежден, что избрал единственное правильное решение - стремительным броском вперед. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Нет. Только вперед, на разгром спящего врага, а потом уже выход к своим…⁄


Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта - своя тоже- вдруг предстала перед ним сосредоточием всего, чем может окончиться война для Родины- смертью или победой. Он вполголоса повторил боевой приказ и задачу роте, и кто- то из курсантов, забывшись громко сказал:

-Мы им покажем, на чем свинья хвост носит.⁄


Как вы оцениваете решение капитана Рюмина? Ведь в этом бою потеряли 11человек и 17 было ранено?


(Ответы учащихся)


Я считаю, что решение было единственно правильное в этой ситуации. Курсанты почувствовали вкус победного боя в той успешной ночной атаке, достойно встретили потом и свой смертный час⁄.


Ночная атака сыграла свое праведное дело: она сделала почти не обстрелянных курсантов настоящими солдатами, придала им убежденность, что врагов можно бить и побеждать⁄.


« Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью,»- говорит после разгрома один из оставшихся в живых курсантов, а за ним это вскоре повторит Алексей Ястребов добавляя: « Мы их… Пускай только…Они еще не так заблюют!.. И у нас еще Урал и Сибирь есть, забыли, что ли.⁄


Для оставшегося в живых Алексея Ястребова та же атака стала и первым уроком мужества, и основной того, что он обретет чуть позже, после гибели капитана Рюмина,- полного освобождения от чувства страха.⁄


« Он почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня- нищенка…»⁄

Я думаю, что у курсантов не было, да и не будет времени осознать случившееся. Они погибнут до прозрения оставив это страшное понимание капитану Рюмину и лейтенанту Ястребову, который, может быть, еще выберется из переделки, но выберется другим человеком. Солдат- то в нем, может быть, еще выживет, но молодая лейтенантская воля и вера будут убиты вместе с его взводом и останутся там, под Москвой.⁄


Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя.⁄


- Как заканчивается повесть?


(Сообщение ученика)

Кадр.⁄


« Алексей вылез из могилы и сначала собрал шинели, потом винтовки, автоматы и бутылки с бензином и все это не сбросил, а сложил в углу могилы. Молчавший танк достиг опушки и шел теперь вдоль нее к Алексею, поводя из стороны в сторону коротким хоботом орудия. Но он еще сравнительно далеко, а второй елозил уж между скирдами, где спрятались курсанты, нехотя выбивался, повисая над землей серый желтый дым. Почти равнодушно Алексей отвел в него глаза и встал лицом к приближающемуся танку, затем не спеша вынул рюминский пистолет и зачем- то положил его на край могилы- у своего правого локтя. Наклоняясь за бутылкой, он увидел испачканные глиной голенища сапог и колени и сперва почистил их, а потом уже выпрямился…»⁄


(Кадр поджог танка.)


Алексей поджигает танк, остается жив и идет к своим, туда, где «далеко впереди беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трассы.»⁄


« Идет возмужавшим за 5 дней воином, готовым на новые схватки с врагом.»- так заканчивается повесть « Убиты под Москвой». Здесь, под Москвой, для них война началась, здесь и закончилась.⁄


К. Воробьев- писатель- психолог. В его произведениях « говорят» даже детали. Вот курсанты хоронят погибших товарищей. Время остановилось для мертвеца, а на его руке все тикают и тикают часы. Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни также неотвратимо, как тикают эти часы.


- Что вы можете сказать о капитане Рюмине?


(Примерные ответы учащихся)


Он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера.⁄


Решения, действия, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость.⁄


Для меня Рюмин- не очень ясная фигура. Я почему- то сразу подумал, что он отчасти уже несет в себе обреченность. Мы видим его надменную улыбку, фуражку, сдвинутую на висок, кожаные перчатки, постоянно помахивает ивовым прутиком. Создается впечатление, что он не на войне.⁄


Для меня Рюмин- лермонтовский Максим Максимыч, помнивший кодекс чести, полковник из « Бородина», что был « слуга царю, отец солдатам» и призвал « умремте ж под Москвой.»⁄


Да, я согласен, он не прятался за солдатские спины, но если следить за состоянием Рюмина, то можно сказать следующее : при появлении вражеских самолетов, я думаю, у него уже появляется тревога, мне кажется, что он испугался. Это можно даже подчеркнуть, если проследить и за Ястребовым. Алексей замечает, что Рюмин растерялся, натолкнувшись на заградоотряд в скирдах, стушевался перед усмешкой майора, проверявшего документы, робко держит себя перед измученным подполковником ополченцев.⁄


Ты считаешь, что как командир он не состоялся? Но ведь он принял решение, правильное решение, был впереди курсантов.⁄


Я считаю, что его лидерство уже неустойчиво, зыбко. Я согласен. Он примет еще в этой сложившейся обстановке несколько фантастических, исключительных, невероятно смелых решений- это и ночная атака, дерзкий рывок вперед, в тыл врага. Но чувствуется, что в нем что- то сломалось.⁄


Несмотря на колебания, трусом его считать нельзя. ⁄


Рюмин- пример для курсантов. Многие его считают кумиром, идеалом, предметом восхищения и преклонения. Недаром они « подражают ему, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутыми на правый весок», « каждый курсант ходил в увольнительную с такой же хворостинкой».⁄


Ребята, это очень хорошо, что у вас разное мнение. Говоря о капитане Рюмине, скажем, что такое происходило в 1941 году и с более крупными фигурами- Ворошиловым, Буденным, Тимошенко. Нельзя вычеркнуть их имена, роль, вклад. Они внесли достойную лепту, но видно, война уже другая, совершается процесс превращения войны из войны, выдвигаются новые руководители, специалисты. Довершая ваш спор, скажем, что свершилась смена лидеров- Рюмина и Ястребова. Вся повесть- система сдвигов, перемен, утрат и обретений.⁄


Как вы расцениваете самоубийство Рюмина на глазах курсантов?


(Примерные ответы учащихся.)


Курсанты погибли. Рота погибла не по его вине. Но он считает себя виновным за гибель всех курсантов. Считает себя виновным за то, что не сказал об окружении, что повел их на верную гибель. Принимает весь позор и всю боль на себя.⁄


Он не хочет валить вину на других, все берет на себя. За неподготовленность страны к войне, что нет оружия, самолетов. ⁄


Я думаю, что курсанты его поняли, поняли, почему он переживает, и простили. Он рассчитывал на гнев, справедливое осуждение. Они простили его. И Ястребов простил, и рота. Но этого не мог пережить гордый капитан Рюмин. Он сам себя наказал. Не пожалей они – те, кто остался в живых, может быть, он бы остался жив. Тогда- то раздался в тишине утра его « приглушенный, до конца не окрепший выстрел». Он выстрелил себе в сердце.⁄


- Что вы можете сказать об Алексее Ястребове?

(Примерные ответы учащихся.)


Повесть автобиографична. Воробьев начал войну рядовым необстрелянным бойцом, каких и описал в повести « Убиты под Москвой». Такой же путь прошел и его герой А. Ястребов⁄.


На мой взгляд, он человечный, совестливый. Переживает, обдумывает все, что происходит с его товарищами.⁄


В Алексее Ястребове мы видим чувство ответственности за судьбу отечества. Он особенно требователен в первую очередь к себе. « Нет, сначала я сам. Надо все сперва самому». Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью, страхом.⁄


Человечный. Вспомним сцену с убитым немцем. « Его сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов.

- Какие они? Я только посмотрю. Кто он? Какой? Он мог назвать их палачами, выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей.⁄


Чувство патриотизма, неиссякаемая любовь к Родине, к родному краю.⁄


- Каким был путь кремлевского курсанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности? Как бы вы сказали словами из текста?


(Ответ ученика.)


« Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью» !?⁄


Да, А. Ястребов остается жить для того, чтобы воевать. Но он остается жить и для того чтобы помнить и рассказать.

Большую роль играют в повести пейзажные зарисовки. Зачем вводит их автор?


(Кадр о природе.)


(Ответы учащихся.)



Они подчеркивают хрупкость жизни на войне, противоестественность войны. ⁄



Природа в военное лихолетье страдало вместе с человеком. Страдали взрыхленная минами и снарядами земля, раненные осколками бомб деревья, обугленные кусты, искалеченные звери. Они искали защиты у людей.⁄


Герои повести так молоды. Так неистребима в них жажда жизни, так жгуче желание жить.

К. Воробьев, верный окопной правде войны, поведал о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных в железное кольцо немецких танков и самолетов, посставленных в нечеловеческие условия, ужасает своей правдой , рассказал, как там было на самом деле. От этой повести, как от самой войны, болит сердце и хочется лишь одного: чтобы это никогда не повторилось.


⁄Кадр (памятники). ⁄


За последние годы после смерти Воробьева мы поумнели на целую правду, увидели все начала и концы того, что было открыто его поколению. Писатель в отношении своей судьбы оказался пророком. Не прошло и пяти лет со времени его смерти, как имя его сделалось символом чести. О нем стали говорить: хороший писатель, прекрасный писатель. Он этих слов не услышит. Но пусть услышит их читатель. Мы сейчас для себя открываем Воробьева, как после войны открывали Брест, как открывали из- под руин то, что было погребено под ними. И мертвые встали во весь рост, встали, чтобы рассказать, чтобы мы их помнили и не забывали.



Словами поэта Н. Майорова скажем:


- Пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.


На полях сражения погиб каждый третий писатель, каждый второй был ранен.

Такой ценой была завоевана Победа.

Мы помним их.


⁄Кадт (венок).⁄


Закрыта последняя страница повести. Ребята, мне очень хочется узнать, оставила ли она след в нашей душе? О чем она заставила вас задуматься?


(Примерные ответы учащихся.)


Книги могут нравиться или не нравиться. Но среди них есть такие ,которые не попадают ни в одну из этих категорий, но представляют собой нечто большее, которые врезаются в память, становятся событием в жизни человека, таким событием стала для меня книга К.. Воробьева «Убиты под Москвой».⁄


Вся «военная литература вызывает у меня такое чувство: надо остановиться, оглянуться, так ли мы живем. Страдания людей открылись мне впервые. Никогда человек, любой человек любой страны и национальности не должен испытывать их. Мир- самое главное, что есть в жизни.⁄


Я думаю о том, что может сделать человек, чтобы в будущем никогда не повторилось кровавое прошлое, о котором мы прочитали у Воробьева. До этого я читал рассказы В. Шаламова. Там о колымских лагерях. Не секрет, что чудом спавшиеся из фашистского концлагеря попадали в наши. Вот где безысходность. Куда , к кому бежать этим заключенным?⁄


Нигде и никогда нельзя нам закрывать глаза на несправедливость. Понимаю возмущения Солженицина, который в «Архипелаге ГУЛАГ» удивляется, почему не забрасывали камнями машины, в которых приезжали за честными людьми, удивляется покорности самих арестованных, не шумевших, не кричавших, а выходивших на цыпочках из квартиры в черные «воронки». Для меня повесть Воробьева- призыв быть гражданином.⁄


« Убиты под Москвой»- правдивая, душевная книга. Сколько размышлений о себе она вызывает. Человечность, убежденность, сила воли, благородство, чувство товарищества- это ее суть.⁄


Книга помогла мне заглянуть в себя. А. Ястребов стал моим любимым героем. Не прочитав эту книгу, мне действительно не хватало бы чего- то в жизни.⁄


Я мечтаю поступить в военное училище. Поэтому для меня идеалом стал капитан Рюмин. Все качества, какие есть в моем герое, я хочу воспитать в себе. Мне есть кому подражать.⁄

Книга эта и впечатления о ней останутся моей памяти надолго. Это самое лучшее произведение о войне, которое я прочитал.⁄


Прочитав эту книгу, я задал себе вопросы: Каков я? Смог бы я так, как они, курсанты! Что бы сделал я на месте А. Ястребова?⁄


Читая эту книгу, по- другому представляешь войну. Правда о ней не забывается. Ведь не все в нашей стране спокойно, да и в мире тоже. Например, Афганистан, Косово(где погиб выпускник нашей школы Велякин Юрий), Чечня. Почему там сейчас льется кровь?⁄


Снова над Россией лихолетье.

Кадры.

Афганская война ( фотографии).

Косово ( фотографии).

Чечня ( фотографии).

Икона

( Господи! Услышь страны моленья

Матерям живых верни назад).

Над рекой туман усталый, сонный,

Сад весенний в голубом дыму,

Но идут мальчишки к эшелонам-

Внуки победивших в ту войну.


Воины под Грозным, Кандагаром

Отданы во власть смертельных снов…

Неужели все уроки - даром,

И судьба нам хоронить сынов?!


Подведем итоги. О повести К. Воробьева скажем, что « Убиты под Москвой» - достойный литературный памятник мужеству советского солдата и одновременно проклятие войне.


- Как еще можно сказать об это повести?


(Ответы учащихся.)


Так в мире еще не спокойно, а в Чечне и сейчас война, то можем сказать, что это – повесть- предупреждение.


Она о многом заставляет задуматься- значит это повесть – размышление. ⁄


Кадры.

Отстоим Москву.

Немецкий танк здесь не пройдет ⁄



Курсанты помнили вещие слова: « Ребята, не Москва ль за нами?»

Когда война подошла к Подмосковью…

Ночь в накале зарев долга.

Будто русской жертвенной кровью

До земли намокли снега.

Будто реки окаменели.

Будто вкопан он в грунт во рву.

Эти парни в серых шинелях

Не пропустили врага в Москву


⁄Кадр ( Налдеев А. П. « Опаленные версты», рисунок)⁄


Ребята, сегодня я хочу представить вам книгу А. П. Налдеева, нашего земляка, выпускника Пичевской средней школы называется она « Опаленные версты». Современному читателю это имя мало что говорит, мало, то его знает. Это книга посвящена защитникам столицы в зиму 41-42 года. Сам он является участником обороны Москвы. Это роман займет достойное место в списке той литературы, посвященной войне, которое есть у вас.

Студентом второго курса Московского педагогического университета застанет его война. Роман автобиографичен.


-Какая война на страницах романа?


«Мины и снаряды кромсали землю, рушили деревья, рвались у орудийного окопа, комья земли летели вверх и глухо падали. Дышать, казалось. Нечем. Вот что такое война. Снаряды и мины ложились густо, почти перепахивая каждый метр. Над полем стоял удушливый смрад от горящих танков. Перед нами встают танки- махины, которые прут на маленьких людей. Война есть война, и она несет смерть. Смерть и жизнь на войне рядом, она ходит за бойцами по пятам. Шли тяжелые бои. Бились за каждую улицу, за каждый дом. Несли огромные потери. Наши войска отступали. Каждый в душе понимал, что отступать дальше преступно. Общее требование было одинаково для всех- и офицеров, и сержантов, и рядовых- ни шагу назад. Не раз повторялись слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Вот она, невероятная явь войны.⁄


( из книги «Опаленные версты»)

Саша Бородин, от чьего имени ведется повествование, как и Алексей Ястребов «Убиты под Москвой». Герои, устами которых от имени авторов рассказывают суровую правду о войне.⁄


Герой Воробьева – курский мужик, точнее сын курского мужика. В самые трудные минуты он вспоминает деда Матвея, заменившего ему отца, и свою Курщину, и слова детства. К нему возвращается память.⁄


Так и герой Налдеева то ли наяву, то ли во сне вспоминает прошедшее время, как вспахивает и босиком бежит во двор, как с отцом запрягает лошадь, едут полем и любуются хорошими хлебами, деревенскую ярмарку, сосну, о которой ходит до сих пор много легенд, что росла в Корсаевском лесу. ⁄


-Зачем это показывают писатели?

Скорее всего для того, чтобы показать, что память не ограничивалась только полем брани, а захватывала «территорию предвоенных лет, тянула свою нить из самого детства. Присутствие детства показывает мысль, глубинную мысль о единстве прошлого с настоящим как главном определителе человеческого поведения.⁄


Сегодня, говоря о битве под Москвой, нельзя не вспомнить наших земляков, которые защищали Москву в эти тяжелые дни. Хочется сказать следующие слова:

Друзья, оглянемся назад!

Из 41-го ребята

Сегодня с нами говорят.


(Кадры о защитниках Москвы, герои земляки.)


Карнекшев Андрей Васильевич.


За оборону Москвы награжден орденом красного знамени. Первый орденоносец по Козловскому сельскому совету.


Кувшинов Алексей Игнатьевич


Награжден орденом Славы третьей степени.⁄


Царапкин Василий Ильич.


Казин Кузьма Федорович


Царапкин Константин Ильич


Награжден орденом Красной Звезды. Прошел дорогами войны от Москвы до восточной Пруссии.⁄


Великой ценой завоевана наша Победа. В каждой семье живет боль об этой войне до сих пор. И доказательство тому - принесенные вами фотографии.


⁄Кадр..⁄


Нет в России семьи такой, -

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых солдат

С фотографии увядших глядят.


Подходит к концу урок Памяти. Ребята запишите в дневники вопрос: Что нового в изображении войны открыла мне повесть Воробьева « Убиты под Москвой»?


Свечи непогашенное пламя,

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе.

( Венок. Подсвечник. Зажигается свеча)


(Демонстрация кадров о войне )


Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.



Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?


Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане, на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.


Настанет день, и с журавлиной стаей

Я полечу в такой же сизой мгле,

Из- под небес по- птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.




Какую песню о победе,

Какой сложить о вас рассказ?

Богатыри, язык мой беден,

Чтобы воспеть, прославить вас!

Лишь вы, лишь только ваши плечи

Груз выдержать смогли такой.

Он свыше силы человечьей.

Не по плечу стране другой.

Якуб Колас.

Ребята, пусть в ваших сердцах, ваших душах навсегда останется след от этой встречи с писателем и человеком К. Д. Воробьевым, умным, честным, добрым и мужественным. А его книги пусть послужат утверждением правды и справедливости - качеств, и сегодня весьма дефицитных на нашей святой и грешной земле


(Кадры. Колокол, икона, собор.)



Вечная память павшим героям.



Оценка работы класса.


Урок окончен.

19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Открытый урок на тему: «Пусть память верную… хранят… и наших внуков внуки»

Автор: Балаева Наталья Викторовна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Классный  час  «Строка, оборванная пулей…» "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-stroka-oborvannaia-puliei"
    ["file_id"] => string(6) "214494"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432313560"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства