kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Внеурочная проектная деятельность по биологии" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Внеурочная проектная деятельность по биологии" (из опыта работы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Внеурочная проектная деятельность по биологии" (из опыта работы)»

Хасаншина Н.И.

Муниципальная казенная общеобразовательная организация

«Угольнинская средняя общеобразовательная школа»


Внеурочная проектная деятельности по биологии

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. В связи с этим встает задача выбора модели организации внеурочной деятельности по биологии.

Учитывая имеющиеся условия школы, определяется модель организации внеурочной деятельности.

В рамках выбранной модели определяются формы организации внеурочной деятельности по биологии: научное общество учащихся (НОУ), кружки эколого-биологической направленности, тематические конкурсы, серии классных (школьных) тематических вечеров, система работы на учебно-опытном участке и возможности организации экскурсий.

Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка должно создаваться особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать эколого-биологические нормы и ценности, развивать не только предметные, но и метапредметные и личностные знания и умения.

Основными задачами моей работы всегда были: привитие обучающимся любви к природе, экологическая направленность работы, разносторонность интересов, развитие научно- исследовательской деятельности обучающихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно - исследовательской,  практической, социальной.

Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.

Так для младших школьников ведутся занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии «Зеленая планета», курс рассчитан на 2 года -1-2 кл. и 3-4 классы, а так же кружок «Юный биолог» для учащихся 5-6 классов.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов, проектная деятельность.

«Проектная деятельность в начальной школе (как говорится в пособие для учителя Поливановой К. Н.) призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста.  Содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся, формированию у них представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать организационно-коммуникационные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение». 

Типы учебных проектов могут быть различны по доминирующей в проекте деятельности

Исследовательские. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты развиваются, подчиняясь жанру конечного результата. Результат проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. Структура проекта только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.).

По предметно-содержательной области – можно выделить два типа.

1. Монопроекты. Такие проекты проводятся в рамках одного предмета.

2. Межпредметные. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные.

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

  •  краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

  •  среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

  •  долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.

Проблемой «Формирование у школьников экологической культуры как социально необходимого качества личности» занимаюсь на протяжении нескольких лет, как в начальной школе, так и в среднем звене УСОШ.

Отношение человека к природе и его мировоззрение зависит от степени эффективности естественнонаучного просвещения населения, где важным и необходимым звеном является экологическое воспитание и образование младших школьников.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Нам в малокомплектных школах удобнее проводить эту работу во внеурочной деятельности. Так в группах, занимающихся по программе « Зелёная планета» 1-4 классы была поставлена задача: подготовить материал и выступить с творческим отчётом об этой работе по теме «Встреча Весны».

В процессе работы над проектом проведены экскурсии в библиотеку, виртуальные экскурсии – знакомство с традициями народа, связанные с приходом весны. Как можно встретить весну? Узнать - Как встречали её наши бабушки? Как встречали в деревне? (поисковым методом выяснили некоторые факты и систематизировали их, закрепляя обычаи старой России --напр. Закликали птиц, чтобы они прилетали, есть заклички на Весну, Солнце и даже из теста птичек пекли). А затем мы выбирали из литературы заклички, а кто вспомнил и те, что когда-либо изучали; выписывали их для последующего заучивания.

С помощью интернета выяснили, когда и почему пекли из теста жаворонков, что праздник этот назывался СОРОКИ –в День весеннего равноденствия на 21 марта. Родители и я, учитель, для защиты проекта – испекли жаворонков, и даже бабушка рассказала нам как с их помощью, играя, дети кликали птиц.

Выяснили, что у разных народов есть обряд повязывания лоскутков на дерево, а Весной на Руси так наряжали березку, загадывая при этом желание. У берёзы проводились игрища. Так появилось новое задание: какие игры можно проводить, чтобы увлечь много людей? –это хороводы, игры. Три из них мы разучили и тоже внесли их в инсценировку и дети – зрители играли в «Ручеёк» и в «Золотые ворота», а присутствующие на защите проекта старшие ребята и взрослые соревновались в чтении скороговорок.

На одном из занятий кружка прослушали песню «Уж как я ль свою коровушку люблю..». По плану занятие было по теме «Забота о домашних животных», где рассказывалось и о том, что первый выгон скота на пастбище, после долгой зимы тоже сопровождался песнями. Ну а поскольку это происходит весной, то решили выучить и песню. Да выучили даже 2 в разных группах, дети постарше обыграли песню «Выгоняла я корову на росу, повстречался мне медведь во лесу!»

Вот так сложился творческий отчёт нашего проекта «Прийди, Весна, с радостью!» хотя количество кружковцев всего 5 человек (2-3кл). Результат нашей деятельности оценили и в Улусном отделе образования.

Технология проектного метода, использованная в опытной работе, помощь, руководство взрослых, взаимодействие детей с родителями и специалистами; самостоятельное добывание знаний учащимися, публичное обсуждение результатов проектирования, творческая работа по итогам проекта показала свою рациональность в формировании экологической культуры младших школьников и воспитании культурного наследия традиций народов нашей страны. Это был творческий, среднесрочный метапредметный проект.

Мотивация к проектной деятельности в среднем звене возникла стихийно этой осенью. Долгосрочная «Акция по спасению лимона». Кружок « Юный биолог» (учащиеся 5 и 6 классов)

Проблема: комнатный лимон, довольно большое деревце, находящийся на 2 этаже школы свернул листья, поник. (его старались поливать все : и техработники и учителя с дежурными по этажу – поскольку он почти достиг потолка, а емкость для корневой системы не менялась несколько лет.

Выдвинули несколько гипотез: 1 - необходима пересадка растения, 2 – заболевание, 3 - может на нем паразиты, как тля в теплице?

План действий:

1) обследовать растение (с пересадкой повременить). Результат: визуальное наблюдение при искусственном освещении ничего не выявило, однако обратили внимание, что нет почти новых листочков.

2) Обратившись к научной литературе выяснили, что под заболевания Цитрусовых наш экземпляр не совсем подходит, однако решили сохранить некоторые сообщения.

3) И как это часто бывает – неожиданно, при обычном освещении обратили внимание на некоторые паутинки на стебельках. Так пришло предположение, что кто-то поселился на лимоне, варианты: от недоумения до предположения; учитель подтвердил, что от сухости воздуха это вполне возможно.

4) вновь обратились к специальной литературе, чтобы выяснить причину – как могли на нем поселиться и кто. Вывод: паутинный клещик или трипсы.

5) Увлажнение не принесло результата и ребята стали искать возможные варианты дезинсекции из доступных препаратов. Учителем предложен препарат «ИнтаВир» от различных насекомых- вредителей.

6) Старательно соблюдая технику безопасности при работе с хим. препаратами, руководитель приготовил раствор, им опрыскал листья и смочил все ветви лимона.

7) Ребята решили внимательно обследовать все растения второго этажа, вооружившись лупами. Хотя ничего подозрительного не обнаружили, всё же провелось профилактическое опрыскивание растений по кабинетам.

8) И ещё дважды с интервалами в неделю и 10 дней проводилось опрыскивание препаратом. Сняли верхний слой почвы, срезали подсохшие ветки. Удаляли подозрительные листья.

9) Спустя месяц на лимоне появились новые листочки.

10) Продолжается наблюдение, уход в протирании листьев от пыли ежемесячно, увлажнение воздуха распылителем еженедельно.

11) Лимон приобрел ухоженный вид и ожидает пересадки.

Это уже практико – ориентированный долгосрочный проект с четко обозначенным результатом деятельности – найти способ спасения комнатного растения от вредителей.

Метод проектов способствует кроме накопления знаний об окружающей среде, самостоятельному освоению сведений природоведческого и экологического содержания, систематизации представлений о природе, обеспечивает эмоционально -образное и нравственно-эстетическое восприятие учениками окружающей действительности, позволяет детям глубже понять значимость и ценность природы и обеспечивает мотивированное поведение в природной среде. Включение учащегося в проектную деятельность по решению экологических проблем способствует развитию творческих задатков.

Таким образом, можно сделать вывод о большом потенциале использования проектной деятельности в экологическом образовании.

Проектную работу ученика 1класса Мостолюк Жени «Улитки – домашние любимцы», представленную на НПК в 2016году мы определили как семейный проект.

Новизна данного исследования состояла в определении возможности содержания улиток в домашних условиях и наблюдение за их развитием.

Цель исследования: выращивания в домашних условиях гигантских улиток Ахатин, изучение их инстинктов, поведения и условий для домашнего содержания.

Объект исследования: улитка Ахатина – самый крупный представитель сухопутных моллюсков в количестве 10 штук.

Предмет исследования: жизнедеятельность улиток Ахатин.

Задачи:

  1. Найти литературу про моллюсков и улиток Ахатин.

  2. Узнать из литературы и Интернета как ухаживать за улитками.

  3. Наблюдать за ростом и развитием своих улиток.

  4. Провести несколько опытов с улитками.

Гипотеза: возможность доказательства, что Ахатины могут быть прекрасными домашними животными и приносить радость.

Улитки находились в домашних условиях, к исследованиям были подключены и родители, Женя систематически информировал нас о результатах.

Сейчас в связи с Годом Экологии ребята из кружка «Зеленая планета» выступали с презентациями на тему «Экологические профессии моей семьи» (профессии работников Станции Биологической очистки канализационных стоков с.Угольное).

Среднее звено проводит исследовательскую работу по истории развития заповедного дела в России, приуроченное к 100- летию со времени основания Байкальского заповедника. Изучают особенности заповедников и заказников Якутии. Работа будет представлена в конце апреля на Неделе экологии.

Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой огромный комплекс биологических наук, с которыми я и пытаюсь познакомить своих воспитанников.


Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия: от идеи к мысли. Пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / сост. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

  3. Поливанова К. Н., Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  4.  Сидоренко И. А., Метод проектов в начальной школе. Электронный ресурс: URL: http://m-proektov.narod.ru.

  5.  Сергеев И. С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Внеурочная проектная деятельность по биологии" (из опыта работы)

Автор: Хасаншина Нина Ивановна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План работы ШМО учителей естественно - математического цикла на 2015 - 2016 уч.год "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-raboty-shmo-uchitieliei-iestiestvienno-matiematichieskogho-tsikla-na-2015-2016-uch-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "244712"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445980188"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Проект эколого-краеведческого воспитания учащихся "Человек. Мировоззрение. Природа" "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-ekologho-kraieviedchieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-chieloviek-mirovozzrieniie-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "108096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403548255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-ekologho-kraieviedchieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108147"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403590476"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация "Формы работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138207"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417514048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства