Содержание материала: О Золотом правиле нравственности и нравственном выборе каждого в своей жизни. Как конкретный выбор человека в той или иной жизненной ситуации влияет на его дальнейшую жизнь, на жизнь окружающих его людей и в итоге – на существование всего человечества.
Форма занятий: лекция с элементами практической работы.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция "Что посеешь, то пожнёшь"»
4
Что посеешь, то пожнешь
(может быть продолжением лекций «О счастье», «Единство нравственных заветов в учениях и религиях мира»)
Слайд 1.
Так звучит народная пословица, кратко отражающая народную мудрость.
Как вы понимаете эту мудрость? Что означает пословица?
(Выслушать ответы)
Действительно, что ты миру отдал, то от мира и получишь.
Слайд 2.
Самый простой пример мы можем наблюдать в нашей ежедневной жизни, скажем, расплачиваясь на кассе за покупки. Вы можете улыбнуться кассиру, поблагодарить за обслуживание, и тогда – что в ответ? В абсолютном большинстве случаев это будет благодарная улыбка, приглашение приходить ещё в магазин (и оно будет звучать не просто как дежурная фраза). Кассир улыбнется следующему покупателю, у того повысится настроение – и пошла цепная реакция.
А если вы нагрубите кассиру, что вы в этом случае получите в ответ? (выслушать ответы) Да, либо грубость, либо злость, прикрытую маской вежливости (ведь персонал обучен так, что покупатель всегда прав). Но испорченное настроение и злость кассир может выместить на других покупателях. И пошла цепная реакция, только со знаком «минус».
Таким образом, мы сами творим как добро, так и зло.
Слайд 3.
А если бы вам пришлось выбирать, с кем пойти в поход, вы бы выбрали оптимиста или пессимиста? Что может «посеять» оптимист (в терминологии пословицы «Что посеешь, то пожнёшь»)? Он с улыбкой встретит трудности, придаст уверенности, будет искать решение проблемы, а не сокрушаться по поводу её появления. И какая будет «жатва»? Его настрой прибавит сил всей группе, и вместе вы преодолеете трудности. Что может «посеять» пессимист? Уныние, расстройство, панику. А «жатвой» что может оказаться? Что группа не дойдет до места назначения или дойдет с потерями…
Мы привели примеры, где наглядно видно быстрое следствие, порожденное некой причиной. Но иногда следствие сотворенного добра может отозваться даже спустя 30 лет.
Возможно, вы встречали в интернете социальный ролик, в котором рассказывается такая история. Мальчик украл три упаковки обезболивающего препарата для своей мамы, потому что у него не было денег, но он хотел облегчить страдания мамы. Аптекарь поймала его за руку. Вступился за мальчика продавец пирожков. Он заплатил за лекарства и ещё дал мальчику с собой пирожков.
Спустя 30 лет продавец пирожков попал в больницу. Ему нужно было сделать дорогостоящую операцию. У дочери не было денег оплатить счет за лечение. И этот счет оплатил врач больницы – тот самый мальчик, который вырос и выучился на врача, чтобы помогать людям. Вот так лечение было оплачено 30 лет назад тремя упаковками обезболивающего.
Добро вернулось через 30 лет! Но думал ли об этом продавец пирожков, который заплатил за лекарства? Нет, он делал добро бескорыстно, не думая, что получит за него какое-то вознаграждение.
Слайд 4.
Вывод: лучше творить добро, а не зло. Всё к тебе вернётся, даже спустя много-много лет.
Может быть, кто-то из вас скажет, что не всем так может повезти, как герою фильма, что мальчик, который вырос и стал врачом, мог не оказаться в этой больнице, а работать в какой-то другой. Да, так могло произойти и происходит в жизни.
Однако наше добро не пропадает, он возвращается к нам словно бумеранг, и неважно от кого именно: от того человека, которому мы когда-то помогли, или через других людей. То же относится и к злу: посеянное когда-то зло рано или поздно вернётся к нам словно бумеранг. Не зря это явление часто называют законом бумеранга.
И это действительно закон, существующий в природе, в мироздании. И он известен человечеству ещё с древних времён.
На Востоке он известен как закон кармы, или закон воздаяния, или закон причин и следствий. Его также называют ещё законом справедливости. И это понятно, почему: за добро получишь добро, а за зло – зло, то есть по справедливости. Слово «карма» в переводе с санскритского языка означает «действие». Простыми словами, закон кармы означает, что каждое наше действие имеет соответствующие последствия. Даже самое незначительное действие имеет свои последствия.
Более того, не только действия имеют свои последствия, но также и слова, и даже мысли! Ведь именно мысль предшествует любому действию.
Недаром в христианстве одной из главнейших нравственных заповедей является: не возжелай ни добра, ни жены ближнего твоего, то есть не греши даже в мыслях.
Слайд 5.
А, например, в древнеиндийской религии, которая называется джайнизм, главнейшим считается принцип ненасилия. Он означает, что нельзя даже помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Последователи этой религии даже закрывают повязкой рот и во время путешествий метут перед собой метёлками, чтобы не навредить даже самому маленькому насекомому. Они знают о том, что любое действие в отношении любого живого существа имеет свои последствия. И стараются не создавать себе «плохую карму», то есть плохих последствий.
Народная мудрость отразила этот закон во многих пословицах. Давайте их вспомним (помогайте).
«Как аукнется, так и откликнется», «Какою мерою мерите, такою и вам отмерится», «Чашу гнева пустивший по кругу – для себя приготовил отраву», «Не суди и не судим будешь», «Не копай яму другому – сам в неё упадёшь», «Кто меч поднимет, от меча и погибнет» и другие.
Слайд 6.
Ещё наши предки знали об этом законе. И его знание они передали нам в русских народных сказках. Во всех сказках, как вы помните, добро побеждает зло. Давайте вспомним такие сказки: «Иван царевич и серый волк», «Морозко», «12 месяцев», «Василиса Прекрасная», «Конек-горбунок», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке» и другие. Смысл этих сказок сводится к тому, что зло – всегда наказуемо, а те, кто делают добро, всегда получают свою награду. В сказках добрые герои становятся королями, женятся на царевнах, получают различные дары. И злые герои тоже получают свою «награду», например, разбитое корыто. Что посеял – то пожал.
Слайд 7.
На одной из прошлых встреч мы уже говорили с вами о Золотом правиле нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой».
Давайте посмотрим на эту тему ролик, подготовленный Фондом «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!»: https://www.youtube.com/watch?v=xHIcW0MZnV4
Не правда ли, мудрое правило?
Тогда скажите, как часто вы, прежде чем сделать что-то, задумываетесь: а приятно было бы вам, если бы с вами поступили так же?
Вспомните, на встрече, посвященной теме о счастье, мы уже говорили с вами, что важно осознанно относиться к своим словам и поступкам. И прежде чем произнести обидное слово или сделать что-то не очень доброе, нужно на миг остановиться и спросить себя:
– А я хочу, чтобы со мной так поступили? Хочу ли я, чтобы меня обманули, или обидели, или унизили? И если не хочу, то, может быть, вовремя остановиться?
Ведь теперь мы с вами знаем о действии закона бумеранга. Ведь мы обязательно получим от мира то, что и сами отдаём в мир. И неважно, откуда нам это придёт: от того же самого человека или от других людей.
Слайд 8.
Возможно, вы смотрели в детстве мультфильм, где медвежонок складывает в мешочек камушки за каждый добрый поступок. Это ему дедушка такой «волшебный» мешочек подарил и сказал: «Как только заполнишь мешочек камушками, так и станешь счастливым». Медвежонок пошел по лесу и стал всем помогать. Как вы думаете, что обрёл медвежонок, когда заполнил свой мешочек добрыми делами?
(выслушать ответы)
Конечно, он обрёл друзей и стал счастливым.
А теперь давайте немного пофантазируем и представим, что у каждого из нас есть такой «волшебный мешочек», только камушки в него попадают разные: чёрные – за каждый злой поступок, а белые – за каждый добрый.
Слайд 9.
И складывает эти камушки в мешочек некий незримый наблюдатель – он наблюдает за всеми нашими поступками, словами, желаниями, мыслями и складывает в мешочек с вашим именем вот такие камушки. А потом взвешивает на весах: на одной чаше – белые камушки добрых деяний, а на другой – черные камушки злых деяний. Представили? Много ли там камушков? И какая чаша перевешивает?
Вот столько же и вам придёт в ответ доброго или злого – по закону бумеранга, или по закону причин и следствий.
И может, пока не поздно, начинать активно наполнять свой «мешочек» «белыми камушками»?
Вопрос: а как определить, добрый мой поступок или нет, насколько нравственным будет мое действие по отношению к другому человеку?
(выслушать ответы; скорее всего, слушатели сами скажут, что нужно поставить себя на место другого человека)
Есть простой прием: поменяйтесь мысленно местами с этим человеком. И посмотрите, понравилось бы вам, если бы по отношению к вам так поступили, так сказали, так подумали… И если бы не понравилось, то, может, не стоит приумножать количество «черных камушков», то есть зла в мире? Вот таким образом мы с вами можем на практике применить Золотое правило нравственности.
Но иногда бывает трудно поступить по-доброму, когда человек к нам очень плохо относится. Дети говорят в этом случае: «Он первый начал!»
То есть что мы начинаем обычно делать? – Искать виноватых!
Мы говорим: «Сам виноват! Он первый начал! Как он мне, так и я ему!»
И вот здесь открою вам одно важное знание. Оно поможет вам не только избежать многих неприятностей в жизни, а кардинально изменить жизнь к лучшему.
Слайд 10.
Итак: мир отражает всё, что есть в нас самих.
То есть мир – это зеркало, в которое мы смотримся. И люди «зеркалят» нам все наши недостатки и достоинства.
Почему нас раздражают поступки и слова других людей? Да потому что всё то, что нас раздражает, присутствует и в нас самих! Значит, когда мы злимся на других людей, на самом деле мы злимся на самих себя. А потому не смысла думать о том, что кто-то поступает неверно, или как ему нужно поступать. Нужно сосредоточиться только на себе и подумать, что в себе надо преодолеть или что в себе надо развить.
То есть если мы хотим изменить мир к лучшему, нам надо кого начинать менять – других людей или себя? Конечно, себя! Нам нужно очень захотеть и принять твёрдое решение измениться.
Слайд 11.
И стать либо укротителем своих недостатков, либо садовником, выращивающим новое хорошее качество.
Как раз этим мы с вами и занимались в одну из прошлых встреч, когда вели разговор о том, как быть счастливым. Алгоритм выработки нового качества мы уже знаем (на примере качества благодарности мы его уже прожили).
Напомню (или: кто напомнит) этот алгоритм?
Найти новое качество, которое я хочу в себе развить.
Подумать, как я его могу проявлять.
Начинаю его проявлять:
– сначала по отношению к себе,
– затем по отношению к другим людям.
Этап рефлексии. Анализирую, делаю выводы (каждый вечер перед сном, лучше, если в течение дня тоже).
И последний этап – замечательный. Я замечаю, как люди меняются вокруг меня. Какие они замечательные! А что произошло? Так это же я сам изменился!
Слайд 12.
А скажите, кто-нибудь за это время попробовал применить этот алгоритм в своей жизни?
(выслушать ответы; поддержать тех, кто сделал какие-то шаги; выразить надежду, что кто-то ещё захочет изменить мир к лучшему через работу со своими качествами)
Слайд 13.
Итак, давайте повторим, что мы узнали нового:
– мир и люди являются нашим зеркалом: они отражают нам наши достоинства и наши несовершенства; если нас что-то раздражает в другом человеке, значит, это качество присутствует и в нас,
– если в нас нет негатива, то, соответственно, никакой негатив к нам не притянется, а если мы позитивны и с благодарностью встречаем все жизненные ситуации, то мир к нам будет доброжелателен,
– и очень важно захотеть увидеть в себе то, что нам мешает. Если мы будем честны с собой, то непременно через какое-то время мы начнем замечать в себе этот недостаток.
Мы, многие, стараемся выглядеть лучше, чем есть на самом деле и, скрывая свои несовершенства от других, сами перестаем их постепенно замечать. Но на самом деле не нужно стыдиться того, что в нас присутствуют какие-то плохие мысли, привычки, черты характера. Идеальных людей нет! Абсолютно у каждого человека есть недостатки!
Дело в том, что мы для того и рождаемся, чтобы измениться и стать лучше. И если нам это удаётся сделать в течение нашей жизни, значит, мы выполнили то предназначение, для которого родились. Это и есть эволюция нашей души.
Слайд 14.
Условно – наша душа и есть тот самый «мешочек», в котором накапливаются белые и черные «камушки» наших деяний. В каждом из нас присутствует добро и зло. Но в какой пропорции – это зависит от наших выборов.
Если мы безвозмездно совершаем добрые поступки, т.е. проявляем такие качества, как сострадание и милосердие, то мы накапливаем положительную энергию, позитивный потенциал (те самые «белые камушки»).
Запас этой благой энергии подобен вкладу денег, которые мы приносим в банк для сохранности. А в трудные времена мы можем эти деньги забрать.
Мудрецы говорят, что тогда, когда миром завладеют только эти два качества: сострадание и милосердие, – мир покинут такие негативные проявления человеческого сознания, как войны, теракты, ненависть. Многие другие негативные качества, которые присущи человечеству сейчас, также исчезнут.
И в заключение беседы повторим ещё одну важную мысль!
Очень многие люди ошибочно хотят сначала получить от окружающих хорошее отношение, помощь. И только потом собираются сами ответить тем же. И жалуются, что к ним плохо относятся, их не любят.
Слайд 14.
Мы с вами теперь знаем, что сначала надо самому делать добро независимо от того, как к вам относятся окружающие. И мир, другие люди, начнут вам отвечать тем же. Ведь: «что посеешь, то пожнешь».
Предлагаем вам посмотреть небольшой фильм как иллюстрацию к нашей сегодняшней встрече.
Фильм «Небо и доброта» (около 5 минут). https://www.youtube.com/watch?v=I61LUHFcX9M