Куклы бывают разные (К презентации "Куклы бывают разные")
Куклы бывают разные (К презентации "Куклы бывают разные")
Неизвестно, как и когда начала кукла свою жизнь на земле. Учёные начинают её родословную с тех древних образов человека, запечатлённых в камне, дереве, глине, кости, которые служили когда-то посредником в общении с природой. Древние изделия – статуи, идолы – создавались как вместилище духов умерших предков. Поклоняясь идолам, среди которых всесильные богини плодородия были главными, человек обращал к земле свои просьбы, надежды и благодарности. Все аграрные обряды были связаны с почитанием женского божества. Представление о земле воплощалось в фигурках
«палеолитических Венер» 40-80 тысячелетий давности. Это древнейшие скульптурные изображения человека среди них практически отсутствует мужской образ. Их-то учёные и считают самыми древними куклами на земле. Со временем богиня земли стала богиней природы, матерью всего живого. Древние славянские народы называли её Ма, МА-Дивия, Дивия и отводили ей первое место среди богов. Ма-Дивия требовала символичных и драгоценных подношений – ячменя (очевидно, для ритуального пива на праздненствах), золотой чаши и женщины.
Много лет миновало, прежде чем в обряде жертвоприношения женщину-жертву заменила ритуальная кукла. Такой обрядовой куклой - её звали Коллодий – было обыкновенное полено в женском наряде. Полено годилось только берёзовое. Во-первых, под ярким платочком белая берёзовая кора казалось чистым личиком женщины. Участники «коллодийного обряда», сначала поклонялись Коллодию, молились ему, затем его сжигали в печке и веселились
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Куклы бывают разные (К презентации "Куклы бывают разные") »
История куклы
Мифологическая эпоха в истории куклы.
Неизвестно, как и когда начала кукла свою жизнь на земле. Учёные начинают её родословную с тех древних образов человека, запечатлённых в камне, дереве, глине, кости, которые служили когда-то посредником в общении с природой. Древние изделия – статуи, идолы – создавались как вместилище духов умерших предков. Поклоняясь идолам, среди которых всесильные богини плодородия были главными, человек обращал к земле свои просьбы, надежды и благодарности. Все аграрные обряды были связаны с почитанием женского божества. Представление о земле воплощалось в фигурках
«палеолитических Венер» 40-80 тысячелетий давности. Это древнейшие скульптурные изображения человека среди них практически отсутствует мужской образ. Их-то учёные и считают самыми древними куклами на земле. Со временем богиня земли стала богиней природы, матерью всего живого. Древние славянские народы называли её Ма, МА-Дивия, Дивия и отводили ей первое место среди богов. Ма-Дивия требовала символичных и драгоценных подношений – ячменя (очевидно, для ритуального пива на праздненствах), золотой чаши и женщины.
Много лет миновало, прежде чем в обряде жертвоприношения женщину-жертву заменила ритуальная кукла. Такой обрядовой куклой - её звали Коллодий – было обыкновенное полено в женском наряде. Полено годилось только берёзовое. Во-первых, под ярким платочком белая берёзовая кора казалось чистым личиком женщины. Участники «коллодийного обряда», сначала поклонялись Коллодию, молились ему, затем его сжигали в печке и веселились. (сделать детям куклу по описанию самостоятельно)
Обряды погребения и ритуального оплакивания кукол, соломенных чучел были широко распространены в славянском мире и далеко за его пределами. Это делали ранней весной (сжигали чучело зимы – Масленицу), и в разгар лета – во временя зелёных святок, обряды которых направлены на немедленное осуществление желаний и просьб обращённых к силам природы. Куклы-чучела, похороны которых входили в летние аграрно-магические обряды по-разному назывались – Морена, Купала, Кострома, Русалка, Смерть Ярило, Горгон, Кострубонька. Все они отголоски исторических человеческих жертвоприношений.
Тогда кукла ещё не стала частью детского мира. Кукла была знаком, понятием. Воплощением общих значений типа ЗЕМЛИ, времени, жизни, смерти, Мира, войны и т.д., что и делало её предметом поклонения, атрибутом обряда. Исчезая, такая кукла-богиня «свернулась» в тряпичную куклу и, довольствуясь ролью оберега и детскую игрушку, осела в быту у многих народов.
Началась другая – фольклорная эпоха в истории куклы. Её облик стал более человекоподобным, ясно выражающим отношение к целым группам людей, отдельным чертам их характера. Кукла – своя, домашняя, тёплая, стала сопровождать человека от рождения до смерти. Она оставалась с ним и за чертой его жизни.
Самым старым из них «всего» 4 тыс.лет. Их обнаружили в древних египетских гробницах. Они вырезаны из тонких дощечек, украшены геометрическим узором, а на голове у них – шарики из деревянных или глиняных бус. Любопытно, что многие из этих кукол не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживёт и убежит от умершего хозяина.
Так, превратившись в игрушку, куклы по-прежнему оставались духовными пленниками человека, нередко одновременно с ним являясь на свет и покидая его.
Обереги.
История куклы – игрушки в России чрезвычайно интересна и поучительна. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сёстры. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству - кукольному рукоделию.
Куклу рассматривали как эталон рукоделия. Её никогда не бросали на улице, не разбрасывали по избе, а «берегли» в корзине, передавая от одной девочки другой. Кукла была берегиней не только маленького ребёнка. Таких кукол вешали в избе возле печки, оберегая хозяев дома от болезней.
Пеленашка. Создание куклы входило в ритуал ожидания первенца. Готовили детское приданое, а вместе с ним куклу-оберег. Верили: что есть в нём особая сила материнской любви и заботы, убережёт она от сглаза и болезней, позабавит ярким одеянием. Куколку ту в колыбель прежде ребёночка клали – она должна была её обжить, обогреть раньше, чем малыш родится.
В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям.
Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, кукла убиралась из колыбели.
Обрядовая свадебная кукла.
Современный свадебный обряд не мыслится без сомкнутых колец, красно-голубых лент на кузове машины и нарядной куклы во главе свадебного экипажа. Элементы этой символики сопровождали свадебный обряд в разные исторические времена, и наиболее древним из них остаётся кукла.
В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
Эпоха промышленной куклы.
Деревянная кукла.
Судя по образцам европейской кукольной продукции 15-16 вв., хранящимся в различных европейских музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы – достаточно условные и примитивные.
Примерно на рубеже 15-16вв. кукол стали одевать. Если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла или рисовалась), то теперь её делали отдельно по подобию человеческой.
В Париже кукольники образовали отдельный цех только к концу 16 в..
Дорогие утончённые деревянные куклы, обряжаемые в драгоценные одежды, стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причём существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов – для большого и малого выхода.
Русская матрёшка.
Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.
Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже.
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С. В. Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В. П. Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка с петухом.Первая матрёшка носила русский сарафан и платочек, держала петуха, а внутри неё устроились три старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, да ещё мальчик в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике, сосущая палец, и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами.
Восковая кукла.
В конце 16-17 столетии в Европе появляются восковые куклы. Обычно этот термин используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми (или навощёнными, т.е. покрытыми воском) у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившихся к туловищу металлическими петельками. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности.
Восковые куклы не относились к числу массовых изделий, так как их производство было долгим и кропотливым. Над каждой эксклюзивной куклой работало до семидесяти человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то причёску. Стоила она дорого, поэтому в целом, как в Германии, так и во Франции на эту продукцию приходилось не более пяти процентов всего объёма производившихся кукол.
Кукла из папье-маше.
Новый материал, обусловивший своего рода переворот в кукольном деле, – папье-маше – был внедрён в производство в 20-х гг.19 в. кукольником-кустарём из Зоннеберга Фридрихом Миллером. Однако первая кукла из этого материала появилась на свет лишь спустя сорок лет. Папье-маше изменило не только саму куклу, но и характер её изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров, занял формовщик. Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства.
Куклы-автоматы (механические куклы).
Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал 18 век. Куклы снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека.
Кукла-автомат известна в глубокой древности. По преданию, первую механическую игрушку сделал легендарный Дедал. В то время автоматические куклы, были уникальны с дорогими механизмами. Они входили в частные коллекции, не являлись детскими. Они либо забавляли своих хозяев, либо демонстрировались публике и в целом служили утехой для взрослых. К числу простых механических народных игрушек относится русские резные деревянные забавы: мужик и медведь, мужик-сеятель и т.п. куклы.
К концу XІX в. число кукол-автоматов значительно возросло, так что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже никого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать всё новые и новые варианты механических игрушек. Целую эпоху в истории массовой заводной игрушки открыли электроника и радиотехника, инфракрасные лучи и полупроводники, а на смену рычажкам и пружинкам пришли пульты управления.
Фарфоровая кукла.
На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству. Есть свидетельства, что куклы из фарфора для церкви появились в Италии в конце 18 в. У таких кукол было туловище матерчатое, а голова и конечности, фарфоровыми. В 70-х гг. XІX в. Германия стала основным экспортёром этих кукол.
Фарфоровые куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утончённость, превращая их в изысканные произведения искусства. Нарядные красавицы, с пробитыми для серёжек ушками, пышными причёсками, почти сходящимися на переносице тонкими бровями и огромными глазами, завоёвывали сердца не только детей, но и взрослых.