Просмотр содержимого документа
«открытое занятие "Система работы над постановкой спектакля. Импровизация"»
План конспект учебного занятия.
По разделу: Работа над кукольным спектаклем.
Тема: Система работы над постановкой спектакля. Импровизация.
Тип: комбинированное занятие.
Форма: игровая практика.
Цель: Отработать умения импровизации на основе постановочного материала.
Задачи:
Познавательные: закрепить основные навыки физического действия (увидел- оценил- действую) в импровизации на основе постановочного материала.
Развивающие: формировать у ребёнка готовность к творчеству через развитие таких качеств, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазию.
Воспитательные: воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёром.
Оборудование: игровой реквизит, перчаточные куклы, декорация.
Раздаточный материал: карточки с текстами миниатюр и скороговорок.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Проверить готовность обучающихся к учебному занятию.
2. «Ритмопластика»
Бег в резинке. «Учащиеся разбиваются на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка). В каждой паре определите, кто Ведущий, а кто Ведомый. По ходу игры они будут меняться ролями. Ведущий и Ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу педагога начинается движение по комнате. Это может быть ходьба с разной скоростью и в разном темпе, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки и др. Главное – сохранить резинку на теле (причем, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за лишнего напряжения»;
Ритмы. (в заданном порядке) только по одному элементу ритма (хлопку, топанью и т. п.) Педагог, или кто-либо из участников показывает ритм, состоящий из хлопков, топанья и т.п. звуковых эффектов. Задача участников - соблюдая заданный темп и продолжительность пауз, исполнять по очереди
«Поводырь» -ходьба на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы
Гладим животное. Все учащиеся получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:
· Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
· Кошку
· Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
· Слона
· Жирафа.
Раскрепощение предплечья и туловища.
Марионетки (Подвески). Учащимся предлагается представить себе, что они - куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у учащихся.
Огонь - лед. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Учащиеся выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» учащиеся начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым учащимся произвольно. По команде «Лед» учащиеся застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
3 Голосо - речевой тренаж.
№
п/п
Название упражнения
Звук
Артикуляция
Действия
1
«Согрей воробья»
–
«Держим» в ладонях воображаемого воробья, «греем» его своим дыханием.
2
«Согрей ладонь»
«У-у-у»
Губы жесткие, вытянуты в узкую «трубочку»
Держим ладонь возле рта.
«Греем» ладонь звуком «У».
3
«Самолет»
«У-у-у»
Звук с нарастанием и убыванием
4
«Насос»
«Ш-ш-ш»
Наклон – выдох на звук «Ш-ш-ш», поднимаемся – добор дыхания через нос.
5
«Сдуваем шар»
«С-с-с»
Кончик языка – у корней нижних зубов
Широко расставив руки, «сдуваем» большой воображаемый шар.
6
«Комар»
«З-з-з»
Зубы сомкнуты, губы растянуты как в улыбке.
«Держим» в руке воображаемого комара, «слушаем» как он звенит.
7
«Шмель»
«Ж-ж-ж»
Губы вытянуты в трубочку
«Держим» в руке воображаемого шмеля, «слушаем» как он жужжит.
8
«Звонок»
«Р-р-р»
«Нажимаем» воображаемую кнопку дверного звонка.
9
«Мотоцикл»
«Р», «Р», «Р»
«Р-р-р»
«Заводим» воображаемый мотоцикл на три коротких «Р».
«Поехали» - на один длинный.
10
«Сороки»
«Тр-тр-тр»
«Рассказываем» подругам – сорокам последние новости с разными интонациями. «Сплетничаем».
11
«Пробка»
«п-б»
Показываем рукой как вылетает пробка.
12
«Собачий лай» (приветствую друзей )
«гав-гав»
Воздух выходит рывком из легких.
Руки перед грудью как у дрессированных собачек.
13
«Трещотка»
«Рь-рь-рь-рь»
14
«Баллончик с краской»
«Ф»,«Ф»,«Ф»,
«Ф-ф-ф»
Звук проходит сквозь щель между верхними зубами и нижней губой.
Щеки не раздуваются!
«Красим» стену из баллончика. Три коротких «Ф», один – длинный.
Звукоряд – «У О А Э И Ы»- закручиваем спираль
«МУ – МО – МА – МЭ – МИ – МЫ» - «Пропиваем» одной строчкой на одном дыхании.
«БУ – БО – БА – БЭ – БИ - БЫ» и так далее добавляя к звукоряду любые согласные.
Текст
Движения/ Регистр
Краской
Руки вверх – голос высокий (верхний регистр)
Крашу
Руки вниз – голос низкий (нижний регистр)
Я
Руки вверх – голос высокий
Карниз
Руки вниз – голос низкий
Вверх
Руки вверх – голос высокий
Вниз
Руки вниз – голос низкий
Вверх
Руки вверх – голос высокий
Вниз
Руки вниз – голос низкий
И вверх
Руки вверх – голос высокий
И вниз
Руки вниз – голос низкий
И вверх
Руки вверх – голос высокий
И вниз
Руки вниз – голос низкий
Вот и выкрашен карниз
«Складываем» воображаемые кисти (руки ладонями вместе), «убираем» «кисти» в сторону.
КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПИТ УКРОП, ТАК И БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП. -2
-РАСКАЖИТЕ ПРО ПОКУПКИ. -1
ПРО КАКИЕ ПРО ПОКУПКИ? -2
ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУПКИ, ПРО ПОКУ ПОЧКИ СВОИ. -1
-ПАРА ПТИЦ ПОРХАЛА, ПОРХАЛА ДА ВЫПОРХНУЛА. -1
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА. -2
-ПО БРЕВНУ БОБРЫ БРЕДУТ.
-ВОЗЛЕ ГОРКИ НА ПРИГОРКЕ ЖИЛИ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ.-1
ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР ЕДЕТ К НИМ ЕЩЁ ЕГОР. -2
4.Объяснение новой темы
Сутью театра является раскрытие правды жизни пьесы через действие, которое и составляет драму, т.е. правды поведения действующих лиц, правды их поступков, тем самым мы определяем степень важности и необходимости скрупулезного исследования в самом широком смысле всего круга мотиваций совершаемого действия, произносимого слова. Это возможно лишь при тщательном разборе постановочного материала пьесы и сведении добрых чувствований, пониманий и знаний в единую систему, которая и есть система спектакля. Система спектакля - это нахождение взаимосвязанной и взаимоопределяющей необходимости каждого слагаемого для создания художественной целостности, выражающей сверхзадачу спектакля. Система спектакля - это синтез пьесы (т.е. авторской сверхзадачи и системы её художественного воплощения автором) и режиссерского сочинения спектакля.
Сверхзадача - это позиция режиссёра. Она состоит из трёх элементов:
-Что я хочу? Что я для этого делаю?
-Для чего?
-Как я это делаю ?
Работа над спектаклем состоит из этапов:
«Застольный период» (читка пьесы, выбор репертуара, литературный анализ, распределение ролей, разбор характеров героев, разбивка на эпизоды, название каждого эпизода, чтение по ролям).
«Работа в выгородке» (разработка выгородки, этюды на события пьесы, репетиция по эпизодам или картинам, монтировочные и генеральные прогоны).
Показ спектакля на зрителя.
Сегодня мы проведём распределение ролей. Ваша задача в предложенном списке ролей (сказки «Новые приключения колобка» Т.Прописновой) написать, кого бы я хотел сыграть и в каких ролях я вижу своих друзей из нашего объединения.
5 Игровая практика.
Закрепить основные понятия (действие в предлагаемых обстоятельствах, общение и взаимоотношение кукол, физическое действие, мизансцена).
Прежде чем начать работу над спектаклем мы поработаем над характерами действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах « если бы» на материале миниатюр (Приложение). Вам необходимо сделать разводку, идя от себя, то есть, импровизировать, представляя своего героя в данной ситуации.
Работа на ширме с перчаточными куклами.
6 Подведение итогов занятия.
Кто выполнил задание технически точно и сумел передать образ своего героя?
7 Домашнее задание.
Принести ролевые тетради.
Приложение.
Миниатюры.
Олег Григорьев
ЯМА.
- Яму копал?
-Копал.
-В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждёшь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
-Живой.
- Ну, я пошёл домой.
Лесные мастера.
Наступила пора Бельчонку профессию выбирать, в лесу ведь без профессии не прожить. Кем лучше стать?
Бельчонок: Эй, Дятел, у тебя какая профессия?
Дятел: Доктор Я! Больные деревья лечу. С утра до ночи выстукиваю.
Бельчонок: Нос у меня не дорос! /пожалел Бельчонок/
А ты, Барсук, кто будешь?
Барсук: Землекоп Я! Туннели в земле рою!
Бельчонок: Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. А ты, Паук, что умеешь?
Паук: Ткать умею, Ткачом работаю! Ловчие сети-тенёта в лесу плету!
Бельчонок: И я бы сети плёл, будь у меня восемь ног и восемь глаз, как у тебя!
Оляпка: Водолаз Я! (чирикнул с камня Оляпка и плюхнулся с камня в воду).
Бельчонок: Куда же мне! (произнёс Бельчонок испуганно)
Я и плавать-то не умею! Мудрый Бобёр, может, хоть ты подскажешь?
Бобёр: Я, Бельчонок, на все лапы мастер, всё могу, разве что только – хе-хе - грибы, собирать не умею…
Бельчонок: Грибы? Вот я грибником и стану! Чем плохая профессия. (весело воскликнул Бельчонок ) . Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело! (И отправился по грибы).