kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знакомство с понятием стресс и пути его преодоления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с понятием стресс;

Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса;

Определить круг эмоционально значимых проблемных ситуаций, способствовать выработке эффективных моделей поведения в них;

Расширить и углубить информацию о зависимом поведении, сделать ее более полной и дифференцированной;

Способствовать формированию у подростков установок здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с понятием стресс и пути его преодоления".»

Схема тематического планирования (план-конспект занятия).


    • МБОУ ДОД ЗМР РТ ЦВР

    • «Самостоятельные дети»

    • 12-18 лет 1 год обучения;

    • Мартышина Екатерина Юрьевна;

Название темы

Знакомство и понятие стресса. Способы преодоления стресса.

Цель занятия

Формирование представления о стрессе и способах его предупреждения и преодоления.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием стресс;

Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса;

Определить круг эмоционально значимых проблемных ситуаций, способствовать выработке эффективных моделей поведения в них;

Расширить и углубить информацию о зависимом поведении, сделать ее более полной и дифференцированной;

Способствовать формированию у подростков установок здорового образа жизни.

Метод обучения

Беседа, дискуссия, упражнения, тестирование.


Форма обучения

групповая, индивидуальная

Тип занятия

Обучающий

Оборудование и основные источники информации

Ручки, тетради, мел, доска, мяч, тест(вопросы).

Ход занятия.

  • Вводная часть урок(20мин.)

- Повторение пройденного материала. Как нужно относится к критике.

  • Основная часть урока (60 мин.)

- Упражнение «Стаканчик»

- Понятие «Стресс»

- Признаки стресса

- Упражнение «Копилка проблем»

- Стадии развития стресса

- Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо»

- Способы борьбы со стрессом:

- Дискуссия «Применимы ли психоактивные вещества, в качестве средства справиться со стрессом?»

- Упражнение «Лимон»

- Упражнение « Визуализация»

  • Заключительная часть урока (20 мин.)

- Тест: Умеете ли Вы справляться со стрессом? »

- Рефлексия

Ход занятия.

Добрый день! Ребята, как ваши дела? Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Стресс», как поступать в стрессовой ситуации, а так же поговорим о способах преодоления стресса. Давайте вспомним одну из тем прошлого занятия как реагировать на критику? (ответы детей)

Хорошо, а как вы считаете, критика может повлиять и вызвать стрессовую ситуацию? (ответы детей). Конечно, может, поэтому нужно быть уверенным в себе и не поддаваться критике со стороны.


Упражнение «Стаканчик»

Цель: моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, работа с переживанием стресса, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации.

Педагог ставит на ладонь стаканчик (пластиковый, одноразовый) и говорит участникам группы следующее:

«Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей. В него вы можете положить то, что вы любите и чем очень дорожите. Напишите на листочках чувства, мечты и желания и положите эти листочки в стаканчик».

На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент педагог резко сминает этот стаканчик и спрашивает: «Как вы считаете, что сейчас произошло? Что вы почувствовали? Что вам захотелось сделать? Когда возникают такие же чувства?». Подростки подводятся к понятию стрессовой ситуации: «То, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми.


Стресс - это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникнуть дрожь и т.д.



Пример: Как вы думаете, как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (ответы детей)

Разные люди будут вести себя по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни слова.


Какие признаки стресса вы знаете? (ответы детей)

Признаки стресса

  • тревога,

  • страх,

  • напряжение,

  • неуверенность,

  • растерянность,

  • подавленность,

  • беззащитность,

  • паника,

  • бледность или краснота,

  • учащение пульса,

  • дрожь,

  • потливость,

  • сухость во рту,

  • затруднение дыхания,

  • расширение зрачков,

  • мышечная скованность,

  • трудности глотания,

  • желудочный спазм.


Бывали ли вы в стрессовой ситуации? (ответы детей)


Упражнение «Копилка проблем»

Цель: выявить наиболее значимые для подростков стрессовые ситуации, помочь им осознать и проанализировать эффективные и неэффективные способы решения этих ситуаций.

Для выполнения упражнения потребуется коробка средних размеров с отверстием для писем.

Напишите проблему, или стрессовую ситуацию, и отпустите в ящик.

Теперь каждый из вас вытянет листок наугад, и предложит свой способ решения проблемы. Остальные так же могут подключиться к обсуждению.

На доске педагог пишет решения проблемы, затем группа определяет, какие решения эффективные, а какие нет.

Примерные ситуации: поругался с другом (подругой), поссорился с родителями, провалил экзамен, предложили попробовать незнакомое вещество, предложили попробовать пиво, проблемы с внешностью (прыщики на лице, лишний вес, худощавость и пр.).

В заключение выполнения данного упражнения подростки подводятся к выводу о том, что «Если у вас возникла какая-либо проблема, вы можете получить помощь в ее решении. Все проблемы решаемы».


Есть 3 стадии развития стресса

  1. Стадия мобилизации, тревоги:

В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч. С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.



  1. Стадия сопротивления:

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

Вот как стресс может сделать человека счастливым.



  1. Стадия истощения:

Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.



Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо»

Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может, он нужен, нашему организму?(ответы детей). Да, есть стадии мобилизации и сопротивления.

Выделяют два вида стресса:

1. Эустресс – сопровождается мобилизацией сил общим улучшением самочувствия, эмоциональным подъемом.

2. Дистресс – плохое настроение, усталость, ухудшение самочувствия.



Стресс с англ. языка переводится как «давление, напряжение, усилия» - это все стресс со знаком « - ». «Стресс со знаком «+», это движение жизни» – говорил канадский ученый.

Во время стресса в организме человека вырабатывается гормон адреналина – особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Активное действие – это единственный способ выход из стресса, способ справиться с ним.

При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом и др.).

Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой, каким мы его видим». А. Шопенгауэр.

Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.


Как можно снять стресс? Как вы с ним боретесь? ( ответы детей)



Способы борьбы со стрессом:

- сделать несколько глубоких вдохов,

- вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;

- заняться любым отвлекающим действием,

- попробовать отнестись к сложившейся ситуации с юмором,

- мысленно проиграть предстоящую ситуацию заранее,

- поговорить и посоветоваться с близкими по данной проблеме,

- покричать, петь очень громко,

- посмотреть комедийный фильм,

- пойти в парк, «пообщаться» с природой,

- покататься на горке,

- попросить, чтобы сделали массаж,

- принять контрастный душ или ванну,

- поспать,

- заняться спортом,

- погладить кошку, посмотреть на рыбок.

-.использовать метод мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа или сидя.

Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)

Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;

Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);

Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;

Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);

Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;

Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);

Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);

Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;

Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

Несмотря на то, что мы можем бороться со стрессом, все же не соблюдаем эти принципы.



Дискуссия «Применимы ли психоактивные вещества, в качестве средства справиться со стрессом?»

Наверняка вы встречались с такой точкой зрения, что иногда стресс можно снять с помощью психоактивных веществ: выпить, покурить, принять успокоительное и т.д. Как вы думаете, применимы ли такие способы выхода из стрессовых ситуаций? (ответы детей)

Все эти вещества способствуют снижению контроля над ситуацией, потере ясности и логике мышления, изменяют сознание человека, а значит препятствуют возможности поиска действительно эффективных средств выхода из стресса, а чаще всего употребление ПАВ становится причиной новой проблемы, а так же приводит к зависимости.

Сейчас мы с вами проведем два упражнения, которые помогают в стрессовой ситуации.



Упражнение «Лимон»

Помогает совладать с сильным волнением или беспокойством. Представите, что у вас в руках лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. Далее нужно стряхнуть капли с руки. Упражнение повторяйте три раза.

На физическом уровне для противостояния стрессу человеку обязательно нужно больше витаминов.



Упражнение «Визуализация».

Если Ваше отчаяние и напряжение очень велико, вы можете попытаться ослабить его с помощью воображения.

1. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез Ваши несчастья.

2. Ваше эмоциональное напряжение – это туго надутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните шар иголкой. Он лопнул. С ним вместе «лопнуло» и ваше напряжение, ваше отчаяние.

Ситуация, которая вызывает стресс. Что делается неправильно. Что следует делать.



В завершение нашего занятия мы с вами проведем тест и если ваш ответ будет отрицательным, то вспоминая наше сегодняшнее занятия у вас получится преодолевать трудности и бороться со стрессом.



Тест: Умеете ли Вы справляться со стрессом? »

Утверждение Часто Редко Никогда

1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2

2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2

3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации.

не прибегая для этого к успокоительным

таблеткам или алкоголю 0 1 2

5. Если я испытывал очень сильный стресс, я обязательно обратился за помощью к специалисту 0 1 2

6. Я склонен к грусти 2 1 0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь

в другом месте 2 1 0

9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0

Ключ:

0-3 очка. Вы умеете, владеет собой, и, вероятно, вполне счастливы.

4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справиться со стрессом

8 и более. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если Вы хотите сохранить душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы.



Рефлексия

Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что в нашей жизни бывает очень много трудных и стрессовых ситуаций, но человек может найти способы и силы с ними справиться. Среди этих способов мы выделили наиболее позитивные, какие, ответьте по кругу, передавая мяч? Кроме этого, мы определили, что человеку необходимы определенные качества: независимость, уверенность, самостоятельность. В чем преимущество людей, независимых, самостоятельных, свободных? ответьте каждый по кругу, передавая мяч.

Спасибо за занятия! До свидания!

Используемая литература.

  1. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Методическое пособие. – СПб.: Амалтея, 2004.

  2. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния распространению наркомании: Наглядно - методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. –М.: Центр «Планетариум», 2004. - 96

  3. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-pedagogov-tema-stres-mozhno-li-s-nim-borotsja-cel-formirovanie-predstavlenija-o-strese-i-sposobah-eg.html

  4. http://www.inksystem-az.com/klassnyj-chas-stress-sposoby-borby-so-stressom-8-klass/

  5. http://www.sochuroki.com/konspekt-uroka-po-obzh-stress-i-ego-vozdejstvie-na-cheloveka-7-klass/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Знакомство с понятием стресс и пути его преодоления".

Автор: Мартышина Екатерина Юрьевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Факультативный курс "Гигиена и здоровье" "
    ["seo_title"] => string(41) "fakul-tativnyi-kurs-gighiiena-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "241669"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445280677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства