Цель урока: дать возможность детям понять и почувствовать, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Храм – корабль спасения»
Основы православной культуры. Урок по теме «Храм»
Тема: «Храм – корабль спасения»
Художественно-педагогическая и нравственная идея урока:
Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.
Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.
А. Волжская
Цель урока: дать возможность детям понять и почувствовать, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.
Задачи урока
На примере костромских храмов (прошлого и построенных в настоящее время), вместе с ребятами прийти к пониманию того, что храм (вера в Бога) во все века была самой близкой, душевной темой человека, живущего в России. Неслучайно раньше называли Россию Святой Русью: люди всегда стремились к святости, к идеалам миролюбия, добра, милосердия.
Задуматься вместе с ребятами, в какой момент своей жизни человек стремится в храм? Что дает человеку общение с иконами в храме? Может ли житие святого быть образцом для современного человека?
Познакомить учащихся с устройством храма: иконостас, приделы, канун, аналое, портал. Гармоничное устройство храма призывает и человека к гармонии с самим собой, окружающим миром, ближними.
Организуя игру-путешествие по храму, способствовать формированию интереса к православной тематике, расширению гуманитарного кругозора учащихся, а также развитию их коммуникативных способностей.
Оборудование урока
Слова-эпиграф урока (стихи А. Волжской), напечатанные на плакате, с иллюстрациями двух костромских храмов.
Раздаточный материал для шести групп: тексты из жития святителя Тихона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Матроны, святого Пантелеймона; предания об иконе «Федоровская Богоматерь».
Раздаточный материал: цветные иллюстрации с изображением иконы Федоровской Божией матери, святителя Тихона, блаженной Матроны Московской, святого Пантелеймона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Аппаратура для компьютерных презентаций: иллюстрации к уроку и игра-путешествие по Святотихоновскому храму.
Обобщение урока.
Сегодня мы с вами познакомились с Святотихоновским храмом нашего микрорайона. Думаю, что те, кто ни разу не был в нем, после нашей игры с удовольствием посетят с родителями эту церковь и смогут быть экскурсоводами по иконам для своих близких. Знакомство с иконописью, раскрывающей жития святых, преподобных, раскрывает мысль о том, что истинно, глубоко верующие люди, какими являются канонизиованные образы, которые мы рассматривали, могут служить примером благочестия, мужества, милосердия, терпения.
Мы с вами сегодня осознали, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань.
Сценарий урока
(На фоне слайдов, на которых представлены древние храмы города Костромы – колокольные звоны Богоявленско-Анастасииного монастыря)
Учитель: Не правда ли, как красивы эти храмы. Я уверена, вы узнали, что это храмы нашего города. Кто может назвать эти храмы?
О. Кафедральный храм Богоявленско-Анастасииного монастыря (15 век).
О. Церковь Воскресения на Нижней Дебре (17 век).
О. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (17 век).
О. Ильинская церковь ‑ храм заволжский (17 век).
(Демонстрируется еще один заволжский храм – церковь Александра и Антонины в Селище. Учитель показывает слайд, на котором изображен ученик лицея на колокольне)
Учитель:Я хочу вам показать еще один заволжский храм, который очень люблю. Это церковь Александра и Антонины. Мы с учеником нашего лицея Ромой Адоевцевым были в этой церкви. Дело в том, что мы писали исследовательскую работу, связанную с изучением колокольных звонов. Когда мы с Ромой поднялись на колокольню, мы испытали трепет не только от того, что нам разрешили позвонить в колокола (а было это зимой, очень морозно), но и от того, что знали: церковь Александра и Антонины ‑ одна из немногих (их всего три в городе), которая не была закрыта в годы лихолетья.
В. А знаете, сколько церквей было в Костроме?
О. Знаю, что много, но, сколько конкретно, ‑ не знаю.
О. Около двадцати, по-моему.
Учитель. Нет, церквей было значительно больше. Их было сорок. Как вы думаете, сколько сохранилось с того времени? Сколько церквей не было разрушено?
О. Половина, может быть?
Учитель. Не. Вы очень удивитесь тому, сколько сохранилось не поруганными и не разрушенными. ВСЕГО ЧЕТЫРЕ!
(Далее учитель работает со стендовыми иллюстрациями кабинета на тему «Старая Кострома»)
Первой в городе Костроме была разрушена Александровская часовня (учитель показывает учащимся 4 фотографию кабинета).Она находилась в самом центре города, на краю его главной Сусанинской площади, как раз на том месте, где ныне высится памятник Ивану Сусанину. Весной 1924 года на площади между Большими мучными и Красными рядами решено было устроить спортивную площадку. Оказавшаяся на территории футбольного поля Александровская часовня (Часовня во имя Александра Невского) была разрушена. Кирпич был куда-то увезен, а на месте часовни были устроены футбольные ворота.
Недалеко от Богоявленского монастыря была удивительная по красоте Троицкая церковь. (Учитель показывает фотографию с изображением Троицкой церкви). Разрушена в 1935 году, а до разрушения использовалась как склад для фанеры. Сейчас на этом месте, в начале сквера стоит памятник маршалу Новикову.
А какой у нас в Костроме был красивый Кремль! (Учитель показывает последние три фотографии с изображением Костромского Кремля). Успенский собор проектировал один из лучших архитекторов России – Степан Воротилов.
Говорят, культура – это память человечества. Разрушением же храмов мы разрываем те нити, которые связывают прошлое с настоящим.
В. Как вы думаете, почему в настоящее время строится довольно много новых храмов, и не только на месте разрушенных, но и на новых местах?
О. Как искупление вины за годы поругания над храмами.
О. Как возрождение веры.
Учитель: Мы сейчас находимся лишь в начале пути к духовным источникам православия. Многие впервые открывают для себя значение веры, храма в жизни человека. А для чего люди ходят в храм?
О.Найти утешение, подпору.
Учитель. Сегодня мы об этом будем говорить. Тема нашего разговора сегодня – «Храм – корабль спасения». (Учитель демонстрирует слайд с изображением церкви в микрорайоне Давыдовский). Корабль символизирует то, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани.
В. Посмотрите на эту церковь. Не правда ли, она похожа на корабль? Узнали вы эту церковь? Как она называется?
О. Святотихоновская церковь.
Учитель. В настоящее время построено достаточно много новых церквей в Костроме. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми.
(Учитель показывает слайды с изображением следующих церквей: Петропавловский храм в микрорайоне Паново, Георгиевский храм при Военной Академии, церковь в честь иконы Божией матери «Всецарица», Храм в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» при кладбище города).
Учитель. Паново – это тоже такой же большой микрорайон, как и наш. Жители нуждались в храме, наконец, его построили. А вот для освящения колокольни Геогиевской церкви при Военной Академии приезжал в 2002 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Учитель. Вы видите церковь, которая построена при онкологическом диспансере. Онкология – это серьезное (порой, ведущее людей к гибели) заболевание. Известно, что эту больницу посещал во время своего приезда в Кострому Николай II с семьей. Вы видите старую фотографию, освещающую эти события – 300-летия Дома Романовых в Костроме.
Учитель. Я уверена, что вы узнали храм, который на экране. Посещали ли вы, ребята, этот храм, когда с родителями ходили на кладбище?
(Почти весь класс поднял руки)
В.А что вам запомнилось во время этого посещения?
О. Мы писали записочки об упокоении. У нас родных много умерло, список был большой.
О. Мы свечки ставили, слушали батюшку, как пели.
В.Как вы думаете, с какими чувствами люди идут в храм, который при онкодиспансере, а при кладбище?
(Учащиеся делятся своими мыслями, говорят эмоционально, с чувством, приводят примеры из жизни своей семьи).
Учитель. Так как мы с вами, в основном, жители микрорайона Давыдовский, мы сегодня будем знакомиться с храмом, его устройством, предназначением – на примере храма Святителя Тихона, построенном в нашем микрорайоне в 2002 году.
В. Посмотрите внимательно, сколько куполов имеет наш храм?
О. Пять.
В. Обратите внимание: один купол большой, а четыре поменьше, одинаковые. Большой купол символизирует образ Христа. А что могут символизировать четыре купола?
О. Четырех евангелистов.
В. А вот Троицкий собор Ипатьевского монастыря имеет, сколько куполов? (показывает репродукцию с изображением храма).
О. Тоже четыре. Это символ Иисус Христос и четырех евангелистов.
В. А церковь Воскресения на Нижней Дебре имеет 13 куполов. (показывает репродукцию с изображением этого храма). Кто догадался, что собой символизирует это количество куполов?
О. Это образ Христа и двенадцати апостолов.
Учитель. Итак, наш храм построен в 2002 году. (Слайды «Портал храма» и «Памятная доска»). Закладка основания храма состоялась в феврале 1993 года. Послушайте интересный факт. В ковше экскаватора, рывшего котлован, строители обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. Сейчас эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновского храма. (Слайд с изображением иконы святителя Николая).
Учитель. Давайте войдем в храм. (Слайд «Иконостас»). Кто знает, как называется стена с изображением икон в несколько рядов?
О. Иконостас.
В. А что находится за этой стеной?
О. Алтарь.
Учитель. Иконостас как бы отделяет основную часть храма, где проходит служба от алтаря, где совершается священником таинство. Вход в алтарь ‑ через так называемые Царские врата (слайд). Перед иконостасом, посередине, стоит столик со скошенной поверхностью, это аналое. На нем всегда можно видеть икону, почитаемую в данный день. Поэтому люди, приходя в храм, прежде подходят к той иконе.
В. Эту фотографию я делала совсем недавно. Узнали икону на аналое?
О. Это Пасха.
Учитель. Только название иконы не «Пасха», а «Воскресение Христово».
В. Прихожане входят в храм со свечками, ставят свечку перед праздничной иконой. А потом, куда они направляются в первую очередь ставить свечки?
О. Прихожане ставят свечки за упокой своих родных и близких.
В. А как называется этот четырехугольный столик с подставками, где горят свечи за упокой? Кто знает из вас?
(Дети не могут ответить на этот вопрос учителя).
Учитель: Этот столик, ребята, называется канун. (Демонстрируется слайд «Канун в Святотихоновской церкви»).
В. А кто-нибудь из вашего класса ставил свечки за упокой близких и родных?
(Большинство ребят подняли руки).
Учитель. Вот в следующий раз, когда пойдете с родителями в церковь, не забудьте им сказать, как называется то место в храме, где мы молимся об умерших.
ВТОРУЮ ЧАСТЬ НАШЕГО УРОКА мы посвятим экскурсии по храму. Так как мы с вами являемся жителями Давыдовского микрорайона, то и знакомиться мы будем в игровой форме с Святотихоновским храмом.
(Учитель представляет компьютерную презентацию-игру с анимацией)
(Учитель предлагает учащимся разделиться на шесть групп. Такое деление очень удобно: дети объединяются в «четверки», «тройки», при этом не надо вставать со своих мест, достаточно повернуться друг к другу).
(Учитель выдает всем группам одинаковый иллюстративный материал и разные для всех групп задания №1)
Иллюстративный материал
ЗАДАНИЯ №1 ДЛЯ ГРУПП
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
До пострижения в монахи преподобный Серафим Саровский носил имя Прохор.
Известен следующий случай из жизни этого преподобного. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы, где жила семья, прошел крестный ход с иконой ЗнаменияПресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
Из биографии блаженной Матроны: С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Девочка чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, хотя от рождения девочка родилась слепой. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали все чаще ходить и ездить отовсюду. Привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
В феврале 1917 года в России произошла революция. Император Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви.
Святитель Тихон стал Патриархом в самое сложное для России время. Его избрание на пост патриарха Московского и всея России состоялось под грохот орудийной пальбы. Делегация священников просила большевиков прекратить стрельбу, не лить кровь не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу. Большевики категорически отказали в просьбе, пообещав, правда, сохранить Кремль.
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу, но грамота ему не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Там он встретил чудного монаха, который молился под дубом. «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
Главным покровителем и целителем для православных христиан уже третье тысячелетие является святой Пантелеймон, усердно прочитав молитву которому больные люди выздоравливают. Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому.
Жизнь Святого Пантелеймона была очень тяжелой ‑ он исцелял людей не только лекарствами, но и силой христианской молитвы, а его за это наказывали, а позже и вовсе казнили. Но даже после своей смерти святой помогает больным и мучающимся болью людей, исцеляет их болезни и возвращает здоровье «безнадежным» больным.
Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.
Феодоровская икона Божией Матери ‑ почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Списки с этой иконы находятся во многих храмах России и Костромы, в частности.
Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Известна на Костромской земле с 13 века. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку ею благословлен на царство в 1613 году основатель династии Романовых ‑ царь Михаил Фёдорович.
(Учитель на задание учащимся дает 3 минуты. Дети догадались, что название некоторых икон можно прочитать на самой иконе: например, на иконах, изображающих Святителя Тихона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святую блаженную Матрону. Пантелеймона учащиеся узнали по ларцу, который он держит в руках).
(Группам учащихся, справившимся с заданием №1, педагог выдает конверты с заданием №2, текст которого нужно внимательно прочитать и, распределившись между собой в группе, познакомить с материалом всех остальных)
(Учитель на задание№2 отводит 5 минут, затем начинается игра с анимацией: любознательный человечек на слайде переходит от одной иконе к другой; ответы учащихся, чтобы было интересно детям слушать, педагог иллюстрирует слайдами. Ниже мы приводим тексты заданий с иллюстрациями, такими какими они предстали на уроке на «выходе»).
ЗАДАНИЯ №2 ДЛЯ ГРУПП
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о святителе Тихоне. Распределите между собой чтение данной информации.
В феврале 1917 года в России произошла революция. Император Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви.
Святитель Тихон стал Патриархом в самое сложное для России время. Его избрание на пост патриарха Московского и всея Руси состоялось под грохот орудийной пальбы. Делегация священников просила большевиков прекратить стрельбу, не лить кровь не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу. Большевики категорически отказали в просьбе, пообещав, правда, сохранить Кремль.
Великая любовь ко Христу, к Его Церкви и к людям проходила светлой полосой через всю жизнь и деятельность Святейшего Патриарха Тихона «Подите к патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст все, что у него есть, несмотря на то, что ему, патриарху, в его возрасте, измученному после богослужения, придется идти пешком, что и было недавно», ‑ свидетельствовал даже один из зачинщиков церковной смуты.
Но мягкость в обращении патриарха Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, особенно в защите Церкви от ее врагов. Он смело обличал большевиков в своих посланиях. Так в 1918 году патриарх Тихон писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы!»
Святейший Тихон был мудрым и опытным кормчим церковного корабля в бурные годы.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о Федоровской иконе Божьей матери. Распределите между собой чтение данной информации.
Феодоровская икона Божией Матери ‑ почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Списки с этой иконы находятся во многих храмах России и Костромы, в частности.
Известны следующие чудеса, связанные с этой иконой.
Икона была обретена чудесным образом: костромской князь Василий, охотясь на реки Запрудне, увидел на сосне икону дивной красоты. Попытался снять ее, но не смог: икона стала подниматься все выше и выше. Тогда пригласил князь священников, с крестным ходом икону принесли в Кострому.
Храм Федора Стратилата, в котором находилась икона, несколько раз горел. Икона же оставалась невредимой.
Когда к городу подошли татарские полчища для очередного набега, князь Василий велел нести впереди дружины Федоровскую икону. Битва состоялась недалеко от Ипатьевского монастыря. От лика Богоматери брызнули огненные лучи, и враги бежали. Озеро, на берегу которого это случилось, с той поры стало Святым.
Икону Федоровской Божьей матери особо почитают дважды в год: 27 марта и 29 августа.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о святом Пантелеймоне. Распределите между собой чтение данной информации.
Главным покровителем и целителем для православных христиан уже третье тысячелетие является святой Пантелеймон, усердно прочитав молитву которому больные люди выздоравливают. Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому.
Жил Пантелеймон жил в Никомидии. Был такой прекрасный город Малой Азии. На иконе кареглазый, красивый юноша в желто-зеленых одеждах с красной накидкой на плечах. Кудрявые волосы обрамляют прекрасное лицо. Печальный и спокойный взгляд. Пантелеймон. Великомученик и целитель. Короткая, как огонечек свечи, жизнь.
Он был добрым врачом, подавал надежды. Ему благоволил даже император. Но красивый мальчик с вьющимися волосами нарушил тишину своего покоя и благополучия радостным и смелым возгласом: «Мой Бог – Иисус Христос! Верую!» И – начался отсчет времени в сторону нечеловеческих страданий.
Его заставляли отступиться от христианской веры и вернуться к язычеству. Ему угрожали. Его истязали. Ему сулили все богатства земли. Но светлым было его лицо и неизменно было его: «Верую!»
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о блаженной Матроне. Распределите между собой чтение данной информации.
Из биографии блаженной Матроны: Родители ее были очень бедными, не могли прокормить и первых трех детей. Еще до Рождения девочки, мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют, где дети бедняков воспитывались на средства благотворителей, но увидела вещий сон.
Еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой (с закрытыми глазами как у птицы во сне), но мать любила свое «дитя несчастное».
С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Девочка чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, хотя от рождения девочка родилась слепой. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали все чаще ходить и ездить отовсюду. Привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о преподобном Сергии. Распределите между собой чтение данной информации.
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина Кирилла, ростовских удельных князей.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу, но грамота ему не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Там он встретил чудного монаха, который молился под дубом. «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
Сергий Радонежский – основатель Троицкой обители, именно с нее стал строиться город Сергиев посад.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о преподобном Серафиме Саровском. Распределите между собой чтение данной информации
До пострижения в монахи преподобный Серафим Саровский носил имя Прохор.
Известен следующий случай из жизни этого преподобного. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы, где жила семья, прошел крестный ход с иконой ЗнаменияПресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Добровольно принял пустынножительство: ушел в уединенную келию и стал жить один, в молитве. Видя, сколь много в жизни зла, 1000 дней и ночей стоял на коленях и молился за людей. 15 лет Серафим Саровский пребывал в уединении.
(Учитель подводит итоги игры, благодарит детей за активное участие)
Учитель. Сегодня мы с вами познакомились с Святотихоновским храмом нашего микрорайона. Думаю, что те, кто ни разу не был в нем, после нашей игры с удовольствием посетят с родителями эту церковь и смогут быть экскурсоводами по иконам для своих близких. Знакомство с иконописью, раскрывающей жития святых, преподобных, раскрывает мысль о том, что истинно, глубоко верующие люди, какими являются канонизиованные образы, которые мы рассматривали, могут служить примером благочестия, мужества, милосердия, терпения.
Мы с вами сегодня осознали, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань.