«Моя семья – моё богатство»
Цель: способствовать представлению о жизненном идеале семьи; раскрыть понятие «семья».
Задачи: 1.Образовательная: дать представление о функциях семьи; формировать представление о семье – как о людях, которые ценят друг друга, заботятся друг о друге.
2.Воспитательные: формирование у воспитанников нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения и взаимопонимания.
3.Корр.развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; развивать умения поддерживать беседу, учить анализировать и делать выводы.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, картинки для оформления.
Ход урока: 1.Орг.момент – просмотр слайд фильма «Родительский дом». (Слайд №1,2)
Учитель: Здравствуйте дети, здравствуйте гости! Сегодня наша встреча посвящена и старым и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым людям. Посмотрите внимательно на изображение солнца, Вам оно нравится? Какое оно? Мне нравится ваш настроение на работу, и я хочу, чтобы к концу занятия оно оставалось таким же. Ведь сегодня мы поведём очень важный разговор. Предлагаю вам начать его с загадки. (Слайд №3) - У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я!
Кто это? (семья)
2.Сообщение темы урока: Совершенно верно, сегодня мы поговорим о семье. Тема нашего классного часа – «Моя семья – моё богатство». (Слайд №4)
3.Познавательые сведения:
Учитель: Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди. Мамы, папы, бабушки, дедушки, сёстры, братья – наша семья, наша опора на всю жизнь.
Пальчиковая гимнастика «Ладошка». (Слайд №5)
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты приходишь из семьи!
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом!
-Словарная работа: Что означает слово семья?
1.Словарь С.И.Ожегова: Семья – это группа живущих вместе близких родственников; объединение людей сплочённых общими интересами.
2.Словарь Д.Н.Ушакова: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. (Слайд №6)
Учитель: Когда образовалась семья?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать, дети. Но даже в то время, женщины заботились о своём потомстве. (Слайд №7)
Оказывается, что история слова семья происходит от слова «семя». Маленькое семя, посеянное с любовью, даёт свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии, а если ты будишь так жить, то у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети. Существует такой наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если всё это исполнилось, значит, семя дало всходы. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, о своих родителях.
Искра тепла и уважения к старшим должна быть всегда сохранена.
До начала XX века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали, одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Мы найдём тому множество свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки и поговорки. В них говорится о семье. Внимание на экран.
Задание №1. Соедини стрелочками пословицы и поговорки, в которых говорится о семейных ценностях. (Слайд №8)
Согласную семью хлеб, соль найдешь
В гостях хорошо, а при матери добро
Домой придёшь - хорошие дети растут
При солнышке тепло, а дома лучше
Семья без детей, что цветок без запаха
В хорошей семье и горе не берет
Учитель: Ребята, а какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта, тогда и будет в этой семье всё хорошо. Тогда и назовут её счастливой!
Я рассажу вам одну легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижаясь друг на друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. (?)
Количество членов семьи сегодня может быть разным. Вот о такой семье есть у меня задачка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
(Дети предлагают варианты ответов) (Слайд№ 9)
Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами сегодня попытаемся составить свои родословные.
Задние №2 Составление генеалогического древа. (Индивидуальная работа по карточкам). (Слайд №10)
Учитель: Дел и дорог будет в жизни немало.
Спросим себя: а где же начало?
Вот он, ответ наш, правильный самый:
Всё, чем живём, начинается с мамы!
4.Физминутка. (Слайд №11)
Учитель: друзья вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость»?
Послушайте стихотворение поэтессы Л.Сусловой.
А дом заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустилась темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом твоим теплом.
Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
А как построить такой дом? Как создать в нём тепло? С чего начать?
Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Предлагаю вам поиграть в строителей.
Задание№3 «Дом моей мечты»
(Работа на интерактивной доске).
Учитель: Благодарю всех строителей. Дома у каждой семьи оказались прекрасными.
5.Закрепление.
Задание №4. «Копилка народной мудрости». Вопросы – ответы.
1.Как выразить свою любовь к родителям?
2.Как научиться, не огорчать близких?
3.Как повысить настроение маме и папе?
Задание №5. «Дорисуй ладошку»
Все участники классного часа получают шаблоны ладошки, на них они должны написать ласковые слова – обращения, которые они используют при общении друг с другом, а затем закрепить их на доске. В данном случае дети заполняют взрослым и наоборот.
Гости могут присоединиться к нашему творчеству.
Итог урока. Ребята, теперь нам осталось только подвести итог нашего классного часа – «Моя семья – моё богатство». И если посмотреть на наше солнышко, то получается, что семья – маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает нас к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь, ведь солнце - наше общее богатство.