Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться со « взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его – не прибегая к нудным увещаниям - выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре!
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только спят и работают» - мнение моего 5-летнего знакомого вовсе не редкость среди его сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться со « взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его – не прибегая к нудным увещаниям - выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре!
Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол , сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только спят и работают» - мнение моего 5-летнего знакомого вовсе не редкость среди его сверстников.
Ролевые игры – известные всем «дочки – матери», «в дом»- с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно бреет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.
При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть как получится, не пытаясь объяснить что – то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею, распределить роли, согласовывать с ней главные сюжетные ходы.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой»тренирует внимание и память. Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача- сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем – то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в « полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки – вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных…Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный (благоприятный для развития) период ,ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - давайте играть!