Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
с. Ташла Тюльганского района»
«Дети войны»
Выполнила: Григорьева Светлана Владимировна
2019 год
Цель:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;
Задачи:
Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
Коррекция речи учащихся;
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Предварительная работа:
Материалы:
Ход занятия:
(слайд 2 )
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Учитель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн – Великая Отечественная война. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
(слайд 3) читает Сессин С
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость прошлых лет…
Читает Тикенов Ж
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(слайд 4)
Всюду висели плакаты, призывающие идти на фронт добровольцами.
Звучит фонограмма «Вставай страна огромная»
(слайд 5)
(слайд 6)
В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные в сарай старики, женщины, дети.
Это сделали фашисты.
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
На небеса.
«Я - Анна, Анна, Анна!»
издалека…
«О, где ты, мама, мама, мама?»
издалека…
(слайд 7)
Блокада… далёко это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г и длилась по 27 января 1944г (872 дня)
(слайд 8)
ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ, один из самых трагических символов блокады 1941-44 г.
Читает Вотяков Ж
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка - ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 872-дневной фашистской блокады (1941-1944 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом.
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
После смерти матери девочка осталась круглой сиротой, в мае 1942 была определена в детдом № 48.
«Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, у станков, ложились и уже не вставали.
(слайд 9) «Дорога жизни»
Доро́га жи́зни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни. По ней шла эвакуация жителей Ленинграда и доставка продуктов в Ленинград.
Читает Калдаев М.
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чём – то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут.
Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
(слайд 10)
Читает Чигирева К.
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не оборонил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(слайд 11)
Читает Крутов О.
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
(слайд 12,13,14,15),
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи.
(слайд 16).
В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд 17) «Бомбоубежище»
(слайд 18)
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, проводили над ними медицинские опыты. Когда не справлялись с людским потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
(слайд 19,20,21)
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Читает Бобков С.
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
(Слайд 22)
Лёня Голиков; родился 17 июня 1926, д. Лукино, Новгородская область — подросток-партизан, Герой Советского Союза.
Окончил 5 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино.
Когда началась война он стал разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады.
Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков» неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В донесении командира отряда указывалось, что Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра, однако после этого, в 1943—1944 годax генерал Виртц командовал 96-й пехотной дивизией, а в 1945 году был взят в плен американскими войсками. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Героя Советского Союза.
24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.
Зина Портнова родилась 20 февраля 1926, в Ленинграде — советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Герой Советского Союза.
С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (Белоруссия), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. После пыток расстреляна в тюрьме города Полоцке.
Валя Котик - юный партизан-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории Каменец-Подольской области Украинской ССР; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовка. Окончил 5 классов средней школы в районном центре - городе Шепетовке.
С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка ныне Хмельницкой области Украины.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени.
Марат Казей родился 29 октября 1929 в деревне Станьково Дзержинского района Белоруссии.
Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд
Марат был разведчиком штаба партизанской бригады. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и 'За боевые заслуги'.
11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев неподалеку от деревни Хоромецкое Узденского района Минской области. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.
В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.
(слайд 23) Мальчик с автоматом
Читает Сесин С.
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Читает Баукова Л.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
(слайд 24)
Ребята, а почему в эти дни мы вспоминаем обязательно о Великой Отечественной войне?
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает.
Наша страна, наша Родина дала отпор всем врагам. И мы гордимся тем, что мы родились здесь, что живём в России и помним всех тех, кому обязаны нашей свободой, независимостью…
Подведение итогов.