Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
Коррекция речи учащихся;
Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Предварительная работа:
чтение художественных произведений о детях войны, о событиях Великой Отечественной войны.
Материалы:
видеопроектор;
мультимедийная презентация «Дети войны»;
фонограмма «От Советского ИнформБюро»
Ход занятия:
(слайд 1 - 2)
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Учитель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость прошлых лет…
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
(слайд3.4)
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
(слайд 5)
В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные в сарай старики, женщины, дети.
И этот звон болит во мне.
Перед симфонией печали
Молчу и плачу в этот миг.
Как дети в пламени кричали!
И до сих пор не смолк их крик.
Над белой тишиной Хатыни
Колокола, как голоса
Тех,
Что ушли в огне и дыме
За небеса.
«Я - Анна, Анна, Анна!»
издалека…
«О, где ты, мама, мама, мама?»
издалека…
(слайд 6,7)
Блокада… далёко это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
(слайд 7)
ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ, один из самых трагических символов блокады 1941-44 - После смерти матери девочка осталась круглой сиротой, в мае 1942 была определена в детдом № 48 Смольнинского р-на, в авг. того же года эвакуирована в Горьковскую обл., где умерла от прогрессирующей дистрофии в пос. Шатки (в 1972 на могиле открыт пам.).
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка - ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ленинград в тисках блокады,
У ворот ликует враг,
Дует ветер, давит мрак.
От коптилки не согреться.
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника.
(слайд 8)
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.» «Умерли все». «Осталась одна Таня».
«Ленинградские дети»… когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, у станков, ложились и уже не вставали.
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чём – то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое, но двое не дышат.
Я знаю, не встанут.
Я всё понимаю…
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
Девчонка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не оборонил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(слайд 9)
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах (слайд 10,11,12.13), дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. (слайд 14.15,16,17).
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
(слайд 18)
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда не справлялись с людским потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
(слайд 18, 19,20,21,22)
Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в бою они умели Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
(Слайд 24)
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Погиб 24 января 1943 года в неравном бою.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами. Была расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.
Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
(слайд 24)
Давно уж бои отгремели, Но время не вычеркнет нет! Мальчишку в солдатской шинели Неполных пятнадцати лет.
(слайд 24)
Сколько храбрых сердец молодых Беззаветно служили народу Пионеры и тысячи их Кто погиб за страну и свободу. Их могилы ты всюду найдешь На дорогах минувших пожарищ. Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь, То сними свою шляпу, товарищ!
Ребята, а почему в эти дни мы вспоминаем обязательно о Великой Отечественной войне?
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
Нашей стране не раз приходилось воевать с агрессорами, нападавшими на нашу страну. Давайте вспомним Древнюю Русь. Наша страна выдержала нашествие монголо – татар, немецких крестоносцев, шведов. В 1812 году защищались от нашествия Наполеона. В Первую Мировую войну (1914г.) на нашу страну напали немецкие оккупанты. Во Вторую Мировую вновь нашествие фашистской Германии… Но наша страна, наша Родина дала отпор всем врагам. И мы гордимся тем, что мы родились здесь, что живём в России и помним всех тех, кому обязаны нашей свободой, независимостью…