Цель: раскрыть ценность «внутренний покой» через проявление качеств человека «доброта», «понимание и честность»
Задачи:
- раскрыть значение понятий «доброта», «честность и понимание»;
- Развивать умения рассуждать и объективно оценивать поведение детей и героев в разных житейских ситуациях;
- воспитывать ответственность за чистоту своих мыслей, слов и поступков, стремление быть честными, добрыми с собой и окружающими людьми,.
Ресурсы: (материалы, источники, учебники, плакаты, слайды, иллюстрации, музыкальное сопровождение)
Ход урока:
1. Орг.момент. (3 минуты)
Добрый день, ребята!. Я рада видеть всех Вас. Давайте друг другу улыбнёмся! Пусть день у Вас будет удачным!
Позитивный настрой. Минутка тишины.
ТИХО ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Нур)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Карины, Вити, Динары, Султана, Арслана и т.д. (Учитель перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, Матушку-Природу, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашем классе (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру и расскажет, какие вы замечательные, умные, добрые дети . Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашему классу, вашему другу и всему человечеству счастья , благополучия и добра. Откройте глазки. Вздохните. Молодцы!
2. Проверка домашнего задания. (3 минуты)
- О какой общечеловеческой ценности мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Дома вы читали рассказ…Какой? (Два пирожных)
- О ком этот рассказ?
- Что попросила мама сделать девочек?
- Какой оказалась Оля? Почему важно стремиться помогать другим?
- Что же поняла Наташа?
ВЫВОД: любой труд с любовью приносит человеку радость.
3. Позитивное высказывание (цитата). (2минуты)
Мы продолжаем говорить о доброте. Но сегодня узнаем, какой дорогой к ней ближе прийти. Посмотрите на интерактивную доску.
Добрые дела сердце греют. (Казахская пословица)
- Почему так в народе говорят?
Давайте хором прочитаем ещё раз эту замечательную казахскую пословицу.
4. Рассказ притчи с видео роликом (беседа).
ТВОРИ ДОБРО!(5 минут)
"Продаются щенки" - гласило объявление на двери зоомагазина. Вскоре возле него остановился маленький мальчик.
— Сколько стоят ваши щенки? — спросил он.
— От 1000 рублей, - ответил хозяин магазина.
Малыш полез в карман и вынул мелочь.
— У меня есть 500 рублей, — заявил он. — Можно мне посмотреть на щенков?
Хозяин улыбнулся и свистнул. Из будки вышла собака Леди, а за ней - пять крошечных комочков меха. Один значительно отставал, прихрамывал. Малыш выделил его:
— А что случилось с этой собачкой?
Владелец магазина объяснил, что ветеринар осмотрел щенка и обнаружил искривление тазобедренной кости, так что он навсегда останется хромым. Мальчик оживился:
— Я хочу купить именно этого щенка.
— Нет, зачем он тебе? Если ты действительно хочешь забрать этого щенка, я отдам тебе бесплатно.
Мальчик был огорчен. Он посмотрел прямо в глаза мужчины и сказал:
— Я не хочу, чтобы вы отдавали мне его просто так. Эта собачка стоит столько же, сколько и остальные. Я заплачу полностью. Сейчас я отдам вам 500 рублей, а потом каждый месяц буду приносить по 250 рублей, пока не уплачу за него.
Владелец магазина возразил:
— Понимаешь, он никогда не сможет бегать, прыгать, играть с тобой, как другие.
В ответ на это малыш нагнулся и закатал штанину. Мужчина увидел сильно изуродованную ногу, которую поддерживала металлическая скоба. Мальчик взглянул на владельца магазина и тихо сказал:
— Я и сам плохо бегаю. Мне нужен такой друг и щенку тоже. Мы с этой собачкой поймем друг друга.
Ребята что вы поняли из это притчи?
5. ИГРА: (5 минут)
- Ребята, мы с вами сказали, что добрый человек совершает хорошие поступки. Давайте поиграем. Если я называю хорошее качество – хлопаете в ладоши, плохое – опускаете головки и отрицательно качаете головой.
Начинаем:
-добрый человек всегда помогаем маме;
- делает зимой для птиц кормушки;
- всегда говорит правду;
- стреляет в птиц из рогатки;
- всегда чувствует, кому нужна помощь;
- обзывает близких друзей;
- со всеми всем делится;
- не отказывает в помощи в трудную минуту.
Молодцы! Скажите вы чаще хлопали или отрицательно кивали?
А какие ещё ценности вы в этой игре вспомнили?
ВЫВОД: когда человек совершает правильные поступки, ему не о чем переживать и волноваться. Он спокоен. У него «Душа на месте»
6. Творческая деятельность, групповая работа. (15минут) -Ребята, почтальон Печкин принёс нам письмо. Интересно, что в нём? Но, прежде чем открыть конверты давайте разделимся на группы, подойдите к моему столу и выберите рисунок, который вам нравится (сердечки, солнышко, цветы). Хорошо ребята, а теперь каждый сядет к своей группе. И ещё ребята в конце нашей работы я попрошу оценить друг друга смайликами.
Можно открыть конверты и посмотреть что в них. (Ребята зачитывают свои письма)
- Это, ребята, Царь доброты и он прислал вам задания связанные с нашей темой давайте –ка, попробуем выполнить их.
1 группа Создать постер на тему Твори добро!
2 группа Соберите пословицы о доброте.
3 группа Разыграйте сценку на тему «Добрый поступок».
Оценивание друг друга.
5. Игра: «Угадай сказку» (6 минут)
Герои сказок тоже могут нас чему-то доброму научить. Чему, узнаем поиграв.
Класс делится на 3 группы. Группы получают карточки со словами. Каждая группа должна угадать , о какой сказке идёт речь, назвать её. И ответить на вопрос.
1 ГРУППА:«Тыква, Кактус, тюрьма, ключи, профессор Груша,граф Вишенька». (Д.Родари «Чиполлино) (появляется иллюстрация к сказке)
ВОПРОС: Какие качества делают их внутренний мир спокойным? (дружба, взаимовыручка, понимание, борьба против зла)
2 ГРУППА: «Каморка, очаг, театр, пудель Артэмон, Мальвина, папа Карло» (А.Н.Толстой «Приключения Буратино») (иллюстрация к сказке)
ВОПРОС: Что помогло главному герою стать лучше? (трудолюбие, дружба, доброта и честность)
3 ГРУППА: «Лианы, мальчик, джунгли, Багира, волки, Ка, медведь" (Р.Киплинг «Маугли»)
ВОПРОС: Каким ценностям учили друзья-животные главного героя? (силе-воле, человечности, справедливости, помогать дру гим, заботится)
Ребята, что объединяет всех этих героев?
- В каждом из вас, ребята, есть искорка доброты. Она как маленькое солнышко, освещает всё вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолюбия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее.
Мир держится на душевном тепле.
6. Групповое пение. (2 минуты)
«Добрый друг» из мультфильма «Кот Леопольд»
7. Домашнее задание. (1 минута)
-Чтобы в душе было спокойно, надо всегда выполнят всё по совести.
А как это сделать? Что бы вы не забыли наш сегодняшний разговор, дома прочитаете рассказ «Обыкновенный человек». Это поможет вам продолжить прокладывать «ДОРОГУ ДОБРА»
8. Заключительная минута тишины. (2минуты)
ТИХО ВКЛЮЧАЕТСЯ МУЗЫКА.
Закройте глаза. Можно положить голову на парту. Вспомните все хорошие качества сегодняшних наших гостей.
Пусть они останутся с вами.
Откройте глазки, поднимите головы.
Спасибо за урок. Всем доброго дня!