В данном конспекте предложена подробная разработка урока по теме : Бурлачество в России. По типу данный урок относится к уроку изучения нового материала.
Цель данного урока : показать роль и значение бурлачества в России, используя различные приёмы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников.
Фрагменты данного урока можно использовать на уроках литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Бурлачество в России" »
9 класс
Тема урока: «Бурлачество в России»
Цель: показать роль и значение бурлачества в России, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников.
Задачи:
- Образовательные :дать сведения о бурлачестве в России; показать особенности и значение данного явления.
- Коррекционно-развивающие: развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям; развивать кругозор и речь детей, творческое воображение.
- Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности, гражданственности и уважения к истории России.
Основные термины и понятия: бурлак, артель, «шишка», бечёвка, лямка, перемена, юшка.
Оборудование и материалы: Карта «История России XVIII век», мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, демонстрационные карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
Оргмомент
У: - Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о тех людях, которые непросто зарабатывали свой хлеб. Которым приходилось прилагать невероятные усилия для того, чтобы прокормить свою семью. Сегодня вы узнаете о неизвестной для вас профессии. Надеюсь, что знания, эмоции, чувства, полученные в процессе урока, вы когда-нибудь используете в своей жизни; вспомните то, о чём мы будем говорить сегодня.
II. Актуализация знаний, объявление новой темы.
У: - Итак, взгляните на экран, давайте прочитаем запись на этом слайде. (СЛАЙД 1)
(Один из учеников читает запись на слайде: Люди, объединённые одной судьбой, связанные одной бечёвкой).
III. Изучение нового материала.
- Все ли слова вам понятны в этом выражении?
- А что такое бечёвка?
(Версии обучающихся)
На доску крепится напечатанный термин БЕЧЁВКА
У: Бечёвка – это прочная верёвка.
-Как вы понимаете данное выражение?
(Версии детей)
У: Вы хотите узнать кто эти люди?
- Для того чтобы выяснить это, давайте выполним задание, которое называется «шифровщик»
1
2
3
4
5
6
1
Й
Г
Р
Ц
Д
2
У
Щ
С
А
Я
Ч
3
Е
,
З
Э
Т
Ж
4
О
Ш
М
К
.
Н
5
Ф
Б
Ь
Х
В
-
6
Ё
Л
Ю
И
Ъ
П
Шифр:
52
21
13
62
24
44
64
(Обучающиеся выполняют задание, в результате получается слово «бурлаки»)
У: Какое слово получилось при выполнении задания?
(Версии детей)
У: Вы знаете, кто такие бурлаки? (СЛАЙД 2)
У: Для того, чтобы нам узнать значение этого термина, давайте воспользуемся словарями, лежащими у вас на парте. (Даль, Ожегов, Брокгауз.)
(Ученики работают со словарём, трое учеников зачитывают определение).
Определение появляется на СЛАЙДЕ 2.
Бурлак – рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. (На доску крепится термин БУРЛАК)
У: Прочитайте ещё раз этот термин.
- Скажите, а вы знаете, что такое артель?
У: Артель – группа бурлаков, выполняющая один общий заказ (состоит из 10 – 15 человек). (Термин АРТЕЛЬ вывешивается на доске)
У: Активно бурлачество развивается в России с 16 по 19 века. В то время основным занятием крестьян было хлебопашество. Часть дней в неделю они работали на себя, а часть на помещика. Крестьяне должны были платить оброк. Поэтому кроме хлебопашества, приходилось ещё заниматься различными промыслами. Одним из самых старинных промыслов было бурлачество. Бурлаки выполняли самую тяжёлую работу на больших реках: они тянули на бечёвках с помощью лямок ( термин ЛЯМКА вывешивается на доске) тяжело гружёные суда. Эти суда называли расшивами. (Термин РАСШИВА вывешивается на доске). Здесь необходимо отметить, что бурлаки не сразу были «бурлаками». Сначала они назывались «сволочью» от слова «волочить» (тянуть) и ничего ругательного тогда в нем не было. Бытует версия, что в те времена жил богатый волжский купец Бурлаков, который имел довольно большое количество артелей сволочей. Этот купец был известен своей справедливостью и честностью и всегда держал данное им слово. Именно поэтому к нему очень многие простые мужики просились на работу в артель. Так и стали их прозывать «бурлаками».
Как правило, в бурлаки крестьяне уходили на весну и лето, осенью обычно возвращались домой. Работали они приблизительно 200 дней в году. Интересно знать, что во время рабочего сезона бурлаки стаптывали около 20 пар лаптей. Труд бурлака был крайне тяжёлым и однообразным.
Существовал и обряд посвящения в бурлаки. Взгляните на СЛАЙД 3.
У: Прочитайте название слайда. («Жареный Бугор»)
- Скажите, как вы думаете что это? (Версии детей)
- Давайте узнаем подробнее прочитав следующий документ:
«Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп».
Братья Чернецовы. Художники
У: О чём говориться в этом документе?
(Версии детей)
- У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. Места эти - высокие крутые берега - назывались "Жареными буграми". С десяток Жареных бугров было по всей Волге от Ярославля до Астрахани.
Выдержать темп движения бурлакам помогали песни. Некоторые из песен существуют и в современной обработке. Одной из самых известных была песня «Дубинушка». Она задавала ритм, который отвечал ритму выполняемой работы, песня задавала беседу, веселила душу.
У: Давайте прослушаем отрывок из песни «Дубинушка».(СЛАЙД 4)
- Какие слова из песни вам больше всего запомнились?
Д: Эй, ухнем! Эй, ухнем! Ещё разик. Ещё раз!
У: Эти слова играют роль своеобразной команды. Это способствовало слаженности действий.
- Для того, чтобы подробнее узнать у бурлаках, о их труде, давайте посмотрим на картину И. Репина «Бурлаки на Волге». (СЛАЙД 5)
(У каждого обучающегося картины лежат на парте).
И. Репин «Бурлаки на Волге»
У: О какой реке автор говорит в названии картины?
У: Однажды Репин во время прогулки по Неве увидел изнеможенных людей в оборванной одежде, тащащих за собой лодку. Это зрелище врезалось в его память и художнику захотелось больше узнать о них. Репин отправился на Волгу, т.к. это была основная река, где распространялось бурлачество. Он лично познакомился с каждым из бурлаков в артели.
- Давайте посмотрим на картину на своих партах, каждый элемент и каждый человек на ней отмечен цифрой. Давайте подробнее разберём каждого из героев этой картины. Надо отметить, что каждый бурлак в артели выполнял свою работу и имел своё прозвище, свою профессию, свои обязанности.
Анализ последующих слайдов происходит совместно с обучающимися.
СЛАЙД 6 - Шишка — бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «левой - правой», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение. СЛАЙД 7 - Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. СЛАЙД 8- «Кабальный», человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
СЛАЙД 9 - Кашевар или сокольный староста (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
СЛАЙД 10 – Халтурщики, каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
СЛАЙД 11 – Надзиратели - Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
СЛАЙД 12 - Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
У: Подробно проанализировав картину Репина, мы узнали, что у каждого из бурлаков было своё значение, каждый выполнял свои обязанности, каждый имел своё место в артели, но были черты характера, которые объединяли их.
(Один из учеников зачитывает все прилагательные, характеризующие бурлаков)
У: На данной картине мы видим всю тяжесть труда бурлаков, его непосильность. Это труд, который сгибает людей, превращая молодых в стариков раньше времени.
На этой картине хорошо видна истлевшая от пота одежда. Рубахи, которые висят лохмотьями. По согнутым фигурам, по напряжённым лицам можно понять, насколько тяжёл труд бурлаков, сколько они тратят сил на то, чтобы тянуть тяжёлую баржу.
Но бурлаки не вызывают жалости. Напротив, восхищаешься их силой, терпеньем, могучим духом, помогающим им преодолевать трудности на пути, не сдаваться, не упасть в изнеможении на песок.
У: По какому водному пути в основном двигались бурлаки?
- У каждого из вас на партах лежит ката России (работа с картой).
- Найдите на карте Волгу.
У: Особенно интенсивный путь был от Рыбинска до Астрахани.
- Найдите на карте эти города.
- Обведите их.
- Выделите фломастером реку.
- Скажите, могла ли одна артель пройти такой путь?
(Версии детей)
У: Были у бурлаков остановки, которые назывались перемены.
(Термин ПЕРЕМЕНА вывешивается на доску.)
- Располагались перемены на разном расстоянии друг от друга (около 25 вёрст). От Астрахани до Рыбинска было 100 перемен.
- Давайте посчитаем, какое расстояние было между этими двумя городами.
1) 25*100=2500 вёрст
У: 1 верста – это 1,06 км, если мы вёрсты переведём в километры то расстояние от Астрахани до Рыбинска будет равно приблизительно 2650 км
У: Давайте посмотрим на следующий слайд и увидим ещё некоторые цифры, которые характеризуют насколько тяжёлым был труд бурлаков. (СЛАЙД 13)
СЛАЙД 14 – Питание бурлаков
У: Самой популярной бурлацкой едой была юшка.
СЛАЙД 15 – Проанализировать и сравнить заработок бурлаков.
У: О реалиях бурлаческой судьбы говорят и пословицы, постарайтесь объяснить смысл каждой из пословиц(СЛАЙД 16):
Бурлак что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник.
Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.
Выражение «тянуть лямку», то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.
VI. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа на установление соответствия между термином и его определением.
Бурлак
Широкий и толстый ремень, к которому прикреплялась бечёвка чтобы тянуть судно
Артель
Гружёное судно, которое тянули бурлаки
Лямка
Пункт смены бурлаков
Расшива
Рабочий в артели, которая вдоль берега тянет суда бечевой
Бечевка
Прочная верёвка
Перемена
Группа бурлаков, выполняющая 1 общий заказ (состоит из 10-15 человек)
Учитель совместно с учениками проверяет выполненное задание.
V. Заключение. (СЛАЙД 17)
У: Многие считают бурлаков забитым, жалким, измученным непосильной работой народом. Но, на самом деле – это могучие, бодрые, несокрушимые люди. Пусть солнце нещадно обжигало им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды лохмотья, каждый из этих людей по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. «Какие громадные силы таятся в нашем народе!».
В память о бурлаках в городе Рыбинске, который называют столицей бурлаков, установлен памятник. (СЛАЙД 18) В Самаре так же установлен памятник бурлакам. (СЛАЙД 19)
VI. Рефлексия
У: В завершение нашего урока давайте составим схему - паутинку, по которой будет видно как же мы сегодня поработали и чем занимались.
(На доске прикреплено выражение: «Сегодня мы…» Обучающиеся подбирают к нему самостоятельно фразы для продолжения, крепят на доску)