kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Храм – корабль спасения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать возможность детям понять и почувствовать, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Храм – корабль спасения»

Основы православной культуры. Урок по теме «Храм»

Тема: «Храм – корабль спасения»

Художественно-педагогическая и нравственная идея урока:

Если сил не хватает порою,

В Божий храм поскорей поспеши,

Припади пред иконой святою

Помолись, помолись от души.

Ты с любовью и верой святою,

Будешь жизненный путь проходить,

Если станешь во храме с мольбою

Утешенье себе находить.

А. Волжская

Цель урока: дать возможность детям понять и почувствовать, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань, а их жизненные поступки могут быть примером для многих людей.

Задачи урока

  1. На примере костромских храмов (прошлого и построенных в настоящее время), вместе с ребятами прийти к пониманию того, что храм (вера в Бога) во все века была самой близкой, душевной темой человека, живущего в России. Неслучайно раньше называли Россию Святой Русью: люди всегда стремились к святости, к идеалам миролюбия, добра, милосердия.

  2. Задуматься вместе с ребятами, в какой момент своей жизни человек стремится в храм? Что дает человеку общение с иконами в храме? Может ли житие святого быть образцом для современного человека?

  3. Познакомить учащихся с устройством храма: иконостас, приделы, канун, аналое, портал. Гармоничное устройство храма призывает и человека к гармонии с самим собой, окружающим миром, ближними.

  4. Организуя игру-путешествие по храму, способствовать формированию интереса к православной тематике, расширению гуманитарного кругозора учащихся, а также развитию их коммуникативных способностей.

Оборудование урока

  • Слова-эпиграф урока (стихи А. Волжской), напечатанные на плакате, с иллюстрациями двух костромских храмов.

  • Раздаточный материал для шести групп: тексты из жития святителя Тихона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Матроны, святого Пантелеймона; предания об иконе «Федоровская Богоматерь».

  • Раздаточный материал: цветные иллюстрации с изображением иконы Федоровской Божией матери, святителя Тихона, блаженной Матроны Московской, святого Пантелеймона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

  • Аппаратура для компьютерных презентаций: иллюстрации к уроку и игра-путешествие по Святотихоновскому храму.

Обобщение урока.

Сегодня мы с вами познакомились с Святотихоновским храмом нашего микрорайона. Думаю, что те, кто ни разу не был в нем, после нашей игры с удовольствием посетят с родителями эту церковь и смогут быть экскурсоводами по иконам для своих близких. Знакомство с иконописью, раскрывающей жития святых, преподобных, раскрывает мысль о том, что истинно, глубоко верующие люди, какими являются канонизиованные образы, которые мы рассматривали, могут служить примером благочестия, мужества, милосердия, терпения.

Мы с вами сегодня осознали, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань.


Сценарий урока

(На фоне слайдов, на которых представлены древние храмы города Костромы – колокольные звоны Богоявленско-Анастасииного монастыря)


Учитель: Не правда ли, как красивы эти храмы. Я уверена, вы узнали, что это храмы нашего города. Кто может назвать эти храмы?

О. Кафедральный храм Богоявленско-Анастасииного монастыря (15 век).

О. Церковь Воскресения на Нижней Дебре (17 век).

О. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (17 век).

О. Ильинская церковь ‑ храм заволжский (17 век).

(Демонстрируется еще один заволжский храм – церковь Александра и Антонины в Селище. Учитель показывает слайд, на котором изображен ученик лицея на колокольне)

Учитель: Я хочу вам показать еще один заволжский храм, который очень люблю. Это церковь Александра и Антонины. Мы с учеником нашего лицея Ромой Адоевцевым были в этой церкви. Дело в том, что мы писали исследовательскую работу, связанную с изучением колокольных звонов. Когда мы с Ромой поднялись на колокольню, мы испытали трепет не только от того, что нам разрешили позвонить в колокола (а было это зимой, очень морозно), но и от того, что знали: церковь Александра и Антонины ‑ одна из немногих (их всего три в городе), которая не была закрыта в годы лихолетья.

В. А знаете, сколько церквей было в Костроме?

О. Знаю, что много, но, сколько конкретно, ‑ не знаю.

О. Около двадцати, по-моему.

Учитель. Нет, церквей было значительно больше. Их было сорок. Как вы думаете, сколько сохранилось с того времени? Сколько церквей не было разрушено?

О. Половина, может быть?

Учитель. Не. Вы очень удивитесь тому, сколько сохранилось не поруганными и не разрушенными. ВСЕГО ЧЕТЫРЕ!

(Далее учитель работает со стендовыми иллюстрациями кабинета на тему «Старая Кострома»)

Первой в городе Костроме была разрушена Александровская часовня (учитель показывает учащимся 4 фотографию кабинета). Она находилась в самом центре города, на краю его главной Сусанинской площади, как раз на том месте, где ныне высится памятник Ивану Сусанину. Весной 1924 года на площади между Большими мучными и Красными рядами решено было устроить спортивную площадку. Оказавшаяся на территории футбольного поля Александровская часовня (Часовня во имя Александра Невского) была разрушена. Кирпич был куда-то увезен, а на месте часовни были устроены футбольные ворота.

Недалеко от Богоявленского монастыря была удивительная по красоте Троицкая церковь. (Учитель показывает фотографию с изображением Троицкой церкви). Разрушена в 1935 году, а до разрушения использовалась как склад для фанеры. Сейчас на этом месте, в начале сквера стоит памятник маршалу Новикову.

А какой у нас в Костроме был красивый Кремль! (Учитель показывает последние три фотографии с изображением Костромского Кремля). Успенский собор проектировал один из лучших архитекторов России – Степан Воротилов.

Говорят, культура – это память человечества. Разрушением же храмов мы разрываем те нити, которые связывают прошлое с настоящим.

В. Как вы думаете, почему в настоящее время строится довольно много новых храмов, и не только на месте разрушенных, но и на новых местах?

О. Как искупление вины за годы поругания над храмами.

О. Как возрождение веры.

Учитель: Мы сейчас находимся лишь в начале пути к духовным источникам православия. Многие впервые открывают для себя значение веры, храма в жизни человека. А для чего люди ходят в храм?

О.Найти утешение, подпору.

Учитель. Сегодня мы об этом будем говорить. Тема нашего разговора сегодня – «Храм – корабль спасения». (Учитель демонстрирует слайд с изображением церкви в микрорайоне Давыдовский). Корабль символизирует то, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани.

В. Посмотрите на эту церковь. Не правда ли, она похожа на корабль? Узнали вы эту церковь? Как она называется?

О. Святотихоновская церковь.

Учитель. В настоящее время построено достаточно много новых церквей в Костроме. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми.

(Учитель показывает слайды с изображением следующих церквей: Петропавловский храм в микрорайоне Паново, Георгиевский храм при Военной Академии, церковь в честь иконы Божией матери «Всецарица», Храм в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» при кладбище города).

Учитель Паново – это тоже такой же большой микрорайон, как и наш. Жители нуждались в храме, наконец, его построили. А вот для освящения колокольни Геогиевской церкви при Военной Академии приезжал в 2002 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Учитель. Вы видите церковь, которая построена при онкологическом диспансере. Онкология – это серьезное (порой, ведущее людей к гибели) заболевание. Известно, что эту больницу посещал во время своего приезда в Кострому Николай II с семьей. Вы видите старую фотографию, освещающую эти события – 300-летия Дома Романовых в Костроме.

Учитель. Я уверена, что вы узнали храм, который на экране. Посещали ли вы, ребята, этот храм, когда с родителями ходили на кладбище?

(Почти весь класс поднял руки)

В. А что вам запомнилось во время этого посещения?

О. Мы писали записочки об упокоении. У нас родных много умерло, список был большой.

О. Мы свечки ставили, слушали батюшку, как пели.

В. Как вы думаете, с какими чувствами люди идут в храм, который при онкодиспансере, а при кладбище?

(Учащиеся делятся своими мыслями, говорят эмоционально, с чувством, приводят примеры из жизни своей семьи).

Учитель. Так как мы с вами, в основном, жители микрорайона Давыдовский, мы сегодня будем знакомиться с храмом, его устройством, предназначением – на примере храма Святителя Тихона, построенном в нашем микрорайоне в 2002 году.

В. Посмотрите внимательно, сколько куполов имеет наш храм?

О. Пять.

В. Обратите внимание: один купол большой, а четыре поменьше, одинаковые. Большой купол символизирует образ Христа. А что могут символизировать четыре купола?

О. Четырех евангелистов.

В. А вот Троицкий собор Ипатьевского монастыря имеет, сколько куполов? (показывает репродукцию с изображением храма).

О. Тоже четыре. Это символ Иисус Христос и четырех евангелистов.

В. А церковь Воскресения на Нижней Дебре имеет 13 куполов. (показывает репродукцию с изображением этого храма). Кто догадался, что собой символизирует это количество куполов?

О. Это образ Христа и двенадцати апостолов.

Учитель. Итак, наш храм построен в 2002 году. (Слайды «Портал храма» и «Памятная доска»). Закладка основания храма состоялась в феврале 1993 года. Послушайте интересный факт. В ковше экскаватора, рывшего котлован, строители обнаружили небольшую металлическую икону святителя Николая Чудотворца. Сейчас эта икона пребывает на престоле Свято-Тихоновского храма. (Слайд с изображением иконы святителя Николая).

Учитель. Давайте войдем в храм. (Слайд «Иконостас»). Кто знает, как называется стена с изображением икон в несколько рядов?

О. Иконостас.

В. А что находится за этой стеной?

О. Алтарь.

Учитель. Иконостас как бы отделяет основную часть храма, где проходит служба от алтаря, где совершается священником таинство. Вход в алтарь ‑ через так называемые Царские врата (слайд). Перед иконостасом, посередине, стоит столик со скошенной поверхностью, это аналое. На нем всегда можно видеть икону, почитаемую в данный день. Поэтому люди, приходя в храм, прежде подходят к той иконе.

В. Эту фотографию я делала совсем недавно. Узнали икону на аналое?

О. Это Пасха.

Учитель. Только название иконы не «Пасха», а «Воскресение Христово».

В. Прихожане входят в храм со свечками, ставят свечку перед праздничной иконой. А потом, куда они направляются в первую очередь ставить свечки?

О. Прихожане ставят свечки за упокой своих родных и близких.

В. А как называется этот четырехугольный столик с подставками, где горят свечи за упокой? Кто знает из вас?

(Дети не могут ответить на этот вопрос учителя).

Учитель: Этот столик, ребята, называется канун. (Демонстрируется слайд «Канун в Святотихоновской церкви»).

В. А кто-нибудь из вашего класса ставил свечки за упокой близких и родных?

(Большинство ребят подняли руки).

Учитель. Вот в следующий раз, когда пойдете с родителями в церковь, не забудьте им сказать, как называется то место в храме, где мы молимся об умерших.

ВТОРУЮ ЧАСТЬ НАШЕГО УРОКА мы посвятим экскурсии по храму. Так как мы с вами являемся жителями Давыдовского микрорайона, то и знакомиться мы будем в игровой форме с Святотихоновским храмом.

(Учитель представляет компьютерную презентацию-игру с анимацией)

(Учитель предлагает учащимся разделиться на шесть групп. Такое деление очень удобно: дети объединяются в «четверки», «тройки», при этом не надо вставать со своих мест, достаточно повернуться друг к другу).

(Учитель выдает всем группам одинаковый иллюстративный материал и разные для всех групп задания №1)

Иллюстративный материал


ЗАДАНИЯ №1 ДЛЯ ГРУПП

Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

До пострижения в монахи преподобный Серафим Саровский носил имя Прохор.

Известен следующий случай из жизни этого преподобного. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы, где жила семья, прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

Из биографии блаженной Матроны: С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Девочка чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, хотя от рождения девочка родилась слепой. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали все чаще ходить и ездить отовсюду. Привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.

Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

В феврале 1917 года в России произошла революция. Император Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви.

Святитель Тихон стал Патриархом в самое сложное для России время. Его избрание на пост патриарха Московского и всея России состоялось под грохот орудийной пальбы. Делегация священников просила большевиков прекратить стрельбу, не лить кровь не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу. Большевики категорически отказали в просьбе, пообещав, правда, сохранить Кремль.


Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу, но грамота ему не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Там он встретил чудного монаха, который молился под дубом. «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».


Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

Главным покровителем и целителем для православных христиан уже третье тысячелетие является святой Пантелеймон, усердно прочитав молитву которому больные люди выздоравливают. Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому.

Жизнь Святого Пантелеймона была очень тяжелой ‑ он исцелял людей не только лекарствами, но и силой христианской молитвы, а его за это наказывали, а позже и вовсе казнили. Но даже после своей смерти святой помогает больным и мучающимся болью людей, исцеляет их болезни и возвращает здоровье «безнадежным» больным.


Задание 1. Определите, о какой из шести икон идет речь? Покажите эту икону в раздаточном материале. Аргументируйте свой выбор.

Феодоровская икона Божией Матери ‑ почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Списки с этой иконы находятся во многих храмах России и Костромы, в частности.

Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Известна на Костромской земле с 13 века. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку ею благословлен на царство в 1613 году основатель династии Романовых ‑ царь Михаил Фёдорович.

(Учитель на задание учащимся дает 3 минуты. Дети догадались, что название некоторых икон можно прочитать на самой иконе: например, на иконах, изображающих Святителя Тихона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святую блаженную Матрону. Пантелеймона учащиеся узнали по ларцу, который он держит в руках).

(Группам учащихся, справившимся с заданием №1, педагог выдает конверты с заданием №2, текст которого нужно внимательно прочитать и, распределившись между собой в группе, познакомить с материалом всех остальных)

(Учитель на задание№2 отводит 5 минут, затем начинается игра с анимацией: любознательный человечек на слайде переходит от одной иконе к другой; ответы учащихся, чтобы было интересно детям слушать, педагог иллюстрирует слайдами. Ниже мы приводим тексты заданий с иллюстрациями, такими какими они предстали на уроке на «выходе»).

ЗАДАНИЯ №2 ДЛЯ ГРУПП

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о святителе Тихоне. Распределите между собой чтение данной информации.

В феврале 1917 года в России произошла революция. Император Николай II отрекся от престола. Наступила пора перемен и для Русской Православной Церкви.

Святитель Тихон стал Патриархом в самое сложное для России время. Его избрание на пост патриарха Московского и всея Руси состоялось под грохот орудийной пальбы. Делегация священников просила большевиков прекратить стрельбу, не лить кровь не подвергать Кремль артиллерийскому обстрелу. Большевики категорически отказали в просьбе, пообещав, правда, сохранить Кремль.

Великая любовь ко Христу, к Его Церкви и к людям проходила светлой полосой через всю жизнь и деятельность Святейшего Патриарха Тихона «Подите к патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст все, что у него есть, несмотря на то, что ему, патриарху, в его возрасте, измученному после богослужения, придется идти пешком, что и было недавно», ‑ свидетельствовал даже один из зачинщиков церковной смуты.

Но мягкость в обращении патриарха Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, особенно в защите Церкви от ее врагов. Он смело обличал большевиков в своих посланиях. Так в 1918 году патриарх Тихон писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы!»

Святейший Тихон был мудрым и опытным кормчим церковного корабля  в бурные годы.


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о Федоровской иконе Божьей матери. Распределите между собой чтение данной информации.

Феодоровская икона Божией Матери ‑ почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Списки с этой иконы находятся во многих храмах России и Костромы, в частности.

Известны следующие чудеса, связанные с этой иконой.

  1. Икона была обретена чудесным образом: костромской князь Василий, охотясь на реки Запрудне, увидел на сосне икону дивной красоты. Попытался снять ее, но не смог: икона стала подниматься все выше и выше. Тогда пригласил князь священников, с крестным ходом икону принесли в Кострому.

  2. Храм Федора Стратилата, в котором находилась икона, несколько раз горел. Икона же оставалась невредимой.

  3. Когда к городу подошли татарские полчища для очередного набега, князь Василий велел нести впереди дружины Федоровскую икону. Битва состоялась недалеко от Ипатьевского монастыря. От лика Богоматери брызнули огненные лучи, и враги бежали. Озеро, на берегу которого это случилось, с той поры стало Святым.

Икону Федоровской Божьей матери особо почитают дважды в год: 27 марта и 29 августа.


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о святом Пантелеймоне. Распределите между собой чтение данной информации.

Главным покровителем и целителем для православных христиан уже третье тысячелетие является святой Пантелеймон, усердно прочитав молитву которому больные люди выздоравливают. Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них – кому.

Жил Пантелеймон жил в Никомидии. Был такой прекрасный город Малой Азии. На иконе кареглазый, красивый юноша в желто-зеленых одеждах с красной накидкой на плечах. Кудрявые волосы обрамляют прекрасное лицо. Печальный и спокойный взгляд. Пантелеймон. Великомученик и целитель. Короткая, как огонечек свечи, жизнь.

Он был добрым врачом, подавал надежды. Ему благоволил даже император. Но красивый мальчик с вьющимися волосами нарушил тишину своего покоя и благополучия радостным и смелым возгласом: «Мой Бог – Иисус Христос! Верую!» И – начался отсчет времени в сторону нечеловеческих страданий.

Его заставляли отступиться от христианской веры и вернуться к язычеству. Ему угрожали. Его истязали. Ему сулили все богатства земли. Но светлым было его лицо и неизменно было его: «Верую!»


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о блаженной Матроне. Распределите между собой чтение данной информации.

Из биографии блаженной Матроны: Родители ее были очень бедными, не могли прокормить и первых трех детей. Еще до Рождения девочки, мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют, где дети бедняков воспитывались на средства благотворителей, но увидела вещий сон.

Еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой (с закрытыми глазами как у птицы во сне), но мать любила свое «дитя несчастное».

С семи-восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Девочка чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, хотя от рождения девочка родилась слепой. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали все чаще ходить и ездить отовсюду. Привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о преподобном Сергии. Распределите между собой чтение данной информации.

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина Кирилла, ростовских удельных князей.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу, но грамота ему не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Там он встретил чудного монаха, который молился под дубом. «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. «О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

Сергий Радонежский – основатель Троицкой обители, именно с нее стал строиться город Сергиев посад.


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте внимательно материал о преподобном Серафиме Саровском. Распределите между собой чтение данной информации

До пострижения в монахи преподобный Серафим Саровский носил имя Прохор.

Известен следующий случай из жизни этого преподобного. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы, где жила семья, прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Добровольно принял пустынножительство: ушел в уединенную келию и стал жить один, в молитве. Видя, сколь много в жизни зла, 1000 дней и ночей стоял на коленях и молился за людей. 15 лет Серафим Саровский пребывал в уединении.

(Учитель подводит итоги игры, благодарит детей за активное участие)

Учитель. Сегодня мы с вами познакомились с Святотихоновским храмом нашего микрорайона. Думаю, что те, кто ни разу не был в нем, после нашей игры с удовольствием посетят с родителями эту церковь и смогут быть экскурсоводами по иконам для своих близких. Знакомство с иконописью, раскрывающей жития святых, преподобных, раскрывает мысль о том, что истинно, глубоко верующие люди, какими являются канонизиованные образы, которые мы рассматривали, могут служить примером благочестия, мужества, милосердия, терпения.

Мы с вами сегодня осознали, что храм – это корабль спасения душ человеческих, потому что без веры в Бога человеку очень трудно приходится в жизни, а образы преподобных, святителей, святых блаженных – это кормчие, ведущие корабль по правильному пути, в тихую пристань.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Храм – корабль спасения

Автор: Петрикина Юлия Андреевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Сценарий конкурса "Мой храм" "
    ["seo_title"] => string(29) "stsienarii-konkursa-moi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "140314"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417937538"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130537"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415912892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок истории, 8 класс "Крымская война" "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-istorii-8-klass-krymskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "130546"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415913662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства