В поисках клада ( урок здоровья)
игра для младших классов
Цель: обобщение знаний по правильному питанию.
Задачи:- формирование навыков ЗОЖ;
- закрепление представления школьников о значимости
витаминов.
Оборудование: листы для голосования, карточки с номинациями, буквами ( а, б, в, г),названием продуктов, словами, карточки из цветного картона, кулёчки с сюрпризами, жетоны, музыкальные аудиозаписи, призы.
Рекомендации. Данная разработка может использоваться как внеклассное мероприятие или вариант организации занятия на тему правильного питания.
Ход мероприятия
Вступление
- Добрый день, уважаемые зрители. Сегодня вы присутствуете на финале игры « Последний герой». Несколько месяцев назад мы высадились на острове Здоровье. Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих связанных друг с другом компонентов. Именно с ними мы начали знакомиться на острове и узнали много нового и интересного.
Все ребята были активными, но в финал вышли те, кто наиболее отличился в одной из номинаций, имеющих отношение к ЗОЖ. Итак, встречаем участников:
- победитель в номинации « Самый здоровый» ( ни разу не болел в этом учебном году);
- победитель в номинации « Самый спортивный» (не имел ни одного пропуска в спортивной секции);
- победитель в номинации « Самый подвижный» (победитель конкурса на самую подвижную игру);
- победитель в номинации « Самый любознательный» (игрок, читающий много дополнительной литературы к занятиям по ЗОЖ);
- победитель в номинации « Самый быстрый» (за наибольшее число побед в спортивных соревнованиях, играх, праздниках);
- победитель в номинации « Самый аккуратный» (за самую аккуратную тетрадь);
- победитель в номинации « Самый эрудированный» (игрок, у которого больше всех знаний по теме « Здоровье»);
- победитель в номинации « Самый выносливый» ( игрок, у которого не было ни одного пропуска в бассейне и на катке).
- Я поздравляю вас с выходом в финал. Каждый из участников достоин звания « Последний герой». Но сегодня мы выберем лучшего из лучших, и в этом нам помогут зрители, являющиеся членами жюри. Голосование будет проходить следующим образом: судьи получат листок, на котором нужно написать имя игрока, который, по их мнению, был менее активен в каждом из туров. А за подсчётом голосов будут следить…спонсоры нашей игры ( представление). Итак, начинаем.
1-й тур:
« Блицопрос»
- Каждому участнику, будет задан один вопрос, ваша задача как можно точнее и правильнее ответить.
1. Что надо делать, чтобы быть здоровым? ( Заниматься спортом, закаляться, соблюдать режим, правильно питаться…)
2. Как в организм попадают микробы? (при чихании, пользовании чужими вещами, когда мы не моем руки, овощи и фрукты, не закаляемся…)
3. Каковы признаки здорового и закаленного человека? (Редко болеет, имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы, хорошо спит, может без отдышки пробежать 5 км., если заболел, быстро поправляется.)
4. Назовите четыре секрета долголетия. (Закаленное тело, хороший характер, правильное питание и режим дня, ежедневный физический труд.)
5. Какие два условия нужно выполнять при правильном питании? (Умеренность – не переедать, разнообразие – не употреблять одни и те же продукты.)
6. Назовите золотые правила питания. (Не переедать, есть в одно и то же время, тщательно пережевывать пищу, не спешить глотать.)
7. Чем являются белки для нашего организма? Назовите продукты с наибольшим содержанием белка. (Строительным материалом. Мясо, орехи, сметана, молоко, сливки и т.д.)
8.Чем являются углеводы для нашего организма? Назовите продукты с наибольшим содержанием углеводов. ( Основным источником энергии. Шоколад, фрукты и т.д.)
9. Чем являются жиры для нашего организма? Назовите продукты с наибольшим содержанием жиров. ( Продовольственными и топливными складами. Масло сливочное, растительное и т.д.)
- Пока идёт голосование, мы немного поиграем.
Игра « Что вредно, что полезно?»
Если продукты полезные, вы приседаете, если нет, то высоко подпрыгиваете: рыба, пепси, чипсы, кефир, морковь, мороженое, жирное мясо, лук, капуста, торты, яблоки, творог, груши, гамбургер и т.д.
( Заслушивается результат, один игрок выбывает).
2-й тур:
«Кто быстрее?»
- Начинаем второй тур. У каждого из вас на столе лежат четыре карточки с буквами ( а, б, в, г). Я буду задавать вопрос, а вам нужно как можно быстрее поднять карточку с верным ответом. Но на некоторые вопросы может быть несколько вариантов ответа, в таком случае нужно поднять карточки, соответствующие всем вариантам. За правильный и полный ответ игрок получает жетон.
1. Как вы думаете: сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание долгожителя?
а) 60;
б) 90;
в) 70;
г) 80.
2. Слова, характеризующие здорового человека?
а) Неуклюжий;
б) крепкий;
в) толстый;
г) подтянутый.
3. Продукты растительного происхождения?
а) Морковь;
б) творог;
в) шиповник;
г) рыба.
4. Продукты животного происхождения?
а) яйцо;
б) апельсин;
в) молоко;
г) геркулес.
5. Продукты с наибольшем содержанием углеводов?
а) Морковь;
б) гречка;
в) сливочное масло;
г) сметана.
6. Продукты с наибольшим содержание жиров?
а) Лук;
б) картофель;
в) сметана;
г) сыр.
7. Продукты с наибольшим содержанием белка?
а) Сыр;
б) бобовые;
в) капуста;
г) творог.
8. Какой из витаминов лишний?
а) В;
б) А
в) В9
г) С
- Пока идёт подсчёт голосов, мы немного отдохнём. Давайте попробуем приготовить блюда из следующих продуктов :свёкла, лук, картофель, фасоль, курица, капуста, плоды шиповника.
( Итог голосования.)
3-й тур
« Назови овощи»
-Вам будут предложены описания овощей, необходимо дать им названия. ( Ученики – зрители описывают овощи).
1. Очень давно она росла как дикорастущая культура. Люди, впервые увидевшие ее, воскликнули: « Капут! Капут!» - т.е. « Голова! Голова!». ( Капуста).
2. Много лет назад его не ели, а выращивали для озеленения газонов и клумб. ( Картофель).
3. Этот необыкновенный овощ пришёл к нам из Мексики. В Европу его впервые завезли итальянцы. И стали называть « золотое яблоко». ( Помидор).
4. В этот овоще огромное количество специального вещества, которое способствует росту и улучшению зрения. ( Морковь).
5. Очень полезный овощ. Но не все его любят из-за специфического запаха. ( Чеснок).
6. В зрелом виде он имеет желтую окраску, твёрдую кожицу, крупные зёрна. Другое дело незрелый плод- кожица нежная, зёрна не чувствуются, запах свежий и нежный. ( Огурец).
7. Младший брат редьки. В пищу употребляется его сочный корнеплод. ( Редис).
- Пока идёт голосование, мы посмотрим гимнастический номер в исполнении…
( Объявляются результаты.)
4-й тур
« Кулёчки с сюрпризом»
- Наша жизнь – это лотерея. Кому – то удача сопутствует во всём, кого-то обходит стороной. Каждый участник выбирает кулёчек, в нём сюрприз, но у кого-то он неполный. Тот, у кого окажется это кулёк, покинет игру. Но расстраиваться ему не стоит, ведь это просто игра.
Игра « Как называется?»
( Проводится во время подсчёта голосов.)
- Сушёная слива. ( Чернослив.)
- Сушёный виноград. ( Изюм.)
- Сушёный абрикос без косточек. ( Курага.)
- Сушёные плоды финиковой пальмы. ( Финики.)
( Итог голосования.)
5-й тур
« Лекарственные растения»
- Как вы думаете: по какому признаку можно объединить лекарственные растения? ( приносят пользу.) Сейчас я буду зачитывать описание растения и какую пользу оно приносит, а вы должны отгадать его и поднять зелёную карточку, если у вас готов ответ.
1. Используют плоды. Принимают в виде отваров, как общеукрепляющее средство. Это растение насыщает наш организм витамином С, помогает при заболеваниях желудка и кишечника. ( Шиповник.)
2. При небольших порезах и ссадинах используют его чистый лист, который обладает кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. ( Подорожник.)
3. Её лист собирают весной, а ягоды поспевают в сентябре. Настой из листьев обладают мочегонным действием, а сок – успокаивающим. ( Брусника).
4. В народной медицине используют её листья. Заготавливают их в мае или а начале июня, затем она теряет свои свойства. Настой избавит от рвоты и тошноты. Ещё это растение поможет остановить кровотечение при травмах и порезах. (Крапива.)
5. Очень полезная трава. Её отвар помогает при заболеваниях желудка. При ожогах нужно принимать наружно. (Зверобой.)
6. Противовоспалительное средство. Используют при гастрите, язве желудка. Можно применять при заболеваниях ротовой полости и глотки. ( Календула.)
( Подсчёт голосов.)
А сейчас я предлагаю вам немножко подвигаться и станцевать
« Диско».
Загадки
( Игра проводиться со зрителями во время подсчёта голосов, участники отдыхают.)
Чёрных ягод пышный куст-
Хороши они на вкус. ( Чёрная смородина.)
Я красная, я кислая,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? ( Клюква.)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,-
Вот и назван… ( Ежевикой.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. ( Малина.)
( Объявляются результаты.)
6-й тур
« Собери как можно больше продуктов»
- Вам нужно как можно больше продуктов с наибольшим содержание витамина С ( карточки со словами развешаны по залу). В данном туре участвуют два оставшихся игрока. Выигрывает тот, кто под музыку соберёт больше карточек. Он получит звание « Последний герой».
( Виноград, кукуруза, морковь, лук, молоко, лимон, салат, рыба, яблоко, яйцо, апельсин, облепиха, смородина, земляника, сыр.)
( Голосование. Подведение итогов. Награждение победителя.)
- За отличные знания по теме « Правильное питание» и умелое применение лекарственных растений я награждаю победителя игры тремя бананами с нашей пальмы.
( Ведущий подходит к оформленной доске.)
А сейчас произойдёт чудо! ( Бананы превращаются в настоящие и вручаются победителю.)
Остальным присутствующим раздаются апельсины, яблоки и тетради по правильному питанию.)
Спасибо, благодарю всех за игру.