Данный урок проводится с целью воспитания интереса, любви и уважения к музыкальной культуре своего народа, продолжения накопления сведений о народной музыке, развития умения воспринимать музыку, музыкальный слух, памяти, чувства ритма. Учащиеся знакомятся с творчеством своего народа : песнями, традициями, танцами, хороводами. Этот урок учит учащихся усидчивости, любознательности, умению работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Единство традиций двух народов»
Урок
«Единство традиций двух народов»
Хазиева А.З.,
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
МБО ДО ЦДТ г. Азнакаево
Цель:
- приобщение детей к народному творчеству двух народов.
Задачи:
наблюдение над произведениями русского и татарского народного творчества;
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
способствовать развитию интереса к народному творчеству;
совершенствовать коллективные формы работы.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы хотим пригласить вас в волшебную страну, которая называется «Маленькая страна». В этой стране царит мир игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, а жители этой страны все старательные, талантливые. Как и в любой стране, там тоже живут разные народы, и они с большим интересом и уважением относятся к творчеству других народов.
Сейчас вы все превратитесь в жителей этой волшебной страны и познакомитесь с творчеством этих народностей.
Учитель 2: Народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
– Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к народному творчеству?
– Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
– Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
– Все эти произведения называются народным творчеством.
– Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
– Кто является их автором?
Учитель 2: Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Сегодня мы постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.
– Кто знает какие-нибудь скороговорки?
Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку.
– У осы не усы, не усищи, а усики.
А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.
– грустно;
– радостно, громко, торжественно.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Сделал дело…
Любишь кататься…
Не имей 100 рублей…
В гостях хорошо…
Кто много читает…
Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов.
Труда – пруда
Время – потехе
Броду – воду
Молодцы, пословицы знаете хорошо.
Частушка – это удивительный мир. Новых сказок, былин уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют и взрослые и дети.
Впервые появилась частушка в середине XVIII века. Это было очень давно. И теперь люди во время свадеб, гулянок, праздников, ярмарок часто поют частушки. Часто частушка исполняется под аккомпанемент гармонии или балалайки, но исполнить ее не сложный мотив можно на любом музыкальном инструменте.
(Исполнение русских народных частушек)
Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.
С появлением человечества люди начали петь песни. Существует так много видов народных песен, что трудно определить, что это такое. Первоначально народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти явления.
Исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот»
Как у наших у ворот
Муха песенки поет
Ай, люли, вот поет (2р.)
Комар музыку ведет,
Стрекоза плясать пойдет.
Ай, люли, вот идет(2р.)
Стрекоза плясать пошла.
Муравья с собой взяла.
Ай, люли, вот идет. (2 раза)
Муравейка милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, ты со мной .(2 раза)
Уж, я рад бы поплясать,
Да устал я, мне не встать.
Ай, люли, мне не встать.(2 раза)
«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» - такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. И для русского и для татарского народа деревянные ложки, являлись принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек.
В дальнейшем, сообразительный народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Ложки развивают мелкую моторику рук (пальцы и кисти),внимание. А мелкая моторика связана с мыслительной деятельностью.
Игра на ложках
– “Әпипә!”, татар халык биюе,
– попурри на тему народных плясовых
Творчество каждого народа – устное, музыкальное, изобразительное – очень тесно переплетены между собой, так как там отражается жизнь народа, его труд, влияние природы.
Я надеюсь, что вам понравилась в этой волшебной стране. Давайте попробуем сказать – что такое творчество – это от слова творить, фантазировать, придумывать. Это сказки, былины, песни, танцы, загадки, скороговорки, пословицы и т.д. это все, что придумано людьми, народом. И мы можем сделать вывод – что творчество – это творения народа. Вы теперь хорошо знаете, что такое народное творчество и вы с большим уважением будете относиться к творчеству других народов.
Наше занятие подошло к завершению. А теперь нам прощаться пора. Пожелаем удач. Новых творческих сил вам, ребята!