kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа на тему: "Детская беспризорность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - беспризорность и безнадзорность. В юридической литературе все большое значение приобретает термин безнадзорность. И только ею объясняется причина ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Детская беспризорность"»

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Центр содействия семейному воспитанию «Петровский»















Беседа на тему:

«Детская беспризорность»



Разработала:

воспитатель Рафикова Р.Ю











С. Петровское, 2022

Беседа на тему: «Детская беспризорность».

Цели:

- актуализация знаний обучающихся о детской беспризорности и безнадзорности;

- познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых, направлено на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- определение причин ухода ребенка из семьи;

- учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их;

- формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- плакаты с картинками;

- презентация.

Форма классного часа:

- в виде беседы.

Ход занятия:

- вступительное слово учителя,

- рассказ учителя.

Понятие детская беспризорность.

Еще в 80-е гг. Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам, созданная вне рамок ООН, обратила внимание на так называемых детей улицы. В этом докладе они именовались беспризорниками.

Отличительной чертой нашего времени является отсутствие четких границ между дефинициями - беспризорность и безнадзорность. В юридической литературе все большое значение приобретает термин безнадзорность. И только ею объясняется причина ухода детей на улицу, совершение подростком противоправных действий.

В ФЗ от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присутствуют 2 термина: безнадзорный и беспризорный.

Ст. 1 ФЗ безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания.

Безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Педагогическая наука обращает внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, которая состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Отсутствие именно такого надзора чревато всякого рода неприятностями, иногда даже трагическими, когда уже возникают проблемы правового характера, в том числе, связанные с детской беспризорностью.

По общему правилу, безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. В 20-е гг. исследователи отмечали, говоря о беспризорности, она, будучи подобной, длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Начальную стадию этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной стадией становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус.

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Далее охарактеризуем понятие беспризорности через его отличительные признаки.

Дохристианская и христианская Русь.

В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах всем миром. С принятием христианства начинается и гос. политика заботы о детях. Ст. 99 Русской правды вменяла обязанности опекунам заботится о сиротах.

XVI в.

Государственная политика призрения сирот начинается со времен Ивана Грозного. Сиротскими домами ведал Патриарший приказ. В 16 в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище, «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать церкви. Родителям предписывалось детей «любить и беречь и страхом спасать, уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать».

XVII в.

Петр I поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных. Были сиротские монастыри. Одним из таких сиротских монастырей был Новодевичий.

В июне 1718г. Петр I издает указ, по которому было велено малолетних и нищих ребят посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». А т.к. госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а кому было 10 лет и более - в матросы.

При Екатерине I существовали воспитальные дома и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения».

XIX в.

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. Русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, защиты детей, оставшихся без родителей.

Деятельность общественных организаций была направлена на решение вопросов, связанных с защитой детей от развращающего влияния тюрем, создания спец. учреждений для несовершеннолетних осужденных.

Советский период

После октябрьской революции в 1917г. заботу о детях сиротах государство взяло на себя.

Гражданская война и её последствия.

Резко увеличилось число беспризорных детей после Первой мировой войны и Гражданской войны. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим - в 1922 году было 7 млн беспризорников.

Решение проблемы беспризорности было объявлено политической задачей:

- В 1919 году образован Государственный совет защиты детей во главе с Луначарским.

- 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей - «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Дзержинским.

Решением проблемы занимались другие организации - Народный комиссариат просвещения РСФСР, социальные инспекции на местах, «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям».

В 1926 году приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, детские городки. Мероприятия по борьбе с беспризорностью включали и помощь на дому, помещение детей в крестьянские семьи, организация опеки, районных мастерских с школами и клубами при них для детей.

К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных, а 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей и воспитание детей.

Отечественная война и послевоенные годы.

С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность.

Были приняты постановления СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года и «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» от 15 июня1943 года. Постановления определяли меры по решению проблемы беспризорности.

В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» от 8 апреля 1952 года.

В этот период слово беспризорники исчезает со страниц периодической печати и официальных документов. Считалось, что имеются лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или детских домов.

1990-е и 2000-е годы.

Новый рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.

Одними из причин в это период являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.

Говорят, что более 100 тыс. беспризорных детей, безнадзорных - около 1 млн.

По данным Генерального прокурора в 2002 году в России насчитывалось от 2 до 3 млн беспризорных.

По словам министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, Россия «переживает третью волну беспризорности несовершеннолетних после Гражданской и Великой Отечественной войн». По приблизительным данным МВД, на 2005 год в России более 700 тыс. детей-сирот, 2 млн подростков неграмотны, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. На каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка.

Правовое регулирование.

Ст.3 ФЗ от 24 июня 1999г. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на:

- Конституции РФ (соц. права граждан);

- общепризнанных нормах международного права (Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека);

- настоящего ФЗ и других федеральных законов (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

- иных нормативных правовых актов РФ (Постановление Пра-ва Москвы от 12.02.2002 №122 О неотложных мерах по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в Москве; Постановление Пра-ва от 24.04.2001 №403 «О программе молодежь Москвы» на 2001-2003 гг.: говорится о проведении комплексных социологических исследований по проблемам беспризорности; Пост. Права Москвы от 2.07.2002г. «488 О гос. поддержке детского движения Москвы: говорится о проблеме беспризорности в обществе);

- законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.




Также разрабатываются различные программы, например, окружная программа «О дополнительных мерах по профилактике детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных проявлений несовершеннолетних на территории ЮЗАО» (распоряжение префекта от 12.04.2002. №426).

Система органов.

Ст. 4 ФЗ-120. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

Вывод.

С беспризорность нужно бороться, стремится к уменьшению числа беспризорных. Для этого должны проводится различные социальные программы, которые могут помочь в борьбе с беспризорностью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Беседа на тему: "Детская беспризорность"

Автор: Рафикова Регина Юнировна

Дата: 12.03.2022

Номер свидетельства: 602048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Акция "Сообщите, где торгуют смертью""
    ["seo_title"] => string(40) "aktsiia_soobshchite_gde_torguiut_smertiu"
    ["file_id"] => string(6) "569605"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1610213476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»"
    ["seo_title"] => string(70) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassietiemalpantielieievchiestnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "271526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451579879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "конспект урока внеклассного чтения по разделу "Мои друзья" (на основе произведения В. А. Осеевой "Добрая хозяюшка"). "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-po-razdielu-moi-druz-ia-na-osnovie-proizviedieniia-v-a-osieievoi-dobraia-khoziaiushka"
    ["file_id"] => string(6) "127558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415341363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства