Педагогические задачи: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов ; способствовать развитию монологической речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города ; осознавать ответственность за свои поступки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий ; знаково - символические – использовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов ; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города ; логические – строить рассуждения.
Регулятивные : контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образными ( рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно – логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: управление коммуникацией -осуществлять взаимный контроль ; взаимодействие- строить монологическое высказывание.
Личностные: самоопределение- демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни ; нравственная- этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях.
Средства обучения: компьютер, презентация о дорожных знаках, таблицы, модель светофора, рисунки учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Безопасность наших детей »
Тема внеклассного занятия: Регулировщики дорожного движения
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Сформировать у детей понятие о регулировщиках дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье», изображения дорожных знаков, иллюстрации с изображением разных видов светофоров, изображение постового.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивация.
Мы продолжим изучать азбуку безопасного поведения на дороге. Изучать и знать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности и не мешать движению транспорта на дорогах.
Пешеход на улице должен быть очень внимательным. Он должен замечать всё вокруг себя и быстро реагировать на ситуацию, иначе не избежать беды. Для того, чтобы наше занятие прошло с пользой для каждого, вы должны быть сейчас тоже очень внимательны.
Проведём игру-тест «Да – нет» на внимание и быстроту реакции.
Я буду быстро задавать вопросы, а вы так же быстро должны ответить «да» или «нет».
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
- Что хотите – говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
- Что хотите – говорите, мы бежим всегда так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите – говорите, на знаке «Здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
2. Сообщение темы занятия
Теперь я вижу, что вы готовы к нашему занятию. Сегодня мы вспомним, кто помогает пешеходам и водителям на дороге, регулирует дорожное движение, следит за соблюдением правил дорожного движения. А также мы поучимся вести себя на дороге. Тема нашего занятия: Регулировщики дорожного движения.
3. Актуализация знаний и сообщение новых сведений о регулировщиках дорожного движения.
Упражнения на знание ПДД.
а) Сообщение новых сведений о постовом – инспекторе дорожного движения.
Отгадайте загадку:
Встаю я вместе с солнышком
И позже всех ложусь.
Я на посту ответственном
Все время нахожусь.
Старайся быть внимательным,
Спеши, не торопясь,
Чтоб случая несчастного
Не числилось у нас.
Идут спокойно граждане,
Течет машин поток.
И если все по правилам,
Не слышен мой свисток.
О ком идёт речь в загадке?
Это – Регулировщик, постовой, инспектор дорожного движения.
(Демонстрация иллюстрации).
Кто видел, как работает регулировщик.
Какое приспособление есть у него? (жезл)
Регулировщик управляет машинами на дороге, изменяя положение тела и выполняя определённые жесты руками, движения жезлом. Это язык регулировщика, при помощи которого он указывает водителям можно ехать или нет, и в каком направлении можно двигаться.
Рассмотрим некоторые команды регулировщика:
Показывает один из учеников.
- Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено, водитель – стой!
- Регулировщик поднял жезл вверх - внимание, водитель, приготовься к движению.
- Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение.
Регулировщик работает там, где нет других средств управления дорожным движением.
б) Сообщение новых сведений о дорожных знаках.
Посмотрите на картину В. Васнецова «Витязь на распутье». На развилке дорог остановился в раздумье перед камнем былинный богатырь. На камне высечено:
«Прямо поедешь – голодать, холодать тебе;
налево свернёшь – сам останешься жив, а коня потеряешь;
направо свернёшь – сам будешь мёртв, а твой конь останется жив».
Конечно, сюжет картины сказочный, но в каждой сказке есть доля правды. Оказывается, что эти надписи на волшебном камне не что иное, как дорожные знаки, которые указывают герою сказки на направление движения.
Дорожные знаки – это тоже регулировщики дорожного движения. Их использование очень удобно.
Ведь не везде на дороге можно поставить постового, а знак можно повесить где угодно.
Из сказочного сюжета вы уже поняли, что знаки на дорогах появились давно, в древнем мире. Только они выглядели не так, как сейчас. Это были камни, простые или с различными изображениями (например, животных), зарубки на деревьях, особым способом надломленные ветки. Но все они выполняли одинаковую работу: указать, предупредить, запретить, обратить внимание. В Древнем Риме во времена императора Августа тоже применялись дорожные знаки. Учёные нашли там дорожный знак «Уступи дорогу», похожий на современный. В той же Италии, на крутом повороте одной из дорог, нашли древний камень с предупредительной надписью: «Это место является опасным». Наши предки – славяне тоже применяли камни для различных обозначений на дорогах, пользовались ветками и сучьями, делали зарубки на деревьях. В России официальные дорожные знаки появились в 1909 году, когда в стране уже имелись автомобили.
Тут поднялся - там сошел, (Наземный пешеходный переход)
Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти! ( Идут ремонтные работы)
Где увижу знак такой,
Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде! (Ездить на велосипеде запрещено)
Детвора, дома, газоны,
Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак - “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель будь, смотри,
Аккуратней раза в три. (Водитель, внимание! Дети!)
Сейчас мы с вами познакомились не со всеми дорожными знаками. Их гораздо больше. На следующем занятии мы подробнее поговорим о них.
в) Закрепление знаний и сообщение новых сведений о светофоре.
Не только знаки дорожного движения устанавливают на дорогах, но ещё и это приспособление...
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? (Светофор).
Послушайте, какая история произошла однажды в лесу:
С. Михалков “Бездельник Светофор”.
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принес его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ежик:
Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
И если он не будет,
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
Я с Ежиком согласен! -
Сказал, зевая Волк. -
А если б он работал.
Какой в нем был бы толк.
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зеленый,
Стоять на красный свет!
- И я, - сказал Зайчишка, -
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу.
У нас, - Лиса сказала. -
Порядки здесь свои,
И нам на перекрестке
Не нужен пост ГАИ!
Мне тоже он не нужен!
Сказал из норки Крот.
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Услышав над собою
Разумные слова,
Я вообще летаю!
Прогукала Сова.
Осталось всё как было.
Шумит дремучий бор…
Качается на ветке
Бездельник светофор…
Почему автор назвал так своё стихотворение?
Могут ли от светофора отказаться люди?
Почему? Для чего нужен светофор людям?
Верно: Светофор - это ещё один регулировщик дорожного движения, устройство, которое своими световыми сигналами регулирует дорожное движение: разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.
Послушайте, как об этом сказал автор, заканчивая стихотворение.
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки, не кроты
Хожу я на работу,
А в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Включив огни свои,
И нам на перекрестках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зеленый,
Стоять на красный свет.
Первый светофор появился в 1868 г. в Лондоне перед зданием парламента. Назывался он «семафор» и имел только два световых сигнала: зеленый и красный, желтого сигнала не было. Светофор был похож на часы с круглым циферблатом, разделенным на секторы красного, желтого и зеленого цветов. На циферблате устанавливалась стрелка, которую регулировщик поворачивал вручную. Если стрелка попадала на красный цвет, то движение запрещалось, на желтый - надо было подождать, а зеленый цвет означал, что путь свободен.
Позже появились электрические светофоры.
Расскажите, как действует современный светофор, как вы будете переходить дорогу на светофор?
Прочитайте, что об этом записано в правилах дорожного движения.
Обратите внимание на то, о чём вы не сказали.
Правила перехода дороги в месте, где установлен светофор.
1. Остановись на краю тротуара, (не наступая на бордюр), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Дождись зеленого сигнала светофора.
3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.
4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт, если ты переходишь дорогу на повороте.
5. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
6. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.
7. Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал, и транспортные средства справа стоят.
8. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа.
Основные сигналы светофора – зелёный и красный горят приблизительно минуту. За это время пешеход должен успеть перейти дорогу. На очень широкой дороге есть специальная разметка – островок безопасности.
Кто знает, что это такое?
В каком месте дороги он располагается? (Показ иллюстрации)
Кому и зачем он нужен?
Вспомните правила перехода улицы. Если нет островка безопасности, а ты не успел перейти улицу на разрешающий сигнал светофора, где можно подождать, пока опять не загорится зелёный сигнал светофора?
А сейчас мы потренируемся выполнять команды светофора.
Игра «Светофор». Каждый из вас на дороге является пешеходом, поэтому, вы изобразите при помощи пантомимы, что делают пешеходы, когда видят сигналы светофора: идут (дети изображают ходьбу на месте), стоят (дети стоят), или готовятся идти (дети поднимают ногу).
Сигналы светофора показывает учитель.
Светофоры бывают разные, но работу они выполняют одну и ту же.
Расскажите, какие светофоры вы видели на проезжей части?
Светофоры бывают односторонние, двух-, трех-, четырехсторонние. Трёх- и четырёхсторонние светофоры устанавливаются на перекрёстках, там, где пересекаются три или четыре дороги, чтобы всем были хорошо видны сигналы светофора. Для регулирования движения пешеходов применяются светофоры двухцветной сигнализации, имеющие вверху красный, внизу зеленый сигналы с нанесенными на них силуэтами пешехода.
Рассказ учитель сопровождает показом иллюстраций.
4. Итог. Рефлексия.
Напиши о своих впечатлениях, которые у вас остались от занятия. Используй только три-четыре слова, которые выражают твои чувства, мысли о сегодняшнем занятии.