ТЕМА: «Викторина по сказкам»
ЦЕЛЬ: Расширение знаний о произведениях для детей авторские и народные. Учить детей общению в разновозрастном коллективе. Развивать познавательный интерес, чтобы дети могли узнавать сказки по атрибутам, иллюстрациям. Воспитание любви к сказкам, чтению книг. Коррекция логического мышления, памяти, речи, смекалки, находчивости, эрудиции, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: «красный ящик», иллюстрации сказочных героев, сказочных домиков, жетоны, игла, стрела, оригами - цветов, мочалка, репка, яйцо, лук, рыбка, Чебурашка.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: атрибут, иллюстрация.
ХОД:
О чем-то скрепит половица.
И ночью опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже, навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрепит половица,
По комнате ходит сказка.
С малых лет ваши мамы и бабушки, папы и дедушки рассказывали вам разные сказки перед сном.
А вы любите сказки?
Читаете ли сказки?
А сказки бывают авторские и народные.
А как вы, считаете; какие сказки авторские, а какие народные? (поясняю)
Сегодня мы проведем викторину по сказкам. У нас будет три команды. Мы должны по вопросам, по загадкам, по отрывкам из сказки, а также по атрибуту, по иллюстрациям отгадать сказку, героя или предмет из сказки.
Словарная работа. На доске новые слова, прочитаем их вместе, что они означают «атрибут», «иллюстрация». Объясняю.
Внимание звучит задание.
О ком это стихотворение?
-
Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у теплого окна,
И вышивание морозом
Узоров чудных на стекле
Она предпочитает розам,
Взращенным в комнате, в тепле.
Холодной льдинки злой осколок.
Вонзит в сердечко малыша.
Ее правленья век не долог
Когда есть, добрая душа…(«Снежная Королева»)
Какая это сказка?
-
Скорлупку свою разбивая.
Птенец появился на свет,
И внешностью всех поражая,
Не знал еще горя и бед,
Большой некрасивый и серый
Птенец удивил даже мать,
Которая вслух не посмела
Родное дитя не признать.
Уродом птенца называя,
Весь двор птичий был с ним жесток.
Из этого сытого рая
Прогнали птенца за порог,
Там, мир для себя открывая,
Птенец научился летать,
И дивную, гордую стаю.
Семьею, он стал называть («Гадкий утенок»)
А теперь для вас загадка?
-
Расскажу вам про конька,
Ростом только с три вершка.
На спине с двумя горбами,
Да с аршинами ушами.
В гости к нам прейдет конек
По прозванью…(«Конек-Горбунок»)
-
«Красный ящик»;
С помощью этого предмета, находящегося в нутре, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея - персонажа русских сказок (игла, «Василиса – премудрая»)
5.«Красный ящик»;
С помощью этого предмета, находящегося в нутре, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована (стрела, «Царевна лягушка»)
6.«Красный ящик»;
В новый год, двенадцать братьев.
Помогли собрать цветы,
А другую отучили, от капризной суеты (подснежники, «Двенадцать месяцев»)
-
Герой, какой сказки убежал из дома, и преодолев много опасностей, все-таки погиб, обманутой хитрой лисой? («Колобок»)
-
Герой, какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? («Кот в сапогах»)
-
А это какой герой?
С букварем шагает в школу,
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы,
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?Как зовется сам мальчишка? (Буратино, «Золотой ключик»)
Каждая команда получает иллюстрацию с изображением сказочного домика («Теремок», «Рукавичка», «Лиса, заяц и петух»). Кто живет в домике и какая сказка?
-
Глупый братец у нее, напился водицы.
Где не нужно пить ее, чтоб не изменится. «(Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
11.В какой сказке царю Дадону дарят петушка? («Сказка о золотом петушке»)
12. Какие герои пели эту песенку?
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь.
Лучше дома не найдешь, найдешь, найдешь.
Ни какой на свете зверь;
Хитрый зверь, страшный зверь.
Не откроет эту дверь, эту дверь. Вот («Три поросенка»)
А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Изобрази животных и птиц» Давайте все вместе попрыгаем как:
- воробей;
- кенгуру;
- заяц;
- лягушки.
А теперь нужно мимикой, жестами, походкой изобразить:
- встревоженного кота;
- грустного пингвина;
- восторженного поросенка;
- хмурого орла.
Молодцы хорошо повеселились, дальше продолжается наша викторина.
13. А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно
Этот дом сгорел, дотла («Кошкин дом»)
14. Появилась девочка в чашечке цветка
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка как она мола
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка.)
15. Какая сказка начинается словами:
«Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите, дети,
В Африку гулять!» («Бармалей»)
16. «Красный ящик»;
Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что за вещь, как называется сказка? (мочалка, «Мойдодыр»)
17. «Красный ящик»;
Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились тогда, когда получили взамен такой – же предмет, но другого цвета и качества (яйцо, « Курочка ряба»)
18. «Красный ящик»;
Вырос я в Италии,
там где зреют апельсины, и лимоны
и маслины, фиги и так далее.
Но под синем небосводом
не маслиной, не лимоном
Я родился луком и зовусь я …(Чипполино, «Приключение Чипполино»)
19. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею, кто-то голову срубил («Муха-Цокотуха»)
20. Какой-то серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек? (Волк, «Волк и семеро козлят»
21. Шум моторчика услышим
Глянем мы наверх на крышу.
Всех вареньем угощает
это (Карлсон) прилетает… («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
Каждой команде вручается иллюстрация сказочного героя. Нужно назвать сказку («Красная шапочка», «Русалочка», «Гуси лебеди»)
22. Как Маша из сказки «Маша и медведь » вернулась домой к бабушке и к дедушке? (в коробе.)
23. У кого из героев сказки, были хрустальные туфельки? (у Золушки, «Золушка»)
24. Каким, очень необычным транспортом воспользовался герой сказки, чтобы попасть во дворец к царю? (печь, Емеля, «По щучьему велению»)
25. «Красный ящик»;
Здесь находится игрушка, которая помогла старику выполнять все капризы его старухи? (рыбка, «Золотая рыбка»)
26. «Красный ящик»;
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победить упрямицу
Дружный общий труд («Репка»)
27. «Красный ящик»;
Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? («Чебурашка»)
На этом наша викторина подошла к концу, подведем итоги.
Итог: Чем занимались на занятии?
Какие сказки бывают? (авторские, народные)
Какие новые слова запомнили?
Все молодцы, хорошо работали. Занятие окончено, спасибо.