Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Севастополь город памятник"»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Конспект
Внеклассного мероприятия
Тема: Севастополь – город-памятник
Бриченко И.В.
учитель начальных классов
Севастополь
2017
12.05.2017 г. 2-А класс
Тема: Севастополь город-памятник.
Цель:
Познакомить и уточнить представления с достопримечательностями Севастополя, планом и гербом города.
Задачи: 1. Образовательные:Познакомить с достопримечательностями Севастополя, планом и гербом города, историей его основания.
Формировать у детей представление о памятниках Севастополя.
Создавать у детей представление о Севастополе как об уникальнейшем городе–памятнике, городе русской славы.
2.Коррекционно-развивающие:Знакомить с достопримечательностями Севастополя, планом и гербом города, историей его основания;
Формировать у детей представление о памятниках Севастополя.
Создавать у детей представление о Севастополе как об уникальнейшем городе–памятнике, городе русской славы.
3. Воспитательные : Воспитывать чувство патриотизма на примерах мужественной обороны родной земли; воспитывать чувство гордости и сопричастности подвигам героических защитников Севастополя. Воспитать у детей любовь к своему городу, уважительное отношение к памятникам города, уважение к истории города, к его жителям.
1.Организация.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Ученик (читает стихотворение наизусть):
Потомственный моряк, бесстрашный воин,
Насквозь пропитан влагой штормовой,
Бессмертной славы дважды удостоен,
Он в наши дни легендой стал живой.
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, о ком это стихотворение?
- Сегодня наш урок посвящён нашему родному городу.
Кто может объяснить название нашего города?
Ученики:
- Город величественный, достойный поклонения.
Учитель:
- Как вы понимаете слова «бессмертной славы дважды удостоин»?
Ответы детей. (Два раза удостоин ордена Звезда героя)
- Как люди чтят память о героях, как стараются ее увековечить, передать потомству память о подвиге, человеке, героическом событии?
Ученики: (Ставят памятники, памятные доски, монументы и т.д.)
Учитель:
Что же такое памятник?
(«Памятник - сооружение зодчества или ваяния в честь и память события, лица». В. И. Даль.) (Слайд 2)
А могут ли города быть памятниками?
Да, оказывается, могут! И таким городом-памятником можно назвать наш любимый Севастополь.
3. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?
(Ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о памятниках. Они обогащают духовную культуру народа, позволяют представить героев зримо, конкретно, представить жизнь людей в другую историческую эпоху. Во многих городах нашей страны и других странах есть памятники. Они представляют собой одну фигуру или группы, фигуры в комплексе, а также рельефы на постаменте.
Судьба Севастополя величественна и неповторима. Каждого, кто приезжает сюда, охватывает чувство гордости и восхищения. Все здесь дышит памятью о беспримерных подвигах и геройстве. (Слайд 3)
Очень точно и лаконично об этом сказал поэт С.Алымов:
С кем, Севастополь, тебя сравнить,
С героями Греции, Древнего Рима?
Слава твоя, что в гранит не вгранить,
Ни с чем в истории не сравнима.
4. Изучение нового материала
1)Работа с учебником с.34
Какие памятники истории и культуры вы знаете?
(Слайд 4)
Ученики:
Выдающимся людям;
На могиле героя; Архитектурные;
Воинской славы;
В память об исторических событиях.
Севастополь справедливо называют музеем под открытым небом. На государственный учет взято более 2-х тысяч памятников истории и культуры, среди них культовые и фортификационные сооружения, монументы, бульвары и некрополи, памятные места, связанные с историческими событиями и явлениями, происходившими в Севастополе и пригородной зоне. (Слайды 5-9)
Назовите знакомые вам памятники, какому событию или герою они посвящены, где находятся.
2) Работа в группах.
- Вспомните правила работы в группе.
Игра «Собери пазлы» (групповая работа). (Каждая команда-ряд вытягивает конверт с заданием.)
Задание. Соберите изображение памятника, выберите его описание из предложенных.
(Приложение 1)
Каждую из пяти картинок разрезать на равные прямоугольники от 9 до 16 частей.
Описание.(Приложение 2)
Ученики выходят к доске с собранным изображением. На слайде показано их задание. Учитель или хорошо читающий ученик, читает информацию о памятнике. (Слайды 10-14)
Физминутка
Как солдаты на парад
Мы идем за рядом ряд.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши-
Дружно, веселей
Застучали наши ножки-
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем-
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
(Слайд 15)
«Сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» В.Распутин
Учитель:
Народ любит своих героев и свято хранит память о них. О славных защитниках Родины, об их мужестве и отваге слагали стихи, песни, пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки о храбости, о патриотизме вы можете назвать?
Дети:
Смелость города берет.
Один в поле не воин.
На смелого собака лает, а труса кусает.
Родимая сторона-мать, а чужая-мачеха.
Жить Родине служить.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3). Ознакомление с памятниками города.
Давайте вспомним некоторые известные памятники нашего города.
Кто знает, какой памятник в Севастополе стал первым памятником?
Памятник Казарскому
Знаменитый памятник Казарскому - самый первый памятник Севастополя, прославляющий подвиг во имя Отчизны…
Памятник установлен в честь капитан-лейтенанта А.И. Казарского, командира брига «Меркурий», и его экипажа, отличившихся в неравном морском бою с двумя турецкими линейными кораблями. В тот майский день 1829 года 18-пушечный бриг принял бой с кораблями, общее вооружение которых составляло 184 (!) Орудия.
К 5-летию подвига, в 1834 году, на Матросском бульваре был заложен памятник бригу «Меркурий». Автор проекта – академик архитектуры А.П. Брюллов, брат знаменитого художника.
На пьедестале - надпись: «Казарскому. Потомству в пример».
Памятник Екатерине II
Памятник императрице Екатерине II основательнице Севастополя.
Памятник установлен в сквере на ул. Ленина.
Авторы памятника:
Скульптор Станислав Чиж.
Архитектор Григорий Григорьянц
На левой грани — Указ об основании города Севастополя
ИМЕННЫЙ УКАЗ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ КНЯЗЮ ПОТЕМКИНУ ОБ УСТРОЙСТВЕ НОВЫХ УКРЕПЛЕНИЙ…
объявляем сим волю НАШУ устроить следующия укрепления: … Крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение. ЕКАТЕРИНА
на правой — рельефное изображение Севастопольской бухты. Скульптура Екатерины- II в торжественном, парадном одеянии, со свитком-указом венчает всю композицию. Общая высота памятника — 6.35 м.
Графская пристань
Это парадный причал, своеобразная эмблема города, архитектурный памятник. Графская пристань была построена в 1783 году как деревянный шлюпочный причал. В 1787 году к приезду в Севастополь Екатерины II деревянные ступени пристани были заменены каменными.
В честь приезда империатрицы она была названа Екатерининской. Позже получила название – Графская Перед колоннадой четырьмя пологими маршами к морю спускается широкая парадная лестница, украшенная мраморными львами работы итальянского скульптора Фердинандо Пелличио. Графская пристань сложена из инкерманского камня.
Графская пристань связана со многими историческими событиями, о которых повествуют мемориальные доски. Одна из них, установленная на стенке пристани, напоминает: "Здесь, ведя бой с противником 12 ноября 1941 года, погиб крейсер "Червона Украина". 9 мая 1944 г. на пристани высадились воины 2-й гвардейской армии, форсировавшие Северную бухту.
Памятник Корнилову и матросу Петру Кошке, 1895
В честь вице-адмирала названа набережная в Ленинском районе Севастополя (между Дворцом детства и юности и улицей Маяковского). Она была названа Корниловской в начале XX века. В 1921 г. переименована в улицу Энгельса, но в 1946 году вновь стала называться Корниловской набережно
Памятник Тотлебену
Памятник Э. И. Тотлебену установлен на Историческом бульваре Севастополя в честь выдающегося военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, который возглавлял инженерную оборону Севастополя во время Крымской войны.
Памятник был установлен в 1909 году. Авторы памятника художник-любитель, генерал Александр Александрович Бильдерлинг и скульптор Иван Николаевич Шредер.
В центре памятника находится пилон на нем установлена скульптура Эдуарда Ивановича Тотлебена. На стилобате вокруг пилона установлены скульптуры воинов из шести различных родов войск: сапёр в подземной галерее; матрос-артиллерист; атакующие солдаты.
На обратной стороне памятника укреплена карта из бронзы, на которую нанесены укрепления Севастополя.На обратной стороне памятника укреплён картуш с текстом, рассказывающем о награждении Тотлебена орденом Святого Георгия 3 степени:
Генералъ-адъютантъ графъ Эдуардъ Ивановичъ Тотлебенъ "Въ воздаяніе примѣрныхъ трудовъ по возведенію севастопольскихъ укрѣпленій, составляющихъ образецъ инженернаго искусства, и въ награду за блистательную храбрость при отраженіи штурма, награжденъ орденом св. Георгія 3-й ст."
В основании памятника надпись «Оборона Севастополя 1854—1855».
Высота памятника составляет 13,75 метра. Все скульптуры изготовлены из бронзы. Постамент изготовлен из серого гранита.
Во время Севастопольской обороны (1941-1942) взрывной волной у памятника оторвало голову. После занятия города немецкое командование приказало отреставрировать памятник именитому немцу-генералу. При этой реставрации к туловищу, по недосмотру, прикрепили голову в фуражке, и, таким образом, у Тотлебена оказалось две фуражки: одна на голове, другая в руке.
В 1945 году памятник был восстановлен.
Памятник Пушкину
Бронзовый бюст поэта установлен на четырёхгранном гранитном постаменте. На нём надпись: «А. Пушкин». Общая высота памятника — 4,7 метра. Бронзовый бюст является авторской копией памятника, установленного в США.
Александр Пушкин побывал в Севастополе в 1820 году, посетил Георгиевский монастырь в 12 километрах от Севастополя. В одном из писем из Крыма поэт написал: «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне самое сильное впечатление».
В 2011 году Севастополь посетил последний прямой потомок Александра Сергеевича Пушкина по мужской линии. Праправнук русского классика Александр Александрович Пушкин приехал в Севастополь со своей женой. Они почтили память своего предка, возложив цветы к подножию памятника.
Именем Пушкина в Севастополе названа улица между площадями Суворова и Ушакова. В конце XIX века до 1910 года она носила название Южной. Бюст располагается на ул.Пушкина в сквере им.Бузина.
Диорама
Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора» построено по проекту архитектора В.П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.
Заслуженный деятель искусств РСФСР П. Т. Мальцев создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с ним работали художники Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан 1р. в отставке Г.В. Терновский.
В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.
Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 кв. м.
На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плене, — реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане — оружие и предметы боевого снаряжения врага, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боев за Севастополь.
5. Закрепление полученных знаний
- С какими достопримечательностями познакомились сегодня на уроке?
На с.35 учебника среди силуэтов найди тот, который является символом города и обведи его красным карандашом. Силуэт первого памятника в Севастополе обведи зеленым карандашом. (Слайд 24)
Вспомни, где на территории Севастополя находятся эти памятники и архитектурные сооружения. Соедини название памятника и место его положения в городе. (Слайд 25)
6. Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь давайте вспомним, как нужно вести себя возле памятника.
Правила поведения у памятников должны диктоваться чувством собственного достоинства человека, уважением к сути памятника, воспитанием человека.
Правила поведения у памятников и археологических объектов:
• Не нарушайте спокойствие местности шумными возгласами.
• При посещении памятников, не совершайте какие-либо действия, приводящие к изменению их ландшафта (сбор камней или растений).
• Соблюдайте форму одежды.
• На плитах сидеть нельзя, это неуважение к памяти погибших.
• Не оставляйте после себя надписи на памятниках, камнях и деревьях.
- Оцени своё настроение на уроке (смайлики).
7. Подведение итогов.
Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?
– Все ли задачи урока мы выполнили? Молодцы!
8. Домашнее задание.
Попробуйте рассказать о любимом памятнике. Ваш ответ постройте по плану:
1) Какой памятник тебе нравится?
2) Что ты знаешь о нем?
3)Чему посвящено воздвижение памятника?
4) Где стоит памятник?
5) Какие слова занесены на постамент?
Итог:
Подведем итоги совместной и индивидуальной деятельности .
Что вам запомнилось? Понравилось?
Спасибо за урок. Вы хорошо знаете свой город, вы были моими помощниками.