Конспект урока по курсу внеурочной деятельности "Логика"
Конспект урока по курсу внеурочной деятельности "Логика"
Тема: «Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)». Урок-путешествие
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Формирование межпредметной связи.
Развивающий аспект.
Развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать.
Развивать двигательную сферу.
Развивать познавательную способность ребенка.
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
Воспитывающий аспект.
Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества.
Воспитывать любовь к предмету.
Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу внеурочной деятельности "Логика" »
Новиковский филиал МБОУ Куйбышевской СОШ
имени А.А.Гречко
Открытый урок по курсу внеурочной деятельности «ЛОГИКА»
«Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)»
Урок-путешествие
подготовила и провела
учитель начальных классов
Штенская Н.С.
май, 2015 год
Тема: «Юмор и логика (решение логических задач и задач-шуток)». Урок-путешествие
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Формирование межпредметной связи.
Развивающий аспект.
Развивать речь, мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать выделять главное, доказывать и опровергать.
Развивать двигательную сферу.
Развивать познавательную способность ребенка.
Развитие навыков контроля и самоконтроля.
Воспитывающий аспект.
Воспитывать у детей чувство дружбы, товарищества.
Воспитывать любовь к предмету.
Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
Оборудование.
Таблицы и рисунки:
магические квадраты
«Памятка» по решению задач на сравнение
задачи
Ход урока.
1. Организация класса (деление на 3 команды, придумывание девиза)
- один за всех и все за одного
- в каждом человеке есть солнце
- ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- А что значит быть активным? (С желанием выполнять все задания)
2. Актуализация знаний.
- Какой сейчас урок? Логика (вывеска на доске) Что такое Логика? Как вы понимаете? Прочитайте логические вопросы. А что такое логические вопросы? (На которые можно утвердительно ответить: Да! или Нет!)
- Мы ученики 3 «Б» класса. (Логические.)
- Мы любим учиться? (Логические.)
- Какой сейчас урок? (Нелогические.)
- Мы будем на уроках слушать и слышать, развивать память, внимание, воображение? (Логические.)
- Завтра я был в школе? (Нелогические.)
- Вы хотите узнать новое и интересное на уроке? (Логические.)
- Какой послезавтра был день? (Нелогические.)
- Что значит задать логический вопрос?
- Мы будем на уроках сравнивать, анализировать, обобщать, уважать мнение своих товарищей? (Логические.)
- В конце урока вы хотите оценить свою деятельность? (Логические.)
3. Путешествие по стране «Логика».
- Для этого мы с вами отправимся в путешествие по стране? Какой? – Логика! Что вам говорят наши станции, на которых мы будем останавливаться! (Это цели и задачи нашего урока?) Знакомство со станциями в стране «Логика».
Моргания. (На вдох-выдох, моргания, при всех нарушениях зрения.)
«Стрельба глазами».
«Письмо носом». (Снижает напряжение в области глаз. Используя нос, как длинную ручку, пишете или рисуете что-нибудь в воздухе, развиваем воображение.)
Координация движений «Нос, ухо». Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.
Наложите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.
Левой рукой как бы забиваете гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом.
II. Станция «Разминай-ка» (разминка).
А) Кто это или что это?
Рыбок дома держат в нем, что это за водоем? (Аквариум.)
Как зовем мы человека, что зимой ползет он в реку? (Морж.)
Ствол дерева покрывает и надежно защищает? (Кора.)
Если зрение пропало, время их носить настало? (Очки.)
Если месяцев двенадцать, как им вместе называться? (Год.)
Служит он на корабле, его узнаешь на земле: на голове фуражка, а на груди – тельняшка. (Моряк.)
По реке плывет бревно, ох и злющее оно! Тем кто в речку угодил, нос откусит... (Крокодил.)
Он в телевизоре сидит и четко, ясно говорит, все новости он вам расскажет. (Диктор.)
Мороженое в шоколаде. (Эскимо.)
Страна всех сумчатых. (Австралия.)
Какое колесо не вращается при движении (запасное)
Когда сеть может вытянуть воду? (когда вода превратится в лед) Б) Разгадайте магический квадрат (Что такое магический квадрат?)
В) Задания на построение (проведи линии)
III. Станция «Размышляй-ка».
1. Из 12 палочек сложили 5 квадратов. Уберите две палочки так, чтобы остались только два разных по величине квадрата.
2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (две)
3.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)
4. В школе для зверей учатся 3 котенка, 4 утенка, 2 гусенка и несколько щенков. Когда учитель пересчитал лапы всех своих учеников, получилось 44. Сколько щенков учится в школе? (5)
5.Числа 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 58, 65 необходимо расположить в магическом квадрате так, чтобы сумма чисел по каждой вертикали, горизонтали и диагонали была одинакова.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
IV. Станция «Сравнивай-ка», «Соображай-ка», «Решай-ка».
Сколько задач перед нами стоят на этой станции. Что значит сравнивать? (Значит, определить, одинаковы или нет объекты, при чем не обязательно в целом, а хотя бы в чем-то. Таким образом, чтобы сравнивать, надо выяснить, что мы хотим сравнить: цвет, форму, размер, вкус, силу, то есть мы сравниваем по какому-то признаку.)
Предлагаю учащимся назвать слова, с помощью которых в речи фиксируется сравнение. Каждый признак может характеризоваться двумя словами с противоположным смыслом. Как называются такие слова? (Антонимы.) Где они встречаются? (На уроках русского языка, литература.)
1. Игра (назови антоним)
Я называю слово, вы называете противоположное.
Веселье – грусть, печаль (по состоянию).
Сильнее – слабее (по силе).
Тяжелее – легче (по массе, весу).
Быстрее – медленнее (по скорости).
Добрее – злее (по качеству).
Море-суша
Сладкий - соленый
Тихий - громкий
Карлик - великан
Юность - старость
2. Задания на сравнения.
Я начинаю читать предложения, а вы закончите по смыслу (сравнение).
Если Света светлее Маши, то Маша ...
Если Костя слабее Миши, то Миша ...
Если Андрей печальнее Вити, то Витя ...
3.Решите задачу:
У Светы было 26 конфет, а у Кати 8.Сколько конфет должна отдать Света Кате, чтобы конфет у них стало поровну? (9)
V. Станция «Думай-ка».
А) Рисование цветов
- Скажите, весна прекрасное время года?
- Да!
-Какие цветы вы уже встречали на наших улицах? (ответы детей)
-Давайте с вами поработаем у доски и создадим весеннее настроение для всех?
Помните о правилах:
-когда будем создавать логические «цветы» о чем будем спрашивать?
(Рисование у доски. Например, цветок с желтой квадратной серединой, овальными лепестками синего цвета, маленького размера)
Б) Разукрашивание картинки
VI. Станция «Побеждай-ка».
Задачки-шутки.
- На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось? Ответ: На березе яблоки не растут.
- Какие слова не нравились Винни-Пуху? Ответ: Длинные и труднопроизносимые.
-Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? Ответ: Под мокрым.
-Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса.
- Какое слово всегда звучит неверно? Ответ: Слово "неверно".
- Из какой посуды нельзя ничего поесть? Ответ: Из пустой.
- Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: На другую сторону дороги.
- Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? Ответ: Пять.
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Ответ: Все 12, т.к. если в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть.
- Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? Ответ: Якорь (морской, а не ресурсный)
-Можно ли зажечь спичку под водой? Ответ: Если ты в подводной лодке, то да.
-Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? Ответ: Спрыгнуть с нижней ступеньки. Или положить лестницу на землю.
- Какой рукой лучше размешивать чай? Ответ: В которой ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней.
-Когда сеть может вытянуть воду? Ответ: Когда вода превратится в лед.
VII. Станция «Оценивай-ка».
- Ребята, давайте подведем итог нашего путешествия. Встречались ли у нас на пути трудности? Какие? Давайте оценим свою деятельность на всех станциях или этапах пути. Если вы считаете, что вы хорошо поработали, вы можете взять красный флажок, если не все получалось, то желтый, а если нужно над чем-то работать еще, то зеленый.
Дети выбирают и показывают.
4. Итог.
- Вот мы вернулись в свою школу. Будем продолжать работать на следующих уроках.