kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательное занятие на тему "Я старшеклассник. Могу ли я помочь другому?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Задачи:

- развивать у детей умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

- научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;

- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;

- выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;

- активизировать способность детей в умении анализировать определенные черты своего характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие на тему "Я старшеклассник. Могу ли я помочь другому?"»

Дата проведения занятия: 4.09.2017 год

Занятие по теме: «Я старшеклассник. Могу ли я помочь другому?»

Цель: формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Задачи:

- развивать у детей умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

- научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;

- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;

- выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;

- активизировать способность детей в умении анализировать определенные черты своего характера.

Методы: воспитывающая ситуация, ситуационно-ролевые игры.

Форма проведения: практикум

Возраст: 12-15 лет

Подготовительная работа:

Подготовить аудиторию.

Разделить группу на 2 микрогруппы.

Подготовить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества» для каждого воспитанника.

Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест - опроса.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Компьютер. Написать на доске тему занятия, эпиграф к нему .

Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все дети могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах. На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству детей.

План занятия:

I. Вступительное слово: задания-ситуации для обсуждения (5 мин.)

II.Основная часть (33 мин.):

1.Задания-ситуации для обсуждения.

2.Обсуждение жизненных ситуаций: «Случай на железнодорожном вокзале», «Находка».

3. Пример благородного поступка.

4.Обсуждение жизненных ситуаций: «Доброе дело», «Старался, старался…»,

«Прогнозируем поступок».

III. Заключительное слово воспитателя (2 мин.)

Ход занятия:

I. Вступительное слово воспитателя.

Наше занятие называется «Я старшеклассник. Могу ли я помочь другому?» Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем, мы негодуем по поводу того, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С этим мы встречаемся очень часто.

Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, окружающие люди, воспитатели, учителя? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя, как все, и ладно. А ладно ли?

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова Иоганна Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

– Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя?

– Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем занятии выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наше занятие мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

II. Основная часть.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу занятия подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке (в конце занятия)

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

 

 

 

 

 

 

По желанию дети зачитывают свои записанные качества из таблицы.

Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного для вас поведения.

1.Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

2.Когда от меня требуют послушания, я …

3.Когда меня просят не грубить, я …

4.Если мне приходится выступать перед большой аудиторией, я …

5.Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!» Ты …

6.В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

7.При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

8.Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

9.Ты дежурный по кабинету. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

10.Несколько человек в группе агитируют уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

11.Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?


– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

Задание № 3. «Улови настроение группы».

Троим воспитанникам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся дети договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость). Вернувшись в кабинет, воспитанники должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом ).

Вопросы детям:

  • Трудно ли было Вам уловить настроение других детей?

  • По каким признакам (жестам, мимике) вы могли это определить?


Обсуждение жизненных ситуаций.

1ситуация. Случай на железнодорожном вокзале

В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей стоять тяжело и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки.

Воспитатель прерывает чтение.

Вопросы детям:

- Как вы думаете, какой будет реакция людей, стоящих в очереди, на просьбу старушки?

- Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?


После обсуждения воспитатель продолжает рассказ

В очереди поднялся недовольный ропот «Сидела бы ты, бабуся, дома!» «Подумаешь, война, да когда это было!» Голоса были молоды, раздраженно-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи!» - крикнул дюжий парень.

Вдруг из очереди послышался голос «Пропустите меня. Я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась и стоявшие рядом люди увидели звезду Героя России.

«До какой тебе станции, мать?» - участливо спросил он старушку. И через минуту протянул ей билет.

Вопросы детям:

- Как вы оцениваете поведение людей в очереди?

- В чем причина такой реакции на просьбу пожилой женщины дюжего парня?

- Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет?

- Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета?

- Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?


После обсуждения читается окончание ситуации

Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…

Вопросы детям:

- Какой урок преподнес молодой человек людям?

- В чем красота его поступка?

- Почему окружающим стало стыдно друг перед другом?

- Встречались ли вы с проявлением неуважительного отношения людей друг к другу?


2 ситуация «Находка».

Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками к празднику. Выйдя из троллейбуса, она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры.

Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не теряла ли она что-нибудь. Он поздравил с наступающим праздником и сказал, что сумку нашла его жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.

Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал преподавателем. Увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находившихся в сумке с точной их оценкой до копейки. В смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка. И он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую часть суммы, «по государственным законам» и «по совести», так, как положено среди «порядочных, интеллигентных людей».

Вопросы детям:

  1. Можно ли считать этого человека интеллигентным и порядочным, а его поступок благородным?

  2. Как бы поступили на месте жены, нашедшей сумку? На месте мужа?

  3. О каких чертах характера мужчины можно судить по его поведению?

  4. Как бы вы отреагировали на предложение мужчины заплатить положенную сумму?

5. Приведите примеры благородных поступков людей.

Дети приводят примеры из произведений художественной литературы, газет, новостных программ, жизни близких, друзей, знакомых.


Пример благородного поступка приводит воспитатель.

Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. «Кошелек!» - мелькнуло в голове. Секунды две хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.

От обиды перехватило дыхание. Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это… и случись это в другой день, когда еще были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке осталась последняя до зарплаты тысяча, на которую предстояло прожить еще далеко не один день.

Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не могла сдержать слез.

«Ненавижу! Не-на-ви-жу! – завертелось в голове. – Ну что за люди? Что за люди? Всех ненавижу!»

Она обессилено села на корточки и закрыла голову руками: еще никогда в ее душе не было столько злобы на окружающий мир. «Не-на-ви-жу! Ну как так можно?»

Слезы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.

- Тетенька!..

Детский голос прямо над ухом заставил вздрогнуть.

- Тетенька!

«Попрошайка!» - мелькнуло в голове, и новая волна ненависти поднялась откуда-то из самой глубины ее души. Девушка подняла голову – и точно: на нее из-под грязной шапки смотрели озадаченные глаза незнакомого чумазого мальчонки.

- Пошел вон! Нет у меня ничего! У меня кошелек украли!!! – и Олеська от жалости к себе снова зашлась в рыданиях.

- Теть, ты это… ты не плачь, на, съешь. Ты вон какая; без кошелька такие еды не раздобудут…

Олеська замерла. Она не верила своим ушам и глазам, и слезы буквально застыли на ее щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

- Я вообще-то Лизке купил, ей кутенков кормить надо. Но ничего, у ней кости есть, да и сама она молодец.

Олеська оторопело взяла пирожок.

- А кто эта Лизка?

- А вон и сама пришла, - мальчуган показал грязной ручонкой влево, откуда, радостно виляя хвостом и повизгивая, подбежала большая дворовая собака. Мальчик обнял ее за шею и улыбнулся.

- Ну, ты это, ты не плачь больше. А мне идти надо. Еще сестренке надо на пирожок заработать, люблю я ее.

И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном переходе…

- Спасибо тебе… - только и шепнула она вдогонку. Вся обида куда-то исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной, мелкой.

Лизка подошла ближе и сочувственно лизнула ее в руку с зажатым в ней пирожком.

Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.

- Ешь, милая, ешь… - растроганно прошептала она. – Теплый еще пирожок-то… а кошелек… Да бог с ним, проживу! А тебе еще кутенков кормить. Ешь…

Вопросы детям:

1.Что отличает героя рассказа? (неравнодушие к чужой боли, стремление облегчит ее)

2.Можно ли его поступок считать благородным? В чем отличие этого поступка, поведения от поступка героя предыдущей ситуации?


Как вы отнесетесь к такому поведению ребят:

«Доброе дело». Когда старушка соседка попросила мальчика вскопать ей огород, он согласился, но заявил, что его работа будет стоить 300 рублей

«Старался, старался…» Воспитанник во время субботника собрал и перетаскал мусора с территории детского дома больше, чем другие, а его не отметили грамотой на школьной линейке. Он заявляет «Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получаешь… Ничего».

Дети делают выводы.

Задание№4. «Прогнозируем поступок».

Троим воспитанникам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Детям предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения детей, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Ситуация. Вы вошли в магазин и увидели, что компания младших детей покупает пиво. Ваши действия.

Как изменятся ваши действия, если в магазине вы встретите покупающих пиво одноклассников.


Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

Вопросы детям:

  • Согласны ли вы соблюдать их?

  • Что может помешать в нашей группе не соблюдать эти правила?

  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы детей).


Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.


III. Заключительное слово воспитателя: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А. Сухомлинский)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Воспитательное занятие на тему "Я старшеклассник. Могу ли я помочь другому?"

Автор: Суворова Татьяна Ильинична

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект классного часа "Шаги к успеху" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-klassnogho-chasa-shaghi-k-uspiekhu"
    ["file_id"] => string(6) "101866"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402462151"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Поговорим о дружбе! "
    ["seo_title"] => string(23) "poghovorim-o-druzhbie-2"
    ["file_id"] => string(6) "186733"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426414281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства