Речевое дыхание. Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения на речевое дыхание »
Речевое дыхание
По Константину Станиславскому
Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции. Дело в том, что дыхание не только дает энергию для голоса, но и одновременно выступает в роли регулирующего механизма, автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи, которые по природе своей разномощны.
Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох—выдох. Вдох — через нос и выдох — через нос (пока!).
Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС... Шумит лес: ШШШШШШШ... Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.
Вот зазвучала с силой речь —
И выдох изменяется:
Перестаёт наш воздух «течь»
Он «с силой выгоняется».
Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних рёбер грудной клетки).
Третий вид дыхания обслуживают эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.
Упражнение «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождайте движение рук звукоподражателями: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! ….
Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на «грушу» то рывками (Ф! Ф! Ф! Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФФФФФФФФ!...).
Ведь надо только захотеть,
И приложить старание.
Чтоб ловко и легко уметь
«Переключать» дыхание.
Лишь в нужный ритм «переключишь» —
И ты свободно зазвучишь.
Непременно придумайте сами подобные упражнения, как это с увлечением елают все занимающиеся тренингом:
«Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… (первый и второй типы дыхания).
«Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! (первый, второй виды дыхания).
«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! (первый вид дыхания).
«Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! (второй вид дыхания).
«Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! (второй вид дыхания).
«Выключающийся пылесос» ЖЖШШШШШ… Когда пылесос выключается, получается «запыхивающийся» звук «Ш» (первый и третий виды дыхания).
«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид дыхания).
Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС…
Упражнение «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р! Р! Р…РРРРР… Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬРЬРЬ…
Упражнение «Звонок». Много раз нажимаете на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…рьрьрьрьрьрь…
Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.