Влияние рекламы на формирование потребностей младшего школьника
Влияние рекламы на формирование потребностей младшего школьника
1. В начале данного исследования нами была поставлена цель: выяснить какую роль играет реклама в формировании потребностей детей. Мы поняли, что реклама обрушивает на младшего школьника огромное количество информации. Воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях покупки. Мы доказали, что если ребенок будет смотреть рекламу каждый день, то она будет оказывать влияние на формирование его потребностей.
2. Так же мы пришли к выводу о том, что большинство учеников привлекает красочность рекламы и «веселость» ее исполнения, а эти два параметра свидетельствуют о направленности на определенную целевую аудиторию – детей.
3.Очень важно уметь защититься от чрезмерного воздействия рекламы, для этого мы разработали памятку «Как защитить ребенка от воздействия рекламы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние рекламы на формирование потребностей младшего школьника »
«Влияние рекламы
на формирование потребностей младшего школьника»
Автор:
Зацепина Анастасия, ученица 2 класса
МБОУ СОШ № 45 Г. Пенза
Научный руководитель:
Баскакова Нина Павловна,
учитель МБОУ СОШ № 45 г. Пенза
2014 г.
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка 1.1. Область исследования, объект исследования 1.2. Актуальность темы 1.3. Формулировка цели и задач исследования 1.4.. Этапы исследования. Методы исследования 2. Практическое исследование
2.1 Описание выводов анкетирования
2.2. Описание выводов экспериментальной части
Вывод Список используемой литературы Приложение
Введение
Немецкий психолог Т. Каниг, проводивший исследования по воздействию рекламы, отметил: "В первый раз читатель не замечает рекламу. Во второй раз замечает, но не прочитывает. В третий раз читает, но машинально. В четвертый раз обдумывает прочитанное. В пятый раз говорит о нем со своими друзьями. В шестой раз у читателя появляется мысль, а не пойти ли осведомиться. В седьмой раз вещь покупается". Жизнь в современном обществе невозможно представить без рекламы. Утром, собираясь на учёбу, на работу, параллельно слушая радио или телевизор, реклама неосознанно врезается в наши сознания прикольными песенками, лозунгами, стишками. Потом волей-неволей задумываешься: «А что это за товар? Как-нибудь нужно купить, попробовать, спросить у друзей!» Даже вот так незаметно, не осознавая, мы становимся «рабами» рекламы. В общем, реклама – двигатель торговли,– вошла в наш быт прочно и, похоже, навсегда. Я решила узнать, формирует ли реклама новые потребности у младших школьников.
1. Пояснительная записка
1.1. Объектом исследования данной работы является рассмотрение воздействия рекламы на потребителя.
Предметом исследования является изучение отношения детей к рекламе , воздействие рекламы на сознание и поведение младших школьников.
Субъекты исследования – учащиеся 1-4 классов, родители, учителя МБОУ СОШ №45 г. Пенза.
1.2. Актуальность:
Сегодня реклама – одно из самых доступных средств массовой информации. Современный школьник две трети свободного времени проводит за просмотром телевизора. День и ночь на телевидении бушует многоцветный и таинственный рекламный карнавал, который увлекает детей яркими картинками. Герои из мультфильмов веселой песенкой призывают перекусить чипсами , калорийными батончиками , заменить зубную пасту жевательной резинкой , собрать корабль из деталей конструктора, которые продаются в каждом новом номере журнала. Таким образом, реклама, с одной стороны, доводит до детей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой стороны, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на ребенка эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь детей , управляя ими на осознанном и бессознательном уровнях.
1.3. Цель исследования
Цель данной работы: выяснить ,какую роль играет реклама в формировании потребностей детей.
Задачи:
Проанализировать отношение учеников к рекламе посредством анкетирования;
Провести эксперименты с целью выявления роли рекламы в формировании потребностей и описать выводы;
Провести эксперимент с целью выявления переплаты за товар
Разработать материал для социальных рекламных роликов.
Гипотеза: Если ребенок будет смотреть рекламу каждый день, то она будет оказывать влияние на формирование его потребностей.
1.4. Этапы исследования
а) 14 сентября – 14 октября - изучение научно - популярной литературы, подбор теоретического материала.
б) 15 октября – 15 ноября – анкетирование, обработка результатов.
Этапы реализации.
Разработка анкеты.
Анкетирование школьников (носит добровольный и анонимный характер)
Обработка и обсуждение результатов исследования.
Описание выводов анкетирования.
(Приложение 1)
в) 16 ноября-1 декабря– проведение эксперимента.
I эксперимент
Выяснение первоначального уровня потребностей младшего школьника (опрос родителей, учителя, воспитателя)
Деление анкетированных детей на 2 равные группы по 20 человек в каждой;
Показ одной из групп рекламного ролика (опрос родителей, учителя, воспитателя)
Описание выводов.
II эксперимент
Анализ коллекционных изданий.
Случайный выбор одной из коллекции.
Подсчет затрат на приобретение данной коллекции.
Покупка такого же товара. Подсчет затрат. Сравнение цены.
Описание выводов.
г) 2 декабря-10 декабря –– обобщение собранных материалов, подготовка и презентация научно-исследовательской работы.
Методы и формы исследования: - метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение, опрос); - статистические исследования (анкетирование, подсчет, вычисления, обработка данных).
2.1 Описание выводов анкетирования
В данной работе мы попытались выяснить, в – первую очередь, почему реклама неполезна для детей школьного возраста, какую роль она играет в формировании их потребностей. Для этого мы провели анкетирование 40 учеников с 1 по 4 класс школы № 45 . И выяснили, что (приложение № 3 ):
I.25 (62%) ученикам из 40 нравится смотреть рекламу (абсолютное большинство к просмотру рекламы привлекает красочность исполнения и веселые песни, стихи, в результате им хочется купить что-то после просмотра рекламы);
15 (38%) детям реклама не нравится;
II. 23 (57%) ребенка из 40 считают рекламу полезной, так как благодаря ей можно узнать много об «интересных вещицах»;
10 (25%) детей считают рекламу бесполезной, и она их не привлекает к просмотру;
7(18%) учеников затрудняется ответить, полезна ли реклама; - данные ответы дети дали сами на вопрос: почему вам нравится реклама?
III. 24 (60%) ребенка из 40 доверяют рекламе;10 (25%) детей не доверяют рекламе; 6 (15%) учеников затрудняется ответить, доверяют ли они рекламе;
IV. Наиболее привлекательна для детей телевизионная реклама – 21(52%) человек и реклама в журналах – 16 (40 %) человек, 3(8%)-прочее.
Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод, что большинство учеников привлекает лишь красочность рекламы и «веселость» ее исполнения, а эти два параметра свидетельствуют о направленности на определенную целевую аудиторию – детей, младших школьников, нервная система которых еще не совершенна и очень возбудима . Причем, больше смотрят рекламу дети из неполных семей, так как они чаще находятся дома одни.
2.2. Описание выводов экспериментальной части
Мы поделили анкетированных детей, в группе продленного дня на 2 части по 20 человек в каждой. Группе №1 перед уходом домой, в течение недели, мы показывали видеоролик с рекламой шоколадки «Несквик», так как большинство детей в анкетировании подчеркнули, что им нравится реклама шоколада. Группе № 2 видеоролик мы не показывали. Через неделю мы провели опрос родителей, детей которые находились в группе №1 и группе №2. Было отмечено что, 73% детей из группы № 1, по дороге из школы домой, просили купить шоколадку «Несквик». Дети из группы № 2 отправлялись домой по обычному сценарию. Это свидетельствует о том, что дети эмоционально чувствительны, воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя, в данном случае вызывает желание купить шоколадку, сопровождающееся раздражительностью ребенка.
Итак, в первой части своего исследования мы доказали, что реклама неполезна для детей, во второй части – мы попытаемся доказать, что она неполезна и для взрослых, с точки зрения переплаты за товар. В настоящее время всем известны коллекции игрушек, которые активно продаются и рекламируются в СМИ. Мы провели следующий эксперимент: посмотрели все серии коллекций. Нас заинтересовали серии по конструированию пиратского корабля. Так вот, даже если мы купим конструктор самой известной марки «Lego» (в зависимости от размеров), мы потратим от 2500 до 4000 руб. за сам набор, а также приобретем книгу – энциклопедию о кораблях всех эпох стоимостью 1000 руб. Итого, на целую покупку мы потратим максимально 5000 руб. При этом мы имеем право выбора конструктора и не должны ждать целую неделю следующего номера.
В коллекции, тот же самый конструктор будет стоить: 1 номер (в самом дешевом ларьке) – 290 руб.;
- всего 70 номеров.
При подсчете общей стоимости коллекции в целом (290 руб. * 70 шт. = 20.300 руб.).
Итого, мы переплачиваем 15.000 руб., не имея при этом права выбора конструктора.
Исходя из подобных несложных расчетов, многие родители перестают считать рекламу безобидной и задаются вопросом: как от нее защититься. Мы предлагаем памятку «Как защитить ребенка от воздействия рекламы»:
Ограничить ребенку время просмотра телевизионных передач.
Прежде всего, комната, в которой ребенок проводит основное время, вообще не должна иметь телевизора. Если ребенка находится в той же комнате, где стоит телевизор, все разговоры об ограничении времени просмотра им телевизора лишены смысла. Он будет смотреть его ровно столько же, сколько и все остальные.
Ребенок не должен смотреть телевизор непосредственно перед сном, желательно прекращать просмотр телевизора за 1 час до сна. Чтобы эмоции .полученные от просмотра рекламы несколько стерлись из памяти.
Уже в первые годы жизни постараться приучить ребенка к чтению и живому, естественному общению.
Повышать критичность к любому посланию, пришедшему посредством СМИ.
Четко научить ребенка определяться, нужен ли ему объект рекламы. Если нужен, то для чего и в какой степени он необходим, и есть ли ему альтернатива.
Выводы
1. В начале данного исследования нами была поставлена цель: выяснить какую роль играет реклама в формировании потребностей детей. Мы поняли, что реклама обрушивает на младшего школьника огромное количество информации. Воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений – эмоциях, мыслях, возможных решениях покупки. Мы доказали, что если ребенок будет смотреть рекламу каждый день, то она будет оказывать влияние на формирование его потребностей.
2. Так же мы пришли к выводу о том, что большинство учеников привлекает красочность рекламы и «веселость» ее исполнения, а эти два параметра свидетельствуют о направленности на определенную целевую аудиторию – детей.
3.Очень важно уметь защититься от чрезмерного воздействия рекламы, для этого мы разработали памятку «Как защитить ребенка от воздействия рекламы».
4. Мы выяснили, что доверяют рекламе 60% респондентов. Поэтому мы считаем, что нужно снимать социально-активную рекламу. Например, рекламу призывающую к :
здоровому образу жизни и правильному питанию;
прилежанию в учебе и творчестве;
любви к природе , состраданию и милосердию .
И эту рекламу показывать, например, в кино, когда вы всей семье пришли на просмотр мультфильма, или же размещать в детских журналах, которые так любят читать дети.
Наш класс может предложить материал для социальной рекламы. Мои одноклассники, под руководством Баскаковой Нины Павловны, участвуют в социальном проекте «Добрые сердца». Мы посещаем Дом ветеранов, расположенный в поселке Монтажный с концертами, дарим одиноким пожилым людям свои поделки, стараемся ,чтобы они чувствовали заботу о себе. Ветераны всегда рады нашему приходу!
Наш девиз « Забота о ближнем никогда не выйдет из моды».
.
Список литературы
Моркшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: ИнфраМ, 2006г.
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. – Изд. 2-е. – М., 2006г.
Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. М., 2000г.