Просмотр содержимого документа
«Волонтёрское движение»
Волонтерское движение: история, роль и перспективы.
Введение
Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. На западе существует множество волонтерских движений, организаций, фондов. Поле деятельности волонтеров очень широко. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.
К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как: фонд "Содействие", фонд "Подари жизнь", "Кто, если не я?", "Милосердие", "Русская береза", "Надежда", "Созвездие", фонд "Поделись теплом", фонд "Путевка в жизнь". Как мы знаем, молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам. "Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество…"[1] , а ведь новая ступень общественной системы тесно связана с волонтерским движением.
Но прежде чем мы начнем более глубокий анализ становления волонтерского движения в России, дадим необходимые определения для более полного понимания сущности изучаемого нами явления. Так в словаре русского языка Ожегова С.И. слово "волонтер" синоним слова "доброволец",[2] , в социологическом словаре "волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую либо работу" [3] . В работе Кудринской Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. Добровольческий труд - непосредственная благотворительная деятельность. [4] Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) [5] . Таким образом, обобщая приведенные определения, мы можем сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.
Волонтерство имеет тысячелетнюю историю. Первые волонтеры появились одновременно с зарождением организованных социально-общественных отношений. Чаще всего труд волонтеров был связан с религией и институтом церкви. В основе их деятельности лежало стремление соответствовать нормам нравственности. В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить государственным организациям. [6] Сейчас в России функционирует более 200 тысяч общественных организации, во многих из которых активную роль играют волонтеры. Вклад волонтерского движения настолько ощутим, что начало XXI в., а именно 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера. [7]
Сегодняшний день можно назвать первой ступеней в развитии волонтерской деятельности в нашей стране. Наличие большого количества благотворительных организаций еще не свидетельствует о том, что у нас в достаточной степени развито волонтерское движение. В этом направлении мы делаем лишь первые шаги. Но среди существующих благотворительных организаций, значительное место занимают молодежные. Например, возьмем такую группу молодежи как студенты. Многие из них стали донорами, взяли шефство над детскими домами. Но, тем не менее, мы не можем сказать, что значительная часть молодежи задействована в волонтерской деятельности. К сожалению, можем лишь констатировать, что волонтерство не перетекает за рамки узкого круга людей. [8] На наш взгляд это происходит потому, что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности. И это объясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людей считают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочь нуждающимся, а ведь это совсем не так. Не все понимают, и в этом не их вина, что помощь совсем не обязательно должна сводится к деньгам. Конечно, есть и материальная помощь, она необходима, но суть волонтерства заключена не только в ней. То, что можно просто пойти сдать кровь, бесплатно, теперь мы знаем, благодаря нашим СМИ, спасибо им за это. После этой "рекламы" сравнительно больше молодых людей стали сдавать свою кровь. А в целом, общество не знает, или не хочет знать, что старику, которого оставили внуки и родные, можно помочь и вниманием; что ребенку-инвалиду нужны не только деньги на операцию, а просто дружеское участие, поговорить с ним на равных, поговорить как с человеком, который ничем от тебя не отличается, не обращая внимания на его инвалидность. [9]
К сожалению, многие даже понятия не имеют о том, что есть такие социальные проблемы, которые можно решать просто человеческим сочувствием. Некоторые из них пребывают в длительном шоке, узнав цифры детей-сирот на сегодняшний день в России. Необходимо признать и тот факт, что большое количество людей, элементарно не испытывает доверия к благотворительным организациям. Многие не уверены в том, что их вложения дойдут именно по адресу, что они пойдут на помощь нуждающимся. [10]
Идеальной могла бы стать ситуация, в которой, общество настолько развито, что волонтерская деятельность в стране имеет одну из важнейших социальных ниш, где быть волонтером, это как быть комсомольцем в СССР, где каждый хочет протянуть руку помощи более слабому. Это настоящее гражданское общество, где преобладают ценности гуманизма, толерантности и нравственности, где уровень бездомных детей, детей-сирот, оставленных стариков находится на максимально низком уровне, и люди, нуждающиеся в помощи, могли ее получить от чистого сердца, не ради статуса или престижа. [11]
Те, кто имеет финансовую возможность не скупились бы на такие "ненужные" затраты как перечисление платежа на благотворительные цели; у кого финансовые затруднения, не жалели бы времени на то, чтобы уделить внимание нуждающимся в нем, чтобы было желание помогать другим бескорыстно и от всего сердца. [12]
Цель исследовательской работы - выявить особенности становления волонтерской деятельности в молодежной среде России
Задачи исследования :
1. Проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России
2. Проанализировать информированность современной молодежи о волонтерской деятельности
3. Выявить мотивацию на добровольческий труд у молодежи
Объектом исследования являются учащиеся МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка, Республики Мордовия.
Предметом исследования является волонтерская деятельность
Гипотеза:Российская молодежь мало проинформирована о деятельности волонтеров.
Глава I. Зарождение становления волонтёрского движения в России и за рубежом.
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. Волонтёрство, волонтёрская деятельность или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. [13] Свои истоки волонтерство берет из глубокой древности. В основах волонтерства лежат религиозные ценности - "возлюби ближнего своего", что сыграло решающую роль в формировании массового бескорыстного труда религиозных общин. Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества. В основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феномен внутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарности для выживания родственных групп, сообществ. В России идея волонтёрства уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Нотки волонтерства можно отметить и в системе воспитания славян в России. В отличие от зарубежного воспитания, славяне воспитывались в нравственном стиле, что положило начало сегодняшнему волонтерству, но сегодня наша страна отстает от уровня развития волонтерства за рубежом, хотя истоки наши уходят намного глубже в историю. [14] "Побратство и посестринство" воспитывалось в детях для морального развития и эта система воспитания помогала сохранять нравственное отношение, ведь это и есть смысл волонтерства - все наши братья и сестры, и должны мы им помогать от чистого сердца, безвозмездно, как помогли бы своему брату или сестре. Сирот в древности воспитывали бездомные старики и старухи, была народная забота о несчастных. С принятием христианства институтом социального воспитания становится церковь, которая также "навязывает" добровольческий труд, в качестве воспитания моральной чистоты, была заложена модель поведения человека.
Затем нотки волонтерства, добровольчества отмечались и в "русской правде": забота о сиротстве, о сиротских домах, "Поучения Владимира Мономаха": ставится очень остро вопрос о воспитания ребенка в нравственном свете, "Домостой". Начальная русская летопись гласила: "повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение".[15]
Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. При Петре I происходит перестройка всех областей жизни общества. Это повлияло и на систему воспитания детей и на социальное развития общества в стране. К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула - 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название "Морозовская". Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих. [16]
В годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. [17] В Советском Союзе добровольцы, в нынешнем понимании волонтеры, считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Но, во многом, добровольная работа, заключающаяся в уборках урожая, работе на субботниках и пр., была связана с обязанностью и общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде. [18]
Добровольческий труд также был освещен, на мой взгляд, в советских фильмах и мультфильмах, "Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя", - пела старуха Шапокляк в начале мультфильма, но к концу она пришла к выводу, что творить добро - это хорошо. Но освещался он не только сквозь призму положительных действий, но и ставил спорные вопросы, например в фильме "Берегись автомобиля", мы видим ситуацию, в которой Юрий Деточкин, анонимно перечисляющий деньги от выручки угнанных машин у богатых людей в детдома, был осужден и получил срок. Возможно, этот архетип поощрения добрых дел государством прочно засел в умах россиян и оказал влияние на сегодняшнюю ситуацию. [19]
Как мы видим, предпосылок для становления волонтерской деятельности, с точки зрения теории, было очень много.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. [20]
После первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности. [21]
В 60-е годы возникли десятки волонтёрских программ с миссией подружить Восточную и западную Европу. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-х годов. В 2000 году было осуществлено более 2000 проектов в 84 странах мира. [22]
Глава II. Место добровольческого труда в рамках формирования общества в России
В середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране очевидно сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство. [23]
В ноябре 2017 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) - 5 декабря.
Волонтёры-добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников какой – либо деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благо приобретателей — людей, природы). Добровольческая деятельность тесно связана с общественной работой. Волонтерская добровольная деятельность может включать в себя:
добровольческая деятельность, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;
посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;
помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие осужденные к лишению свободы и другие;
благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
благотворительные концерты и театральные выступления;
экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;
пропаганда здорового образа жизни;
интернет-добровольчество;
работа в технической поддержке;
помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.
помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.
раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения
работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская комиссия по правам человека)
Различают три типа волонтерства:
1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.д.
2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д., если работают в организации; могут работать и дома, например отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.
3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.
Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтёрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтёрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России едва превышает 1,5% от всего населения. В основном это, конечно, молодежь. Согласно недавно проведенному социологическому исследованию, 8,4 % пенсионеров хотели бы заниматься волонтерством в Москве. Между тем, если говорить, например, о волонтерстве за рубежом, например в США, картина окажется совершенно иной.
Наиболее активными и многочисленными представителями волонтерства в США являются именно пенсионеры: 24,6% их так или иначе участвует в добровольческом движении, что составляет больше половины от общей численности всех волонтеров в США. Безусловно, эта страна имеет богатейший опыт добровольческой деятельности, к которой привлекаются даже дети, начиная с 4 лет. Малыши занимаются сбором пожертвований, во время благотворительных спортивных состязаний подают воду атлетам. Волонтерство в США представлено многочисленными некоммерческими организациями, как религиозными так и светскими, которые содержат бесплатные больницы для людей, лишенных возможности оплачивать дорогостоящую медицинскую страховку, школы, городские центры для бездомных, получающих там бесплатное жилье и еду, разнообразные телефонные службы. 11% американских волонтеров трудится в хосписах. Безусловно, все это не идет ни в какое сравнение, скажем, с современным состоянием волонтерства в Санкт-Петербурге, Твери или Екатеринбурге. [24]
Не менее успешно обстоит дело и с волонтерством в Европе. Там этот вид деятельности давно расценивается как социальная услуга, которая привносит в экономику различных стран от 3 до 15% ВВП. Если, к примеру, говорить о волонтерстве в Германии, там добровольцем, безвозмездно работающим в сфере тех или иных социальных услуг, является каждый третий или четвертый человек. Некоммерческие объединения, представляющие волонтерство в Германии, имеют давние традиции. Многие из них возникли сразу после Первой мировой войны.
Волонтерство весьма широко распространено во Франции, Нидерландах, Канаде, Японии и в большинстве других стран.
Отдельно следует сказать о волонтерстве международном и о той огромной роли, которую оно играло в отношениях между различными государствами Европы в течение всего прошлого столетия и продолжает играть сегодня. Годом придания волонтерству международного статуса считают1920-й. Тогда, тотчас по окончании Первой мировой войны, одной из самых разрушительных за всю историю Европы, группы волонтеров из Англии, Германии, Австрии, Швеции, Франции, вчерашние солдаты и вчерашние враги, собрались вместе, чтобы восстановить деревню близ Вердена. Деревня была полностью уничтожена в сражении, которое унесло более миллиона жизней. [25]
Почему люди становятся волонтерами?
Причины могут быть разными, и вот основные:
Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Автор обращает внимание, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой — иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
· Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
· Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, слезшие с иглы, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
· Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
· Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и. оригинальность.
Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ — поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п. [26]
Таким образом, волонтерская деятельность широко распространена в всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики. Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.
Глава III.Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества
Во многих странах мира добровольческий труд сегодня - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы.
Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества, экономическим подходом и трудовым подходом, о сущности которых мы сказали выше. [27]
Основными факторами развития добровольчества в современном обществе являются:
· Политика государства
· Уровень развития частнопредпринимательского сектора
· Традиции непосредственной и опосредованной благотворительности среднего класса
· Уровень развития организации добровольческого сектора
· Семейные ценности и традиции активного служения обществу
· Гражданские ценности СМИ
Основными характеристиками, присущими волонтерской деятельности являются: [28]
Добрая воля . Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза . Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Вознаграждение . Главная цель волонтерской деятельностью не связана с получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Степень участия . Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Организационная структура . Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. [29]
Существует несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь . Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление . Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:
· Помогает в создании стабильного и сплоченного общества.
· Дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).
В данном виде деятельности очень важна мотивация человека. Являясь волонтером, он должен понимать, что будет участвовать в добровольческом движении:
· без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;
· по мере сил, но не ниже своих способностей;
· по собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами;
Мотивация - это то, что толкает людей совершить какое - либо действие в соответствии с возникшей у них потребностью.
Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.
Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины: [12]
хочу помогать нуждающимся людям 50.5%;
надеюсь научиться чему-то новому 41%;
хочу иметь какое - то занятие 33%;
для собственного удовольствия 29%;
хочу познакомиться с новыми людьми 39%;
хочу ответить людям за добро добром 26%;
хочу бороться с определенной проблемой 17%;
у меня есть свободное время 10 %;
Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.
Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких - то ценностей.
По оценкам западных экспертов, примерно 70% российских предприятий тратят деньги на благотворительность. В регионах крупные предприятия не отказывают бывшим подшефным и продолжают помогать детдомам, интернатам, школам и больницам, но не в том объеме, что прежде, и главное, не афишируя свою помощь. Всплеск благотворительности наметился несколько лет назад, когда накопленному капиталу потребовался положительный имидж. [30]
Теперь почти у каждой крупной компании есть свой благотворительный фонд. И они тратят деньги на дома престарелых, инвалидов, социальные программы. Можно по-разному оценивать такую помощь. Кто-то считает, что это способ прорекламироваться на чужом горе. Но, по мнению митрополита Климента, этот вид рекламы - самый гуманный. В разговоре с корреспондентом "России" владыка отметил, что не суть важна, а с какой целью бизнесмены перечисляют деньги: на восстановление храмов или помощь неимущим. Пожертвования крупных компаний на благое дело с любой мотивацией - это все равно пример другим. Как раньше государство поощряло предприятия иметь подсобные хозяйства, санатории, детские лагеря отдыха, так и теперь благотворительность улучшает взаимоотношение бизнеса с властями. Почти у всех российских предприятий благотворительность становится постоянной статьей расходов. В отличие от Америки, где социальные движения бизнеса поощряются как общественным мнением, так и налоговым законодательством, Россия не может похвастать легкостью осуществления благих порывов.
Самая распространенная деятельность волонтеров в России - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая "разрекламированная" отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам. [31]
Заключение
Россия сегодня ориентируется на новые экономические и социальные стандарты жизни общества, что требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Существующая в России государственная социальная политика не учитывает, что потребность граждан - это не только получать услуги и помощь от государства, но и отдавать своё время, силы, талант и энергию на общественное благо. [32]Старые подходы не позволяют задействовать огромный личностный потенциал российского общества, его внутренние ресурсы. Необходимы нестандартные решения и новые подходы. Государственная поддержка развития добровольчества, добровольных гражданских инициатив является ответом на запросы времени. [33]
К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихся в помощи. Самое простое в такой ситуации просто закрыть глаза и не обращать на эту проблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такими людьми. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие - это и есть мы, что они такие же.
Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. Волонтерская деятельность - один из показателей для развитого гражданского общества. Может быть наша страна не по всем параметрам соответствует этому статусу, но делать добро - сидит в нас с истоков образования Руси. Люди на интуитивном уровне хотят делать добро и помогать людям, для некоторых - это как потребность в пище, в общении, в воздухе. Что же касается молодежи, то в них изначально заложен "фактор помощи" его нужно, как и талант развивать и подкреплять общественным одобрением, пропагандой, массовостью.
Сегодня волонтерство - это некая модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно, спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по ряду причин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальные институты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ: необходимо устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждается в ней.
Список литературы
1. Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. - М.: Прогресс. 1994
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991 с.44-272.
3. Верховин В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во "Академический проект", 2006.
4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3, М.: Мысль, 1977.
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2006.
6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.12. Экономика и социология труда. М., Инфра-М. 2007.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод Социологии., М., 1997.
8. Климент Александрийский. "Строматы". Книга1. // Отцы и учителя Церкви III в. Антологи Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с.15
9. Итоги социетальной трансформации / Под ред. Т.И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.
10. Гражданское общество в России: перспективы ХХ1 века. СПб, 2000.
11. Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" - М.: Изд-во МГУ, 2006.
15. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред.Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с.9, 46.
16. Митрошенков О.А. Либерализм // Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. с.559-560. я. (Сост.И. Алфеев.) Т.1.М., 1996. С.241.
17. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (Книга I-III), М., 1993.
19. Социологическая энциклопедия. Т.1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.