kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения – основа мира и согласия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Воспитание полиэтнической культуры...." я расуждаю о том насколько важно современному ученику знать свои национальные корни, и истории коренных жителей. Мы в прошлом году провели небольшое исследование с моими четвероклассниками, и изучили что знают ребята в нашей школе об этносе. Кратко я изложила опыт школы по работе  в этом направлении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения – основа мира и согласия. »

Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения – основа мира и согласия.

учитель начальных классов Астрелина Т.Ю.

КГУ «Школа – лицей №4 города Рудного»

В настоящее время одной из главных задач в общественной жизни нашей страны является стабилизация межнациональных отношений и учета этнических особенностей, интересов каждого народа. В Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что одним из важнейших факторов динамического развития республики стало то, что «мы сохраняем и развиваем многовековые традиции, язык и культуру казахского народа, обеспечивая при этом межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана». Неоспоримо, что состояние общества зависит от того, какие духовные ценности преобладают в личности мировоззрении каждого конкретного человека.

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентификации. Первый приходится на возрастной отрезок 6-7 лет, когда ребенок приобретает первые знания о своей культурной принадлежности. На втором этапе – в возрасте 8-9 лет у ребенка развиваются национальные чувства, и идет четкая идентификация с членами своей этнической общности. На третьем этапе – в возрасте 10-11 лет этническая идентификация происходит в полном объеме, ребенок осознает этнические особенности своего народа и получает определенные знания о культуре других народов, проживающих рядом.

Известный писатель и общественный деятель Ч. Айтматов считал: «.. человек без памяти прошлого, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем». В нашей школе накоплен положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения на основе этнопедагогики. На уроках русского языка и литературы, познания мира и самопознания, в трудовой деятельности и на изобразительном искусстве стараюсь использовать этот опыт, так как он имеет не только большое воспитательное значение, но и познавательное, стараюсь на уроках знакомить учащихся с традициями и принципами этнопедагогики (на основе изучаемого материала) - это тесно переплетается с Концепцией этнокультурного воспитания Республики Казахстан.

Я учитель начальных классов и хочу поделиться своим опытом работы.

Первый этап (КПП – 1 класс). В этот период я знакомлю учащихся с национальным фольклором и этикетом, особенностями национальной одежды этносов, причем не только казахов и русских, которых в классе большинство, но и украинцев, немцев, корейцев и других народов, чьи представители есть в классе. Чтобы культура каждого этноса изучалась с интересом, мы с родителями организуем выход в музей, встречи с интересными людьми, а это чаще всего бабушки наших учеников. На уроках труда пробуем изготавливать предметы быта или элементы национальных костюмов. В школе проводится неделя национальной культуры, национальных спортивных праздников, где мои ученики принимают участие с огромным удовольствием.

На втором этапе (2-3 класс) учебная и воспитательная работа в классе направлена на развитие гражданской позиции каждого ученика. Цель, которой воспитать гражданина Казахстана при сохранении этнокультурной идентичности личности и освоении ценностей других культур в интересах общенационального единства и согласия. Учащиеся этой ступени в нашей школе являются членами детской организации «Жас кыран». Они являются организаторами коллективных дел, направленных на проведение государственных праздников суверенного Казахстана; принимают участие в занятиях кружка «Юный правовед»; в то же время через различные виды художественной деятельности (занятия в школьном хоре, в танцевальной студии, студии декоративно-прикладного искусства) школьники систематизируют свои знания этнической культуры, что способствует их духовной самореализации.

Учащиеся третьего этапа (4 класс) изучают курс «Наша дружная страна». Занятия по программе этого предмета по выбору провожу во внеурочное время. При изучении курса учащиеся еще раз убеждаются, что нравственные, духовные ориентиры будущего всех народов направлены на сохранение мира и согласия на земле. Учащиеся со своими родителями участвуют в благотворительности, в экологических экспрессах.

Как известно язык отражает многовековой опыт народа. Русский педагог К.Д. Ушинский высоко ценил язык и говорил: « Когда исчезнет народный язык – народа нет более». Учащиеся нашей школы с первого класса изучают казахский, русский и английский языки. Знание языка очень важно в полиэтнической среде, важно для формирования этнокультурной компетентности.

А народный кодекс казахской этнопедагогики выдвигает на первый план служение народу, стране, чувства гражданственности и патриотизма. Есть выражение « Eл yшiн eнipereн ер» (подготовка героя ради своей страны). Это мечта народа, его идеал. Служить народу, способность делать все для своей страны, для ее счастья, это долг каждого человека, не только героя. В своем классе с целью воспитания патриотизма провожу ежегодно «Джигит шоу» - национальные спортивные состязания. Мальчики в состязаниях тренируют свою волю, выносливость.

Особенностью казахской этнопедагогики является уважение к старшим, к родителям. Есть у казахов пословица: « Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства». К сожалению, разговаривая со своими учениками на эту тему и помогая составить им свое генеалогическое дерево, убедилась в том, что в русских семьях дети не всегда знают своих прабабушек и прадедушек. А уважение к старшим, к родителям – это не просто признак воспитанности, признак хорошего тона, это социальная необходимость, это то, что действительно казахи впитали в себя, как говориться, с молоком матери.

Издавна народ считал, что «Красноречие – основа искусства». Ш.Уалиханов писал: « Казахи большие охотники до ораторских выступлений. Они любят соревноваться в искусстве речей…» До больших выступлений моим ученикам еще далеко, но мы учимся составлять доклады, выступления перед аудиторией на курсах по выбору «Наша дружная страна», «Риторика» и др.

Большое значение в этнопедагогике отводится коллективному началу. Это общие радости и заботы, общий отдых. Важно приобщение к общему труду: что могут взрослые, тому нужно учить и детей, нужно приобщать их к ремеслу. Труд – это фундамент этнопедагогики. Я в классе проводила конкурс « Богатство молодца – труд», ребята приносили продукт своего труда, или предметы сделанные руками родственников. Они с горящими глазами рассказывали о том, как изготавливать эту вещь, какие необходимы инструменты, какое применение можно найти.

Бесспорно, именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, какие интересы, ценности в семье находятся на первом месте, зависит, какими вырастут дети. В этом году на уроке самопознания мы знакомились с традициями в семьях. Ребята с родителями готовили проекты и с удовольствием представляли их одноклассникам. Традиции семьи и, следовательно, народа – важнейший фактор этновоспитания, так как в семейном воспитании сохранили свое значение национальные традиции.

За свою многовековую историю народ выработал, создал много прекрасных обрядов, имеющих большую воспитательную роль. В нашем классе тоже есть свои традиции. Например, у казахов принято произносит бата т.е. словесное благословение – ценное духовное пожелание, а мы придумываем пожелания нашим именинникам, победителям конкурсов, поздравления с праздником и т.д.

На сегодняшний день возникла необходимость воспитания в подрастающем поколении с самых первых дней обучения потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от национальностей, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления, поведения и общения.

Мы с моими четвероклассниками решили исследовать особенности этнокультурного образования младших школьников. Для этого на базе школы был проведен эксперимент, включающий в себя:

Опросник по определению этнической идентичности (на основе исследования О.Л. Романовой).

На вопрос, «Какие ты знаешь национальности?»

Во 2-х классах назвали более двух национальностей 90% опрошенных,

в 3- их классах96%, в 4-х классах 97%.

Не смогли назвать национальности: 10 % второклассников.

На вопрос, «Кто ты по национальности?»

Во 2-х классах назвали свою национальность 47% опрошенных,

в 3- их классах 57%, в 4-х классах 63%.

Не знают своей национальности 10 % второклассников.

На вопрос о коренных жителях республики учащиеся ответили так

во 2-х классах правильно назвали 68%, в 3- их классах 76%, в 4-х классах 95%.

На вопрос, если бы предложили выбрать национальность, то захотели бы поменять во 2-х классах 32%, в 3- их классах 28%, в 4-х классах 20%. Что интересно, так пять человек захотели бы принадлежать к коренному населению страны.

Чтобы узнать об отношении самого ребенка к иной культуре, к людям другой национальности, непохожими на него самого, мы использовали тест – опросник по определению этнокультурной компетентности (по методике В.Н. Гурова).

Учащимся 4 классов предлагалось высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию.

52% опрошенных считают это нормальным явлением

32% опрошенных нравится, что все люди разные

16 % такое явление их не раздражает

0% раздражают представители других национальностей.

Большинство детей положительно относятся к представителям другой национальности, такое явление можно объяснить тем, что эти дети, выросшие в многонациональном городе, позитивно воспринимают разноликое, поликультурное окружение.

О культуре других народов

86% опрошенных хотели бы узнать

9% опрошенных затруднились ответить

5% ответили, что это их не интересует.

Это говорит о том, что учащиеся недостаточно знают культуру других народов, но у них есть желание больше узнать.

На вопрос, «Знают ли культуру своего народа?»

41% опрошенных ответили, что знают хорошо

52% знают частично.

7% знают плохо.

0% не знают совсем.

Детям следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное.

С целью последовательного обогащения учащихся знаниями о различных этнокультурах, расширению кругозора и налаживания комфортного существования в полиэтнической среде была разработана программа курса по выбору « Наша дружная страна».

Программа построена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и направлена на достижение учащегося элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, и этнических культур людей, проживающих рядом, а также на освоение минимума знаний, умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

При этом учитывается чередование теоретических занятий с практическими, курс включает следующие темы:

1 год обучения – Мой Казахстан, история родного края, народы Республики Казахстан: их быт и хозяйство, сказки, народный костюм, народные промыслы и искусство, игрушка, многонациональная радуга, бытовой фольклор, пословицы и поговорки народов Казахстана.

2 год обучения - общая характеристика народного творчества, детский фольклор, игровой фольклор, потешный фольклор крупные формы: эпосы, легенды, предания, былины, исторические песни, сказители, музыкальный фольклор, музыкальные инструменты, обычаи и обряды народов Казахстана, народные игры и праздники.

На мой взгляд, реализация всех наших дел, позволит сформировать индивида с полиэтнической культурой, осознающего и принимающего общечеловеческие ценности. Умеющего строить свои отношения на принципах ненасилия в поликультурном мировом пространстве.



Список литературы:

  1. Баяндинова А.Г. Роль этнокультурных ценностей в нравственном воспитании детей во внешкольном учреждении. «Педагогический совет»№6 2011

  2. Кондратьева Н. Использование этнопедагогики у в учебной и внеклассной деятельности. Республиканский научно-методический журнал «Воспитание школьника»

  3. Слесарь М.В. Модель формирования полиэтнической культуры школьников. Информационно - методический журнал « Открытая школа» №9 2012


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Воспитание полиэтнической культуры подрастающего поколения – основа мира и согласия.

Автор: Астрелина Татьяна Юрьевна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства