методическая разработка по внеурочной деятельности " Олимпийский чемпион"
Методическая разработка по внеурочной деятельности " Олимпийский чемпион"
Целью внеурочной программы " Олимпийский чемпион" Является бережное отношение к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умение в организации здорового образа жизни и досуга.Развивать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Назначение программы. В последние годы до 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а уровень развития свыше 40% допризывников не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80% школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм вырос на 13%. Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70 годов.
Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь детей, наполняя общеобразовательную школу, разнообразными спортивными кружками, секциями и клубами по месту жительства детей и подростков.
Структура программы.
Объем часов, возрастная группа
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 а класс
4 б класс
Возрастная группа
6,5 – 7,5
7,5 – 8,5
8,5 – 9,5
8,5 – 9,5
Кол-во часов 135
33
34
34
34
Цель программы внеурочной деятельности учащихся в физкультурно-спортивной деятельности заключается в формировании устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и досуга.
Задачи:
1) воспитать у обучающихся:
нравственное и эмоционально-ценностное позитивное отношение к своему здоровью, к физкультурно-оздоровительной деятельности, к окружающему миру;
стремление к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству, самоопределению;
интерес к возможностям своего организма, к физической культуре и спорту, к профессиональному мастерству и технологиям самосовершенствования духа и тела.
2) развить у школьников:
интерес и потребность учащихся в саморазвитии и самореализации посредством внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности;
устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек;
способность моделировать индивидуальный образовательно-оздоровительный маршрут;
креативные способности поисково-исследовательской направленности в приобретении опыта индивидуальной и коллективной физкультурной деятельности;
жизнеспособную личность с высоким уровнем адаптационных возможностей организма.
Обучить учащихся:
способам самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
правилам безопасности, сохранения и укрепления здоровья учащихся, при выполнении физических упражнений;
методам наблюдения и контроля за своим физическим развитием, индивидуальной физической подготовленностью, режимом физической нагрузки.
Принципы, на которых строится данная программа
В основе программы модуля лежит идея о поэтапном развитии детей и теория построения движений (В. В. Давыдов, Н. А. Бернштейн).
Средства
Методы
Сроки реализации программы – программа рассчитана на 1 год обучения (2013 – 2014 учебный год)
Форма проведения – в виде интенсивов.
Модуль
Название
время
Модуль 1
Утренняя гимнастика
10 мин (0,17 часа)
ежедневно
Модуль 2
Школьные спартакиады
- Веселые старты
- подвижные игры
1 класс
2 час
2 час
2-3классы 4а,б классы
2,5 час
2,5 час
Осенние каникулы 4.11
Весенние каникулы 14.03
Осенние каникулы 5.11 6.11
Весенние каникулы 10.03
Учебно - тематический план программы.
№
Наименование разделов/модулей, тем
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
1
2
3
4а
4б
аудиторные
Внеаудиторные
аудиторные
Внеаудиторные
аудиторные
Внеаудиторные
аудиторные
Внеаудиторные
аудиторные
Внеаудиторные
1.
Утренняя гимнастика
116
29
29
29
29
29
Обучающиеся должны осваивать технические действия из спортивных игр. Общаться и взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технические действия в игровой деятельности.. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Излагать правила и условия проведения игры.
Применять навыки, полученные на уроках в играх и эстафетах. Выполнять элементы спортивных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости. Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивать физические качества
2.
Школьные спартакиады
19
4
5
5
5
5
2.1
Веселые старты
10
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2.2
Подвижные игры
9
1,5
2,5
2,5
2,5
2,5
Содержание программы
Модуль 1
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ДО ЗАНЯТИЙ
для учащихся 1 – 3 классов
Комплекс 1.
По команде принять положение правильной осанки и сохранить его в течении 5 – 6 секунд.
Упр. 1. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку и высоко поднимая согнутую ногу.
Упр. 2. И. п. – о. с. 1 – руки к плечам, локти в стороны, лопатки свести, 2 – и. п.
Упр. 3. И. п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вправо, согнуть левую руку и коснуться подмышечной впадины, 2 – и. п., 3 – 4 – то же влево.
Упр. 4. И. п. – упор присев. 1 – встать, руки в стороны ладонями вверх, правую вперед на пятку, 2 – и. п., 3 – 4 – то же левой.
Упр. 5. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку. Во время ходьбы соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2 – 3 повт.).
Комплекс 2.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5 – 6 секунд.
Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку.
Упр. 2. И. п. – руки на пояс. 1 – 2 – выпад вправо, руки через стороны вверх, хлопок над головой, 3 – 4 – и. п., 5 – 8 – то же влево.
Упр. 3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, руки в стороны, 2 – и. п., 3 – правая рука вверх, наклон влево, 4 – и. п., 5 – левая рука вверх, наклон вправо, 6 – и. п., 7 – наклон вперед, руки в стороны, 8 – и. п.
Упр. 4. И. п. – руки за голову. 1 – поднять правую, согнутую в колене и прижать ее руками к груди, 2 – и. п., 3 – 4 – то же левой.
Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку: 8 шагов – на всей стопе, 8 шагов – на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6. И. п. – руки за голову. 1 – правую руку в сторону, 2 – левую руку в сторону, 3 – правую руку вперед, 4 – левую руку вперед, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – правую руку за голову, 8 – и. п.
Комплекс 3.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5 – 6 секунд.
Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку.
Упр. 2. И. п. – руки в стороны. 1 – руки за голову, 2 – руки вверх, 3 – руки за голову, 4 – и. п.
Упр. 3. И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Круговые движения туловища: 1 – 4 – в правую сторону, 5 – 8 – в левую.
Упр. 4. И. п. – упор присев. 1 – встать, руки вверх, правую назад на носок, прогнуться, 2 – и. п., 3 – 4 – то же левой.
Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку: 8 шагов – ходьба обычная, 8 шагов – на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6. Игра «Запрещенное движение» (2 – 3 повт.).
Комплекс 4.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять ее в течение 5 – 6 секунд.
Упр. 1. Ходьба на месте высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку.
Упр. 2. И. п. – руки на пояс. 1 – поворот туловища вправо, 2 – то же влево.
Упр. 3. И. п. – о. с. 1 – шаг правой в сторону, 2 – 3 – наклон вперед, руками коснуться пола, 4 – и. п., 5 – 8 – то же шагом левой.
Упр. 4. И. п. – руки на пояс. 1 – присед, руки в стороны, 2 – и. п.. При повторениях менять положение рук: вперед, вверх, в стороны.
Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку: 8 шагов – ходьба обычная, 8 – шагов – на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6. И. п. – о. с. 1 – правую руку к плечу, 2 – левую руку к плечу, 3 – правую руку вверх, 4 – левую руку вверх, 5 – 8 – хлопки над головой, 9 – левую руку к плечу, 10 – правую руку к плечу, 11 – левую руку вниз, 12 – правую руку вниз.
Комплекс 5.
По команде принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5 – 6 секунд.
Упр. 1. Ходьба на месте, высоко поднимая согнутую ногу и сохраняя правильную осанку.
Упр. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо, руки вверх, 2 – и. п., 3 – 4 – то же влево.
Упр. 3. И. п. – руки на пояс. 1 – выпад правой в сторону, руки вперед, 2 – и. п., 3 – 4 – то же левой.
Упр. 4. И. п. – о. с. 1 – упор присев, 2 – наклон вперед, не отрывая рук от пола, 3 – упор присев, 4 – и. п.
Упр. 5. Ходьба на месте, сохраняя правильную осанку: 8 шагов – ходьба обычная, 8 – шагов – на носках и т. д. Во время ходьбы на месте соблюдать ритмичное дыхание.
Упр. 6. И. п. – руки к плечам. 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – и. п.
Модуль 2
Школьные спартакиады
- Веселые старты
«Бегзамячом»
Тесьмой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в беге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами располагаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.
«Зайцыикролики»
Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», которые строятся через одного (вперемежку) в колонну по продольной оси зала лицом к учителю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные предметы (кубики, мячи, кегли), которых по количеству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
«Встречныйбег»
Две команды, принимающие участие в этой игре, строятся в колонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.
«Скоростнаяэстафета»
В эстафете участвуют три команды, построившиеся в колонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стороне. Обогнув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.
- подвижные игры
Название игры: «Река и ров».
Содержание: Занимающиеся построены на середине площадки в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.
Название игры: «Хитрая лиса» Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса. Правило: Лиса не должна выдавать себя. Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.
Название игры: «Передал - садись» Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.
Название игры: «Запрещённое движение» Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ
• положительное отношение к занятиям спортом.
• познавательная мотивация к истории возникновения спортивных игр;
• понимания значения занятий спортом для укрепления здоровья человека;
• мотивации к выполнению закаливающих процедур.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• следовать при выполнении физических упражнений инструкциям учителя;
• вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
• использовать национальные игры во время прогулок.
Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
• различать, группировать подвижные и спортивные игры;
• характеризовать основные физические качества;
• группировать народные игры по национальной принадлежности;
• устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы и задавать вопросы;
• выслушивать друг друга;
• рассказывать об истории возникновения физической культуры, о режиме дня первоклассника, о личной гигиене, о правильной осанке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о влиянии физических упражнений на организм человека;
• высказывать собственное мнение о занятиях спортом для здоровья человека;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
5. Формы и виды контроля
- соревнования
-турниры
6. Методические рекомендации
Благодаря данному курсу учащиеся научатся:
- техническим действиям из спортивных игр
- взаимодействовать в парах и группах при выполнении игр и эстафет.
- выполнять комплекс упражнений, направленные на развитие выносливости, гибкости
- выполнять комплекс упражнений направленных на развитие координационных способностей
7. Описание материально – технического обеспечения