В данной работе рассказывается о молдавских исторических памятниках - монастырях, которые расположены в самых живописных местах Молдовы, то ли в лесном массиве Кодры, то ли на высоких берегах Днестра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Монастыри Республики Молдова»
Реферат на тему: «Монастыри Молдовы»
выполнен учеником 2- а класса ТЛ имени Н. К. Георгиу
Джайшибаевым Алексеем.
Для туристов посетивших Молдову, непременно, большой интерес вызывают молдавские монастыри. Чтобы в полной мере понять традиции и культуру Молдовы, непременно нужно посетить, хоть один из молдавских монастырей. Молдавские монастыри представляют не только религиозную, но и безусловную культурно-историческую ценность. Монастырь в православной Молдавии – не только монашеская община и культурно-образовательный центр, как в католических странах. В Молдове многие монастыри стали памятниками военных успехов местных государей, большинство из них можно назвать крепостями, защищавшими не только братию, но и местных горожан того времени, от посягательств турецких и татарских завоевателей. В Молдове отношение к монастырям напоминает буддистские монастырские традиции, так каждый взрослый человек считает своим долгом если не прожить в монастыре какое-то время, то хотя бы совершать раз в жизни паломничества. Практически все монастыри в Молдове построены в удивительно живописных местах, что сделало осеннее посещение их очень популярным. На сегодняшний день в Молдове насчитывается около 30 действующих монастырей и скитов. Исторически монастыри можно разделить на три группы. К первой группе относятся самые старые и крупные монастыри, построенные в глубине Кодр: Варзарештский, Кэприанский, Гырбовецкий и Гыржавский. Из-за большого количества здесь монастырей в XIX в. эта местность получила название "Бессарабская Фиваида". Вторая группа так же не менее древние монастыри. Особенностью этих монастырей, является то, что они построены в скальной породе, так называемые скальные монастыри. Монастыри оставляют незабываемое впечатление от посещения их. Монастыри расположены по берегам Днестра: Циповский, Старооргеевский, Сахарнянский и Жапский.
Третья группа , так называемые "новые" монастыри. Эти монастыри построены в конце XVIII – начале XIX в.: Курковский, Ново-Нямецкий, Хынковский и Рудьский Троицкий. В Молдове большинство монастырей открыто для посещений круглый год, во всех крупных монастырях имеются комнаты для паломников. Также в большинстве монастырей, для оказания услуг для туристов, есть монахи-экскурсоводы, владеющие русским и румынским языком. Они всегда готовы провести увлекательную экскурсию и открыть приезжающим туристам незабываемый мир Молдовы того времени.
Монастырь Кэприяна
Монастырь Кэприяна является одним из самых древних монастырей, основанных в Бессарабии. Он находится в центральной части РМ приблизительно в 40 км к северо- востоку от Кишинёва в живописном лесистом местечке, именовавшимся когда-то Кодрами Лэпушны. Он являлся в течение длительного времени резиденцией митрополита Молдовы, был основан господарями, в том числе и Штефаном чел Маре, здесь жили летописец Ефтимий и один из первых молдавских поэтов - Киприян.
Церковь Успения Богородицы является очень древней, она обставлена согласно традиции Штефана чел Маре. Легенда гласит, что в этом месте великий воевода Молдовы остановился на привал с войском, и якобы коза опустилась там на колени в знак молитвы. Козу пощадили, расценив это как чудесное знамение, и на том месте был воздвигнут монастырь, названный «Кэприяна» (от молд. «сaprioara»-«коза»).
Документально подтвержденный грамотой Александру чел Бун в 1429, монастырь был перестроен Петру Рарешем в 1545 г., а также отреставрирован в 1820г. Гавриилом Бэнулеску-Бодони, который был погребён под фундаментом церкви (как архимандрит монастыря, а изначально - прелат Бессарабии).
Кроме церкви Успения Богородицы, при монастыре Кэприяна есть ещё 2 церкви. Одна из них церковь Св. Георгия, построенная в 1840 г.
игуменом Теофилактом и перестроенная уже как церковь Св. Николая в 1903. Вторая была основана в 1903 вместе с храмом Св. Георгия, она была полностью отреставрирована в 2002-2005.
Хорошо известно, что ансамбль монастыря в настоящее время составляют 3 церкви, двухэтажный дом, кельи и пристройки. Он неоднократно страдал от различных неблагоприятных природных явлений и катаклизмов (землетрясений, пожаров). Несмотря на это, монастырь Кэприяна, подобно птице Феникс, каждый раз возрождался из собственного пепла.
Монастырь Сахарна
Расположенный в приблизительно 100 км к северу от столицы, в 45 км от мун. Орхей, в 7 км от г.Резина, на правом берегу Днестра, монастырь «Святая Троица» в Сахарне считается одним из самых крупных центров паломничества в Бессарабии. История отмечает факт, что 24 января 1495 местечко Сахарна со всем имением переходит во владение наследников боярина Симы Ругинэ из окружения Штефана чел Маре.
Монастырь Сахарна со всем своим ансамблем является одним из самых древних монашеских поселений в ведении Православной Церкви Республики Молдова.
Ансамбль монастыря состоит из:
скального монастыря «Благовещение»;
комплекс монастырей с монастырём Святой Троицы, основанным в 1777г. Легенда гласит, что одному из монахов обители явилась на скале Матерь Божья, указывавшая место, где, «по воле Всевышнего», нужно построить монастырь. Как свидетельство этого события, на камне сохранился след ноги Божьей Матери. Поэтому на этом месте была сооружена церковь с Храмом Святой Троицы;
Природная резервация Сахарна, простирающаяся на площади в 600 Г.;
Водопады, которые сформировались на реке Сахарна на протяжении 5 км течения реки - 22 водопада, самый большой из которых имеет высоту 12 м.
К 1950 году монастырь достигает пика расцвета, став одной из самых хорошо обустроенных и благочестиво украшенных монашеских обителей Республики Молдова, но ненадолго, поскольку в 1964, во времена советского режима, монастырь был закрыт и переоборудован в психиатрическую больницу. Всё имущество и украшения монастыря были нещадно разграблены и уничтожены. Монашеские кельи были переоборудованы в больничные палаты, летняя церковь стала складом, а зимняя - домом культуры.
В то время, когда в монастыре находилось медицинское учреждение, на его территории было сооружено ещё одно здание, которое в наст.время выполняет функцию трапезной для служителей святого монастыря.
Новое открытие монастыря состоялось 19 апреля 1991. C благословения Его Святейшества Митрополита Кишинёвского и Всея Молдовы Владимира Кантаряна монастырь начинает - хоть с трудом, но уверенными шагами - миссионерскую и проповедческую деятельность.
А к 2000 - летию Христианства около Дома Настоятеля была сооружена маленькая часовня, в которой хранится икона Божьей Матери с Младенцем, названная «Почаевской», которая была подарена монастырю группой христиан. Икона является подлинной копией Чудотворной Иконы «Успения Божьей Матери» из г. Почаева Тернопольского р-на (Украина) и особенно чтится на праздник 5 августа.
Хотя не существует ни одного письменного свидетельства или оригинального документа, предание гласит, что монастырь Сахарна, по традиции времён воеводств, был посвящён его основателями Церкви Священной Могилы г. Иерусалима.
Монастырь Хынку
В 1678 г. на полянах величественных Кодр, в тихом месте, где загадочно журчат родники, великий стольник Михалча Хынку основывает по просьбе своей дочери женский монастырь, получивший имя покровительницы Молдовы - Св. Параскевы. Существует много легенд об этом загадочном месте. Но самая правдоподобная версия звучит следующим образом:
„Хынку, нуждаясь в большой армии для свержения господаря Георге Дука, получил помощь от своего родственника - сердара Апостола Дурака, а потом от Сорочана Константина, которому пообещал руку своей дочери, но когда приблизился день свадьбы, она отказалась стать женой союзника отца, сбежала из родительского дома и спряталась в норе. Дочь Михалчи Хынку провела какое-то время в пещере, пока её не нашли искавшие её охотники. Девушка отказалась выйти из пещеры. Тогда пришёл сам её отец, стольник Михалча Хынку, и попросил её покинуть пещеру. Дочь согласилась, но только при условии, что выйдет лишь тогда, когда услышит звон церковных колоколов”. Поэтому Михалча Хынку отдал приказ построить церковь, впоследствии его дочь посвятила жизнь службе Господу.
Вследствие вторжения татар в Молдову, была сожжена и разрушена церковь и прилежащие здания, таким образом весь монастырь был превращён в руины. В 1784 г. настоятель монастыря Игумен Варлаам II построил несколько келий для монахов и деревянную церковь с храмом «Успения Богородицы».
В 60-80-е гг. ХХ века на территории монастырского комплекса Хынку Министерство Здравоохранения МССР построило пульмонологический санаторий «Кодры». В это же время летняя Церковь была переоборудована в увеселительный клуб для студентов, а зимняя церковь - в склад. В 1992 г., после 43 лет пребывания в закрытом состоянии, монастырь Хынку возобновляет работу. 10 сентября 1992 восстанавливается монашеская община монастыря Хынку. Духовным настоятелем монастыря Хынку был назначен иеромонах Петр (Мустяцэ), ныне находящийся в сане Епископа.
Весной 1993 начинается ремонт зимней церкви с храмом «Успения Богоматери», законченный в сентябре того же года. Тогда же были восстановлены и 2 старых здания. 25 августа 1992 в присутствии Его Высокосвятейшества Митрополита Кишинёвского и всея Молдовы Владимира молодая Зинаида Казаку даёт монашеский обет и получает имя Параскева в честь Святой Преподобной Параскевы. Таким образом, она становится первой монахиней монастыря Хынку после возобновления его работы. 27 октября 1993 на Храме монастыря матушка Параскева по декрету Митрополии становится его настоятельницей в сане игуменьи.
Монастырь Цыпова
В Цыпова, исчезнувшие цивилизации оставили свидетельства, начиная с XII в. до н. э. Монастырский Комплекс Цыпова, включающий 18 помещений, выкопанных в скале на большой высоте, впечатляющий музей под открытым небом. На крутой вершине, расположенной между оврагом Блэнэрейцей и Валя - Сатулуй и сейчас можно рассмотреть руины мёртвого городка, который населяли до нашей эры гетские племена. Речка Цыпова, спускаясь к Днестру, формирует многочисленные водопады высотой 10-16 м, которые когда-то давали ход множеству водяных мельниц.
«Когда и кем был основан этот монастырь, неизвестно». Предполагается, что этот монастырь, как и все пещеры, вырытые на берегах Днестра, служили христианам ещё с ХIII в.
Этот монастырь находится в одном из самых красивых мест. Церковь с маленькой колокольней, 15 келий и трапезная расположены на вершине высокого и скалистого берега Днестра, а внизу у воды находится чудесный дубовый лес.
Монография «Бессарабия» содержит обширное повествование о священных местах Цыпова, увидевшее свет в 1903 г. в Москве: «Монастырь возле Хородиште расположен оригинально, в исключительно красивом месте. Каменная скала открывает со стороны Днестра лишь фасады, в то время как монастырь, церковь, 15 келий и трапезная скрыты в толще берега. В скале выкопана и колокольня с 4 колоколами, самый маленький из которых весит 20 фунтов, а самый большой - 6 пудов. На западе холм покрыт лесом, на северо - востоке крутой склон спускается обрывисто к водам Днестра, а наверху, на плато, в верхней его части, простираются поля и сады монастыря. Скромным источником существования монахов служили также виноградники и водяная мельница. С левого берега открывается завораживающий вид, отчётливо видны гроты, скальная церковь и кельи, на вершине холма возвышается другая церковь, с 2 виноградниками и садом вокруг, всё утопает в зелени».
Монастырь Цыпова - настоящая жемчужина нашего национального наследия - включён в самые престижные туристические каталоги и брошюры Европы. С 1975 года монастырь находится под охраной государства. В 1988 году, заповедник "Цыпова" был взят в аренду эколого-культурным объединением "Феникс" для создания завораживающего музея под открытым небом.
Монастырь Кондрица.
Мужской монастырь Кондрица основан в 1783 году как скит иеромонахом Иосифом из монастыря Кэприяна. В 1918 году скит Кондрица получил независимость от Кэприяновского монастыря. В 1895-1897 гг. в монастыре построили Успенскую церковь. Примерно в это же время возвели трапезную, кельи и гостиницу. Монастырь был хорошо обустроен и окружён высокой каменной стеной. Он владел 61 га пахотной земли и считался одним из самых богатых монастырей. В нем хранились ценные культовые предметы, иконы, вещи, которые украшали монашескую жизнь. Богатая библиотека сделала эту обитель культурным центром Бессарабии. В 30-е годы в Кондрице была очередь желающих принять монашество.
В 1946 году часть зданий монастыря была отдана организованному здесь сельскохозяйственному училищу. В 1947 году весь монастырь перешел во владение училища. В 1960 году был преобразован в пионерский лагерь. На месте старого монастырского кладбища была возведена эстрада, большая часть могильных надгробий была уничтожена. Большая летняя церковь Св. Николая превратилась в клуб, а старая, зимняя, Успения Богородицы – в склад. Монахи были переведены в Сурученский и Кэприянский монастыри.
В 1993 году монастырь вновь открылся, и были начаты реставрационные работы.
Церковь Успения Божией Матери имеет прямоугольный план, 5 декоративные башенок. Пронаос изначально был отделен от наоса стеной, но во времена митрополита Гурия Гроссу стена была разобрана. У входа было построено крыльцо. Стены – толщиной 1,2 метра, под церковью расположен подвал. Потолок – полуцилиндрической формы, в его углах находятся изображения четырех святых евангелистов.
Сохранилась старая фреска храма, поскольку она была покрыта известью и не разрушилась. Отреставрированная в 1995 году фреска выполнена в русском стиле. Распятие над Царскими Вратами и изображения 12 апостолов датированы XIX веком. Они были доставлены в
1993 году из Ново-Нямецкого монастыря, а две иконы иконостаса доставлены в 1995 году из Кэприянского монастыря.
Внутри монастырской ограды можно увидеть старый камень с высеченным на нем крестом и неразличимой надписью. По мнению монахов, этот камень указывает место, где находилась старая деревянная церковь, построенная в XVIII веке.
Вблизи монастыря имеется немало живописных мест, где можно отдохнуть, а в самом селе имеется известная пасека и даже музей, которые вы можете посетить и полакомиться медом.
Монастырь Хыржеука
Монастырь Хыржеука расположился примерно в 70 километрах к северо-западу от Кишинева. Монастырская община возникает в 1740 году, в прекрасной природной зоне Кодр. Позже были построены деревянные церкви и монашеские кельи. Расцвет монастыря Хыржеука приходится на середину 18 века. В это время монастырь окружает ухоженный парк с озерами, фонтанами и живописными аллеями. В 1836 году возводится летняя церковь «Вознесение Господне». Церковь по своему стилю сходна с Кафедральным Собором в Кишиневе. Позже была выстроена и зимняя церковь « Святой Спиридон». В монастыре в свое время находилась богатая библиотека, при нем действовала приходская школа. С приходом Советской власти монастырь Хыржеука, как и многие монастыри в то время, был закрыт, а на его территории организовали санаторий. Начиная с 1993 года монастырь Хыржеука получил новую жизнь, он вновь открыва
ется и становится действующим. Из известных достопримечательностей монастыря, можно отнести известный «Источник молодости», обладающий, как говорят, необычными целительными свойствами.