Так уж совпало, что 2015 год стал 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной Войне и был объявлен Годом Учителя. Пожалуй не найдешь школы, где бы её учителя (уже бывшие) не были участниками Великой Отечественной Войны. О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который впился в общую победу над фашизмом. Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать жизненный путь нашего земляка, учителя, ветерана – фронтовика Великой Отечественной войны Алборова Батырбека Муссаевича. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей, чтобы знали, чтобы помнили. В этом заключается практическое значение моей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Так уж совпало, что 2015 год стал 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной Войне и был объявлен Годом Учителя. Пожалуй не найдешь школы, где бы её учителя (уже бывшие) не были участниками Великой Отечественной Войны. О каждом из них можно написать книгу, ибо у каждого был свой фронтовой путь, который впился в общую победу над фашизмом. Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать жизненный путь нашего земляка, учителя, ветерана – фронтовика Великой Отечественной войны Алборова Батырбека Муссаевича. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей, чтобы знали, чтобы помнили. В этом заключается практическое значение моей работы.
Историография
В художественной и научной литературе имеется много работ посвященных Великой Отечественной войне. Перед тем как начать свою работу я просмотрела и перечитала много книг о войне.
Особенно мне понравились книги:
Мне понравилось стихотворение Плиева Гриса «Авд цухъхъайы»( семь черкесок). Стихи Кочисова Мухарбека. Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы. Их пели и поют сейчас.
Интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данилевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 65 лет тому назад на территории нашей Родины. Из районной газеты «Вперёд» и по книге памяти я узнала много о земляках – жителях Кировского района и с. Иран, переживших страшные годы войны. Это статьи краеведа, руководителя музея Малиева Бориса и других авторов.
После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже совсем мало, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Цельработы: изучить жизненный путь ветерана Великой Отечественной войны учителя Иранской средней школы Алборова Батырбека Муссаевича.
Задачи:
• выяснить, как и где проходило детство и юношеские годы Алборова Батарбека Муссаевича;
• узнать, как проходил боевой путь Алборова Батырбека Муссаевича ;
• охарактеризовать Алборова Батырбека Муссаевича как учителя;
• донести собранные сведения и впечатления до всех учеников школы;
• собранные сведения поместить в школьный музей и продолжить работу по изучению этой темы.
Предмет исследования: детство, юность, годы войны, послевоенная деятельность
Алборова Батырбека Муссаевича.
Объект исследования: дети, земляки и коллеги Алборова Батырбека Муссаевича.
Формы и методы сбора информации:
• изучение художественных и публицистических материалов по данной теме;
• встреча с сыном Алборовым Георгий Батырбековичом, беседа по заранее составленному вопроснику;
• беседа по заранее составленному вопроснику с учителями – ветеранами труда школы, коллегами Батырбека Муссаевича;
• обработка собранной информации и фотоматериалов, художественное оформление работы
Детство и юность Алборова Батырбека Муссаевича
Батырбек Муссаевич, родился в 1923 году в селе Средний Урух, Ирафского района, СОАССР. Родители до Октябрьской революции занимались земледелием. Были колхозниками. В семье было 4 брата: Майрам, Бечырби, Сосланбек и Гæмат. Гæмат тоже был военным человеком – Майор. Командир штурмового батальона.
В 1931 году переселились в с. Иран, Кировского района СОАССР. В том же году поступил в Иранскую семилетнюю школу и окончил в 1937 году. Отца в этом же году репрессировали. Мальчик испытал тяжёлое сиротское детство. Но благодаря матери, умной, трудолюбивой простой и скромной осетинке, получил образование. В 1937 году поступил в среднюю школу с. Урух и окончил её в 1940 году. В 1942 году был призван в ряды Советской Армии. Из рядов Красной армии как и миллионы советских людей, патриотов с первых же дней войны стремится на фронт. На окраине Кировского района расположилось живописное село Иран. Из с. Даргавс многие семьи не переселились в Иран, строительный материал был дорогой и не все могли себе такое позволить, да и не по карману было. А те, которые переселились жили очень бедно. Со временем село стало расширяться и к концу 30-ых годов сюда перебрались 93 домов и 32 семьей.
Не было на селе более отзывчивого и справедливого человека, чем Батырбек Муссаевич, не было случая, чтобы он не помог попавшему в беду односельчанину. Батырбек учился с удовольствием. Учеба давалась ему легко. Каждый день, проведенный в школе, становился для мальчика праздником, приносил новые знания. Наверно в первые годы учебы и зародилась детская мечта Батырбека – стать учителем таким, каким был его первый учитель. Вместе с ребятами учитель Батырбек ходил по окрестным лесам и полям. Вместе находили интересные старинные находки – предметы утвари, старины. Ребята еще по детским играм признали его вожаком, а теперь этот авторитет подкреплялся отличной учебой. Но планы нарушила война.
Таким образом, Алборов Батырбек Муссаевич рос в крестьянской многодетной семье. Его воспитали трудолюбивым, добрым, чутким человеком. С детства он проявлял способности к учебе. На становление дальнейшего жизненного пути Батырбека Муссаевича оказал влияние его первый учитель. В детские годы зародилась мечта – стать учителем.
2. Годы военного лихолетья
22 июня 1941 года… Этот день запомнился всем, кому пришлось жить в ту пору. Даже теперь, много лет спустя, вспоминая военное лихолетье, люди мысленно, прежде всего, возвращаются к этому самому долгому летнему дню, разделившему вдруг их жизнь на мирное и суровое военное сегодня. Вспоминают воскресное утро с коротким грозовым дождем и теплый погожий день.
По-разному начался он в селах и городах. Колхозники вышли на прополку посевов, включились в сенокосную страду. Школы прощались со своими выпускниками и готовились к открытию пионерских лагерей. Воспользовавшись выходным днем, многие сельчане занимались обычными домашними делами. Десятиклассники, сдавшие последние экзамены, решали, кем стать в будущем. Иранские мальчишки и девчонки мечтали, решали. Одни хотели трудиться в колхозе, другие – поступить в высшие учебные заведения. Юноши, собираясь связать свою судьбу с армией, намеривались пойти в военные училища.
Этот день, 22 июня, изменил все – и мысли и настроения людей. До 12 часов они еще не знали, что в четыре часа утра немецкие войска внезапно обрушили шквал снарядов и бомб на районы расположения советских войск на западе страны, на пограничные заставы, аэродромы, железнодорожные станции, что танковые и моторизованные дивизии врага пересекли границу и устремились на советскую землю. Одновременно немецкие самолеты бомбили всё кругом. О начале войны люди узнали из выступления по радио заместителя председателя Совета Народных Комиссаров и наркома иностранных дел Молотова В.М. «Граждане и гражданки Советского Союза! – послышались из репродуктора его настораживающие слова. – Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление. Сегодня в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
В заключение прозвучали исполненные твердой веры слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»
Еще не представляя всей глубины нависшей над страной смертельной опасности, они считали, что врагу сразу же будет дан достойный отпор, и он надолго запомнит, как покушаться на советскую землю.
С верой в скорую победу над врагом расставались с родными и близкими призванные в Красную Армию мужчины. Никто не мог представить в ту пору, что впереди неимоверно трудная война, что пройдет долгих 1418 дней и ночей и только тогда будет произнесено слово «победа».
3. В рядах Красной Армии
Прохождение службы в Вооружённых Силах Союза ССР с 15.06.1942г по 26.08.1946г;
Стрелок – 6.1942 по 2.1943гг.
Курсант – 2.1943 по 5.1944гг.
Участие на фронтах( Ленинградский ) Великой Отечественной войны - 5.1944 по 9.1944г – командир миномётного взвода.
По излечению на ранение в резерв – 11.1944 по 12.1944г.
Командир стрелкового взвода -2.1946 по 8.1946г
Уволен в запас приказом Московского ВО № 04375 по ст. 43 п « А» от 26 августа 1946 года.
НАГРАДЫ
« Я осетин, под той горою
Рождён, где выше туч поля,
Но стала родиной вторю
Мне Лениградская земля.
В те годы жизнь была несладкой.
Не в горской бурке на пиры,
Входил я с вещмешком и скаткой
В твои голодные дворы…
Тогда с овчинку было небо,
Но ты, как сына обогрев,
Со мной делилась коркой хлеба,
Сухой и терпкой, словно гнев…
О женихах своих печалясь,
Ушедших в грозные бои,
С геройским подвигом венчались
Невесты тихие твои».
При освобождении Ленинграда командир миномётного взвода Алборов Батырбек Муссаевич был тяжело ранен. Его боевые товарищи двинулись на запад, а он был отправлен в тыловой госпиталь. После лечения прошёл медкомиссию, был демобилизован из армии по инвалидности 2 группы. В январе 1946 года возвратился домой. Батырбек был награжден Орденом « Красной звезды». Таким образом, в 19 лет Алборов Батырбек Муссаевич был призван в ряды Советской Армии. Он воевал на Ленинградском фронте. Сначала проходил службу как стрелок, потом был командиром миномётного взвода. В 26 августа 1946года был демобилизован. Сражаясь в боях против немецко-фашистских захватчиков, проявил себя как настоящий герой, истинный патриот своей Родины. Заслужил почетные награды за смелость и мужество, проявленные в боях.
Отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. В августе 1946 года Алборов Батырбек Муссаевич раненный демобилизован из рядов Вооружённых сил и прибыл в родную Осетию. Заслуженный ветеран, несмотря на возраст и фронтовые раны, решил продолжать учёбу и поступил в Северо – Осетинский Государственный Институт им. Коста Хетагурова в 1948 году. И окончил факультет осетинского языка и литературы в 1950 году. С 1950 года по 1955 год работал учителем Зарамагской семилетней школе учителем осетинского языка и литературы. С 1955 года по 1957 год работал в семилетней школе с. Комсомольск Кировского района СОАССР. С 1957 года по 1982 год года был назначен учителем физ.культуры и труда.
Прошли годы. Фронтовые раны, лишения окопной жизни подорвали здоровье Б.М. Алборова. Он стал инвалидом Великой Отечественной Войны 2 группы. Но ещё больше его угнетали смерть дочери Изеты, распад Советского Союза, межнациональные раздоры, кризис в стране, кровавый конфликт с Ингушетией, войну в Чечне. Сердце ветерана войны и труда не выдержало этих испытаний, в 1990 году ушёл из жизни.
У Батырбека Муссаевича осталась хорошая, дружная семья – жена Моргоева Елизавета Газраевна, с которой познакомился в Зарамаге будучи учителем, вместе с ней делил радости и горести, все трудности частых переездов, работала фельдшером, воспитала детей:
Дочь – Светлана 15.2.1952г.
Дочь – Изета 10.10.1953г.
Дочь – Замира 15.1.1958г.
Сын – Георгий 23.11.1961г.
У Батырбека Муссаевича семейная учительская династия. Сын Георгий получил диплом учителя – физкультуры. В настоящее время работает в Ставд – Дортской школе. Сын Георгия – Асланбек получил диплом учителя – физкультуры. В настоящее время работает в родной Иранской школе.
Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены. Подтолкнул меня к написанию именно этой работы интерес к своей малой Родине.
Я поняла, что на сегодняшний день актуальность данной темы в том, что нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше.