Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- умение видеть красоту в простом и обыденном;
- умение дарить тепло и доброту;
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Оборудование: иллюстрации для рефлексии.
Структура мероприятия:
1. Организация начала занятия
2. Вводная часть:
• мотивация
• актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
3. Основная часть:
• учебно - познавательная деятельность
•практическая деятельность
4. Заключительная часть:
•подведение итогов
•рефлексия
1. Организация начала занятия
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем мероприятии. Вы готовы? (ответы детей).
2. Вводная часть: мотивация
Сегодня у нас необычное мероприятие: оно посвящено очень важному и вечному вопросу - проблеме добра и зла. Я уверена, что вы все неоднократно сталкивались с этим вопросом в жизни и сегодня мы постараемся разобраться, "что такое хорошо и что такое плохо".
2. Вводная часть: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
- Как вы думаете, что означает слово "добро"? Что значит "делать добро"? (ответы детей).
- Ребята, а пословицы о добре вы знаете? Какие же это пословицы? (ответы детей)
Некоторые пословицы о доброте:
• Добрый человек несет мир.
• Сделаешь добро, добро найдешь.
• Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.
• Добро и собака не забывает.
• Доброта рождает доброту.
3. Основная часть: учебно - познавательная деятельность
- Сейчас я вам расскажу притчу про двух волков.
"Старый индеец рассказал своему внуку:
- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".
- Ребята, как вы поняли эту причту?
- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?
- Почему?
- Легко ли забыть обиду? Простить?
Что же такое доброта?
- Добротой называют искреннее желание человека помогать другим людям, делать для них добрые дела. Еще в древности люди поняли одну простую истину, которая стала главным правилом доброго человека. Эта истина гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Если человек плохо относится к окружающим его людям, он никогда не добьется доброго к себе отношения. А вот если относиться к людям по-доброму, то и люди будут с добром относиться к тебе.
Еще люди поняли, что умение быть добрым делает человека счастливым.
4. Основная часть: практическая деятельность
- А теперь, ребята, давайте перейдем к самой интересной части нашего мероприятия! Я предлагаю вам поиграть в игры, но это непростые игры: они учат добру.
- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка).
-Ребята, на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему? (ответв детей).
- Следующая игра называется: "Вежливо - невежливо".
Игра “Вежливо — невежливо”.
- Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
• Поздороваться при встречи? (вежливо)
• Толкнуть и не извиниться? (невежливо)
• Помочь поднять упавшую вещь? (вежливо)
• Не снять шапку, когда заходишь в школу? (невежливо)
• Говорить “Спасибо” за подарок? (вежливо)
• Громко разговаривать? (невежливо)
• Поздороваться при встрече? (вежливо)
• Перебивать во время разговора? (невежливо)
• Обозвать обидным словом соседа? (невежливо)
• Извиниться за вынужденное опоздание? (вежливо)
• Уйти и не попрощаться? (невежливо)
• Помогать родителям? (вежливо)
• Не уступить место старшим в автобусе? (невежливо)
• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? (невежливо)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
- Следующее задание называется:" Доскажи словечко". Я начну предложение, а вы должны его закончить.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ..(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ……(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ……. (до свидания)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и ласковым, нежным или грубым и невежливым.
- Следующее задание, которое я вам предлагаю - это тест о вежливости. Я буду читать вам вопросы и варианты ответов, а вы будете выбирать правильный.
1)Что считается добрым поступком? (г)
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
2)Укажите поступки, которые нравятся людям: (б)
А. обман
Б. честность
В. хитрость
3)Что является последствием злых дел? (в)
А. дружба
Б. радость
В. обида
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
5. Заключительная часть:
- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого? (ответы)
- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни? (ответы)
- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
6. Заключительная часть: рефлексия
- А сейчас я предлагаю вам самим оценить то, как вы работали. Перед вами лежат две иллюстрации с изображением пейзажа: одна иллюстрация проникнута грустным, печальным настроением, а другая - радостным и веселым. Выбериту ту иллюстрацию, которая соответствует вашему настроению и вашей работе (ученики выбирают иллюстрацию, можно опросить некоторых детей, почему они выбрали именно эту ее).
- Я благодарю вас за работу на уроке и желаю, чтобы в вашей жизни царило только добро.