Данная разработка представляет собой окнспект внеурочного мероприятия, направленного на обобщение имеющихся представлений о природе, окружающем мире, о правилах поведения в нём. Этот материал очень удобен в использовании, а также понятен детям 4 класса, поскольку сами ребята могут являться членами жюри, ставить баллы и определять победителей. На мой взгляд, целесообразно говорить и работать с детьми в данном направлении, поскольку в последнее время очень часто можно столкнуться с неумением или недостаточным объёмом знаний, умений и навыков необходимого поведения в природной среде. дети забывают, что они сами являются частью этой среды обитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: ЭОР, карточки для названия команд, фломастеры, листы для работы, конверты с вопросами, листы для жюри.
В игре принимает участие три команды ребят.
Ведущий:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Дорогие ребята! Все чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это наука о взаимоотношениях в природе, об отношении к ней человека. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица, ещё одно растение. Любовь к Природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. По-настоящему любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто её умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным.
Сегодняшняя наша игра призвана научить вас стать таковыми.
Для подведения итогов конкурсных заданий и определения победителя выбирается жюри.
Итак, мы начинаем. Прошу команд выбрать своих капитанов.
Первый конкурс «Приветствие» (максимум 2 балла)
Первый конкурс «Приветствие». Вам необходимо придумать название команды и представить себя. Название команд написать на листочках, которые предназначены для этого.
Заканчиваем обсуждение. Команды, представьтесь, пожалуйста. Спасибо командам за выступления. Прошу жюри оценить конкурс «Приветствие». напомню, что максимум за этот конкурс можно получить 2 балла.
Второй конкурс «Разминка» (3 балла)
Следующий наш конкурс называется «Разминка». Каждой команде по очереди я буду задавать загадки. Каждый правильный ответ равен 1 баллу. Ответ принимается только по поднятой руке. Если участники команды выкрикивают ответ, баллы снимаются. Также если ответы выкрикивает другая команда, её баллы тоже снимаются. Итак, начинаем.
Загадки для Первой команды:
Загадки для Второй команды:
Загадки для Третьей команды:
1. Рыбам жить зимой тепло:
крыша - толстое стекло.(Лёд)
2. Он всё время занят делом,
он не может зря идти.
Он идёт и красит белым всё,
что видит на пути. (Снег)
3. Он вошёл - никто не видел,
он сказал - никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
а на окнах вырос лес.(Мороз)
1. Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
(Норка)
2. Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт – белого найдёт.
(Заяц и лиса)
3. Водяные мастера
Строят дом без топора.
(Бобры)
1. По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А всё стонет. (Свинья)
2. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
3. В зоопарке верь, не верь
Проживает чудо-зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу. (Слон)
Жюри, оцените, пожалуйста, этот конкурс. Помните, что балл ставился за каждый правильный ответ.
Третий конкурс «Почтовый ящик» (4 балла)
Следующий наш конкурс «Почтовый ящик».он оценивается в 4 балла. Капитан каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответ на вопрос. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ. На работу в команде вам 1 минутка.
Вопросы, содержащиеся в конвертах:
«У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?» (синица)
«Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?».(пингвины)
У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?». (колорадский жук).
Четвёртый конкурс «Творческое задание» (6 баллов)
Ребята. Природу ведь нужно беречь, верно? А как мы можем её спасать? (выслушиваю ответы детей). Также мы можем нарисовать запрещающие знаки.
Команды, представьте, пожалуйста, свои знаки. А жюри оценит вас. максимум можно заработать 6 баллов.
Пятый конкурс «Экологические задачи» (4 балла)
Чтобы быть верными друзьями природы, нужно знать, как действовать в тех или иных ситуациях. Следующий наш конкурс называется «Экологические задачи». Капитан каждой команды вытягивает по одной задаче. В течение 2 минут вы обсуждаете эту задачу, находя и исправляя ошибки. Ответы записывайте прямо под задачей. Капитаны команд, подойдите, пожалуйста, ко мне. Приступайте к решению.
Заканчиваем обсуждение. Представьте своё решение.
Задача для Первой команды:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идёмте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, аземлю кинули подальше, чтобы не мешала.
Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задача для Второй команды:
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак.
- Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он. – Брось её в воду – и дело с концом.
Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.
Задача для Третьей команды:
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно? Исправьте и объясните его ошибки.
Шестой заключительный конкурс «Блиц-турнир» (11 баллов)
Вот и подходит наша игра к концу. Остался последний конкурс – «Блиц-турнир».
Сейчас я буду задавать по одному вопросу каждой команде, вам необходимо быстро дать ответ на него. За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ приносит команде один балл. Всего можно заработать 11 баллов.
Вопросы для Первой команды:
Вопросы для Второй команды:
Вопросы для Третьей команды:
1. Название какого растения связано со звоном?
(Колокольчик)
2. Какая змея плюётся?
(Кобра)
3. Где находится ухо у кузнечика?
(На ноге)
4. Как называется плоская морская рыба, у которой глаза расположены на одной стороне туловища?
(Камбала)
5. Какого цвета хамелеон?
(Разного, в зависимости от освещения,
температуры, влажности)
6. Сколько ног у паука?
(Восемь)
7. Из цветков какого дерева получается лучший мёд?
(Липа)
8. Какую птицу вам поможет достать только очень высокий дядя?
(Воробей)
9. В какую рыбу можно смотреться
как в зеркало?
(Зеркальный карп)
10. Какая рыба к старости становится горбатой?
(Горбуша)
11. Какую птицу называют крылатым почтальоном?
(Голубь)
1. Какой страшный зверь любит малину.
(Медведь)
2. Чем ловил рыбу старик в известный сказке А.С. Пушкина?
(Неводом)
3. Какая рыба помогает нам чистить бутылки?
(Ёрш)
4. Какая игра чаще всего заканчивается «рыбой»?
(Домино)
5. Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»?
(Сельдь)
6. У кого из зверей фамилия Топтыгин?
(Медведь)
7. Кто считается царём зверей?
(Лев)
8. Какой зверёк приехал из тропического леса в ящике с апельсинами?
(Чебурашка)
9. Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
(Зебра)
10. Кого величают по отчеству Патрикеевна?
(Лиса)
11. Как называется маленькая лошадь?
(Пони)
1. Какой зверь в сказке вместо удочки использовал свой хвост?
(Волк)
2. Какая птица приносит младенцев?
(Аист)
3. Какая птица является государственным символом России?
(Двуглавый орёл)
4. В кого превратился гадкий утёнок?
(Лебедь)
5. Какая птица спасла Рим?
(Гусь)
6. Кого в шутку называют косым?
(Заяц)
7. Какая птица наряжается во фрак?
(Ласточка)
8. Какой зверь лечится мухоморами?
(Лось)
9. Какую птицу называют «лесным доктором»?
(Дятел)
10. Какую птицу называют «сплетницей»?
(Сорока)
11. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает?
(Филин)
Жюри, пожалуйста подсчитайте баллы за всю игру.
Пока жюри подводит итоги, ребята, расскажите, как вы заботитесь о природе. Как помогаете ей, охраняете её.
Жюри, закончило свою работу. Пожалуйста, огласите результаты и наградите победителей.
Вот и закончился наш КВН. Я думаю, что с сегодняшнего дня все вы будете внимательнее относиться к природе. Ведь всё живое, что населяет её, требует очень бережного отношения. В любое время года старайтесь замечать и птичек рядом с собой, и растения, и цветы. Тогда и жизнь ваша будет более интересной и значимой.