kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие «Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:    «Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры».

 

 

Цель занятияУчащиеся должны уметь систематизировать учебный материал по теме занятия

Задачи  занятия:

                             - совершенствовать представление о критериях выбора места бивака и его    организации;   

                             - продолжить совершенствование навыков самостоятельной работы по изучению  учебного материала;

                             - способствовать развитию логического мышления, умения

                                принимать правильные решения;  

                             - совершенствовать умение работать в коллективе, чувство ответственности за

                                принятое решение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие «Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры». »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр

дополнительного образования детей «Радуга»

пгт.Новоаганск







Открытое занятие на тему:




«Туристский бивак.

Организация бивачных работ. Костры».





Разработал педагог д. о.

Никитина А. В.

руководитель т. о.

«Юный турист».













п.г.т. Новоаганск 2013 г.



Тема: «Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры».



Цель занятия: Учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал по теме занятия

Задачи занятия:

- совершенствовать представление о критериях выбора места бивака и его организации;

- продолжить совершенствование навыков самостоятельной работы по изучению учебного материала;

- способствовать развитию логического мышления, умения

принимать правильные решения;

- совершенствовать умение работать в коллективе, чувство ответственности за

принятое решение.



Оборудование: фишки, проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, демонстрационный материал (оргстекло,сухая трава, бумага, свеча, щепки), 2ватмана с изображением местности, набор карточек,кнопки.



Тип занятия: Систематизация и обобщение учебного материала


Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -

Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.

4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.


План занятия


  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и цели занятия

  3. Основная часть занятия

  • теоретическая часть

  • практическая часть

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия








ХОД ЗАНЯТИЯ.


Содержание занятия

ОМУ

  1. Приветствие обучающихся

На доске – тема занятия.

  1. Организационный момент:

Сегодня у нас с Вами итоговое занятие по очень интересной и нужной всем туристам теме



  1. Сообщение темы и цели занятия

«Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры». Для того, что бы наше занятие было интересней, вы поделились на две группы туристов и по ходу нашего занятия мы узнаем, какая группа окажется более умелой. А сейчас у вас 1 минута для того что бы вы придумали названия своим группам.


  1. Основная часть занятия (теоретическая часть)


1.Вопрос: Что такое бивак?

Ответ: Бивак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.


2.Вопрос: За сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака?

Ответ: за 2 – 3 часа.


Я. Но, безусловно, еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается за 2 – 3 часа до наступления темноты.


3.Вопрос: Основные требования к месту бивака.

Ответ: 1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

4.Вопрос: Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?

Ответ: Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.


5.Вопрос: А что мы должны делать, для того чтобы обеспечить себе все необходимые условия? Какие условия?

Ответ: - необходимо место для ночлега;

- приготовить пищу;

- обогреться.

Да, совершенно верно.





















Ответы – учащихся,

педагог обобщает ответы


Ответ – учащихся






Ответ – учащихся





Текст выведен через проектор на экран. И роздан в письменном виде (4 шт.)- на группы . 2-3 мин. на изучения содержания текста.





На доске заранее начерчено верно, не верно. Учащиеся параллельно с педагогом фиксируют запись в тетрадь.
























Записать в тетради.




ответ учащихся





























6. Вопрос: Какую работу, группе туристов, необходимо выполнить для организации бивака?

Ответ:

  1. Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева), сложив их на расстоянии 5-6 м. от костра.

  2. Обеспечить наличие воды.

  3. Установить палатки компактно входом к костру на расст. 5-6 м .

  4. Развести костер.

  5. Оборудовать место возле костра для приема пищи.

  6. Приготовить пищу.


7.Вопрос: Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

Ответ: Желательно все бивачные работы проводить параллельно.


Я. Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т.е. участники проходят полный курс обучения.

При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1,5 до 2 часов.

Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от конкретных условий порой зависит и порядок работ на биваке, от количества людей в группе и их опыта. Опытные туристы знают, что надо делать в первую очередь в каждом конкретном случае.


8.Вопрос: Если на биваке мало сухостоя и валежника, как вы поступите?

Ответ: Направите больше людей на заготовку дров.


9.Вопрос: А если надвигается дождь?

Ответ: Да, в первую очередь надо поставить палатки.

Я. У опытных туристов есть такое правило – «Нет работы, найди ее»!

В группе не сидят без дела, когда одни работают, другие работу ищут, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

Я. Перед вами лежит ряд предметов.

Ответьте мне на следующий вопрос


10.Вопрос. Что это?

Ответ: - оргстекло, сено, спички, бумага.


11.Вопрос: Что их объединяет?

Ответ: Это растопка для костра.

12.Вопрос: Какое значение имеет костер для стоянки бивака?

Ответ: это больше чем огонь, центр бивака, кухня, гостиная, столовая. Это сухая одежда, горячая еда, это место общения, тепло и сухо.


13.Вопрос: С чего начинается костер.

Ответ: С места его расположения. Место для костра должно быть открытым, но защищенном от ветра, желательно около воды.


14.Вопрос: Где нельзя разводить костёр?

Ответ: - ближе 5 м. от деревьев, сложенных дров, смолянистых пней, палаток, под деревьями (особенно сухими);

- в молодых хвойных посадках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой;

- на вырубках, где имеются остатки лесных горючих материалов, на торфяниках, в лесу на каменистых россыпях;


15.Вопрос: Должен ли осуществляться контроль за костром и кем?

Ответ: За костром следит костровой, только он может подбрасывать ветки в костёр.


16.Вопрос: Можно ли оставлять горящий костёр на ночь?

Ответ: - не следует оставлять костер без присмотра. Перед сном необходимо затушить костер;

17.Вопрос: Назовите меры предосторожности при работе с костром?

Ответ:

- если предполагается поддерживать огонь всю ночь, для согрева спящих, необходимо у костра назначать дежурных;

- усилить контроль за костром при сильном ветре;

- дежурные у костра должны работать в обуви, в одежде с длинными рукавами и обязательно в рукавицах;

- покидая место бивака, обязательно залить костер водой.


18.Вопрос: Перечислите правила разжигания костра?

Ответ:

1. Зажечь растопку снизу, тогда она сгорит вся.

2. Потом тонкие сухие веточки, щепочки, лучинки которые нужно уложить шалашиком. Когда они разгорятся.

3. Кладут веточки немного потолще, а потом более толстые (с палец).

4. Между ветками, лучинками, дровами должен быть зазор для доступа воздуха. Для доступа кислорода.

19.Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные требования к выбору места бивака?

Ответ: Да, существуют.

Я. А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста, которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе.

Я выдаю на каждую группу туристов по одному письму и даю им время , что бы они его прочитали и нашли ошибки.

20.Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега. Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер.

Я. Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок.

Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или не верности суждений участника похода.

21.

Неверно

Верно

- в близи населенных пунктов, промышленных предприятий, вблизи ЛЭП.

- вблизи источника с проточной водой (рек,родников) но не на затопляемых местах

- внизу по течению реки от населенного пункта

- наличие сухостойных деревьев

-одиноко стоящих высоких деревьев (особенно дубов и каштанов).

- в лесу месте хорошо продуваемым ветром летом и защищённым от ветра зимой

- лучше не ставить с северной и восточной стороны опушки

- палатки ставить с восточной стороны опушки – с утра хорошо освещается солнцем

- в понижениях, руслах высохших рек

- сначала выбор места костра, а потом место для палаток (4-5 м. от костра).

- водоёмов со стоячей водой

- нельзя вблизи высоких подгнивших деревьев


-место бивака должно быть ровным ,сухим, красивым


Я. Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все подготавливают.


22.Вопрос: Что подготавливают дежурные?

Ответ: Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

Я. Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны», а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.


23.Вопрос: С чего по вашему нужно начинать снятие лагеря?

Ответ? В начале сбор личных рюкзаков.

Затем палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно. Складывают в рюкзак.

Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей

Остатки дров аккуратно складывают под деревом.

Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой.

Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.


Я. Правильно ребята, но вы так же должны всегда помнить, что место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. Этот закон должен, соблюдаться без исключений, что сохранит не только природу, но и нашу нравственность, нашу мораль, наши души.



На столе лежат предметы:

- оргстекло

- свеча

- сухое горючее

- сено

- охотничьи спички

- бумага








Карточки с информацией выдаются каждому участнику







(При ответе на данный вопрос педагог демонстрирует щепочки , сухие веточки)








.

Практическая часть.

1.А сейчас ребята покажите пожалуйста несколько видов костра и назовите как они называются и в каких случаях лучше их применять.

2.Теперь ребята я бы хотела, что бы вы показали нашим уважаемым гостям свои умения по сборке и разборке палатки, но с начало, мне бы хотелось услышать, какие палатки мы с вами раскладывали и складывали в походах, и какую вы будете складывать палатку сегодня на нашем занятии и почему её.

- Двух -скатная (домик);

- Беседка;

- Полусфера.

Сегодня на нашем занятии будем раскладывать палатку полусфера, потому что все остальные перечисленные нами устанавливаются и фиксируются колышками, а у нас нет в помещении для этого условий.


3.Командам выдается набор карточек «Бивак»: (елка, лиственное дерево, лес,2 палатки, костер, дрова). На доске закреплен ватман на котором нарисованы: река, населенный пункт, место старого кострища.

Задача участников за 2 – 3 мин. Правильно расположить предметы на биваке и подписать расстояния до тех или иных предметов.

После окончания задания, команды проверяют друг у друга

Я. Чтобы закрепить знания ещё глубже предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать каждой команде по очереди вопросы, вы должны ответить «Верно или не верно» За каждый правильный ответ команда получает фишку.









Должны перечислить недостатки чужого лагеря



«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8.Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14.Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+)

Карточка с вопросами

  1. Подведение итогов.

А сейчас ребята давайте подсчитаем фишки.

Мне понравилась с вами сегодня общаться. Цели поставленные на занятии я считаю мы достигли. Очень важно не только систематизировать материал в аудитории, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет.




















Текст …… Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Текст …… Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….


___________________________________________________________________________________



Текст …… Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….


___________________________________________________________________________________



Текст …… Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….


___________________________________________________________________________________



Текст …… Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8.Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14.Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+)






  1. Определить цель

  2. Определиться с маршрутом

  3. Распределение обязанностей.

  4. Определение места

  5. Палатка

  6. Уход






Установка палатки.




























Туристская палатка.


























1 – конек; 2 – боковой скат; 3 – крыло; 4 – боковая стенка; 5 – проушины; 6 – пол; 7 – опорная стойка;

8 – оттяжки; 9 – люверс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие «Туристский бивак. Организация бивачных работ. Костры».

Автор: Никитина Анаит Владимировна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытое занятие «Доврачебная медицинская помощь в походе» "
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytoie-zaniatiie-dovrachiebnaia-mieditsinskaia-pomoshch-v-pokhodie"
    ["file_id"] => string(6) "137519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417363316"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства